Музыкальное занятие 1. А. Корелли. Средневековая музыка (фолк).
Раз в неделю решила проводить с Варенькой небольшие музыкальные занятия.
Цели:
1) привить любовь к хорошей музыке - ведь так важно чувствовать музыку, её настроение, это целый мир, в ней столько смысла и так много человека.
2) познакомить с различными музыкальными произведениями, с разными направлениями.
3) познакомить с основными музыкальными понятиями, дать дополнительные знания о композиторах, музыкальных инструментах и прочем.
Есть и другие цели, но о них пока писать не буду.
Под катом о том, в чём заключалось наше первое музыкальное занятие.
На днях посмотрела часть вебинара с Михаилом Казиником, ему задали вопрос: "С каких конкретных произведений нужно начать знакомить малыша с музыкой?"
Вот что он ответил, выписала для себя:
1) Арканджело Корелли Concerto grosso
2) Вивальди Времена года и обязательно почитать его стихи
3) фрагменты из Щелкунчика
4) Моцарт - всё подряд, дивертисмент ре-мажор, ранние симфонии с первой, написанной в 8 лет!
5) детский альбом Шуман
6) детский альбом Чайковский
7) Прокофьев Петя и Волк с текстом Казиника
* первый диск М.Казиника про петушка.
До этого вебинара я ничего не слышала о Корелли, поэтому в первую очередь решила почитать о нём и его творчестве. Информации на русском языке оказалось не так уж много.
Вот отрывок из книги (я постаралась запомнить эту информацию и во время слушания рассказывала Вареньке):
В 1708 году Корелли получает заказ от принца Дюссельдорфского Иоганна Вильгельма написать для него цикл concerti grossi. Корелли принимает предложение и создает шесть камерных концертов с посвящением их принцу. Четыре из них вошли в ор. 6. Судьба двух других неизвестна.
Двенадцать concerti grossi, входящие в ор. 6 Корелли, вместе с его сольными сонатами образуют вершину творчества этого музыканта. Жанр concerto grosso, начало которому в Италии положил Александр Страделла, находит у Корелли совершенное воплощение. Развивая данный жанр, Кореллли, а за ним Бах («Бранденбургские концерты») и Гендель подготовили появление и расцвет раннего симфонизма XVIII столетия.
Основанный на принципе динамического контраста между звучанием небольшой группы концертирующих инструментов (concertino) и звучанием всей остальной оркестровой массы (concerto grosso), жанр этот у Корелли приобретает особое тембровое единство, так как все партии его concerti grossi поручены смычковым инструментам. Группу concertino образуют две скрипки и виолончель, то есть излюбленное Корелли смычковое трио, в то время как большой оркестр (concerto grosso) состоит из удвоенного смычкового квартета (первые и вторые скрипки, альты и басы, партию которых исполняют виолончели и контрабасы).
Подобно пятому опусу, concerti grossi Корелли также можно Разбить на две группы: первые восемь из них тяготеют к «церковному» стилю, последние четыре - к «камерному» и состоят из чередования следующих за прелюдией танцевальных частей (аллеманды, куранты, сарабанды, жиги, гавота, менуэта).
В музыке кореллиевских concerti grossi мы ощущаем тот же принцип сопоставления медленных, глубоко лиричных или насыщенно-патетичных частей и быстрых фугированных, моторных или танцевальных, который мы наблюдали в сонатах. Однако, соответственно особенностям жанра и его большим динамическим возможностям, музыка concerti grossi характеризуется насыщенностью, порой красочностью звучания, нередко драматичностью музыкальных образов, сохраняя в то же время в ряде частей свойственные другим его произведениям патетичность и лиризм.
В своих концертах Корелли дал образцы и мужественной патетики, например, Andante, Largo из Седьмого концерта, а также вступительное Largo из Третьего concerto grosso. К. Кузнецов и И. Ямпольский даже усматривают в Третьем концерте g-moll отдаленный прообраз Пятой симфонии Бетховена; представляется, что это может в какой-то степени быть отнесено лишь к философски-углубленному Largo.
Высокой поэтичностью, душевной широтой и раскрепощенностью привлекает и народная по истокам «Пастораль», которая завершает Восьмой концерт, получивший название «Рождественского». Она близка к жанру медленной сицилианы, в ней проступают влияния наигрышей народных музыкантов. Здесь господствуют полутона, спокойное течение незатейливой мелодии, состояние спокойной медитации. Не исключено, что эта музыка была первоначально создана для исполнения в «Аркадской академии», где аркадские (пастушеские) мотивы были ведущими. Может быть, она и была одним из тех концертов, которые там исполнялись Корелли.
Завершают обычно концерты все же быстрые части в темпе Allegro или Vivo, Vivace. В камерных концертах в качестве финалов выступают жиги и менуэт (в темпе Vivace). Нередко концерт завершают две быстрые части, а иногда и три (в Четвертом и Десятом), что превращает многочастный концерт в четырехчастный с разросшимся финалом.
Количество частей в концертах еще более неустойчиво, чем в сонатах. Корелли, стремясь к масштабности целого, еще не прибегает к разработочности, введению контрастных тем. Он использует скорее метод контрастирования различных по характеру и темпу частей, придавая им единство за счет монотематических связей и создавая некую репризность внутри целого. Так, во Втором концерте первая и четвертая части построены на одном тематическом материале, в Двенадцатом концерте первая, четвертая и пятая части - на однотипной интонации.
Все же связующей нитью для многочастных концертов - а некоторые, включая медленные связки-мостики, насчитывают десять (Второй), девять (Восьмой) или семь (Первый и Седьмой) частей - является скрипичная концертность, блестящее использование контраста solo и tutti, живость, энергичность и лаконичность частей как экспонирование различных состояний. Все в целом способствует созданию общего настроения праздника.
Арканджело Корелли заслуженно считается основоположником итальянской скрипичной школы XVII - начала XVIII века. Опираясь на народные традиции, отражая сказавшиеся в музыке плодотворные влияния эпохи Просвещения, он обобщил лучшие достижения итальянской скрипичной музыки XVII века, заложил своим творчеством основы предклассического стиля в скрипичном искусстве.
Корелли открывает славное созвездие, в которое наряду с ним входят Вивальди и Тартини. Музыка Корелли оказала значительное воздействие не только на итальянских музыкантов - она нашла преломление в творчестве Баха, Генделя, Куперена, Телемана и других композиторов. На ней учились многие поколения музыкантов.
Продолжающаяся жизнь кореллиевской музыки коренится в ее гуманизме, богатстве содержания ее образов, совершенстве стиля, мудром и тонком использовании выразительных возможностей скрипки, ее подлинной «скрипичности», неотделимой от тех художественных задач, которые ставил перед собой Корелли.
Вот определение из википедии:
Кончерто гроссо (итал. concerto grosso - большой концерт) - инструментальный жанр в музыке, зародившийся в эпохубарокко, основывается на чередовании и противопоставлении звучания всего состава исполнителей (рипиено,итал. ripieno) и группы солистов (концертино, итал. concertino)
Знакомство с творчеством Арканджело Корелли мы начали с concerto grosso 10.
Во время слушания музыки мы тихонечко играли в мячик: кто какие музыкальные инструменты знает? Варя меня очень порадовала тем, что использовала описательные конструкции, если не помнила название. Так, она вспомнила арфу, ударную установку, тарелки...
Ещё во время слушания произведения обращала Варино внимание на разные части, в которых играют то три инструмента, то целых 8, и все они смычковые; на то, что вот музыка весёлая, бодрая, мажорная, а вот она становится более протяжной.
Завершили мы наше музыкальное занятие любимым для Вареньки - слушанием её любимой песни (уже больше двух месяцев, с тех пор, как впервые её услышала) - Гер Маннелих. Небольшой экскурс:
11 июля мы ездили на фестиваль Средневековья, где выступала в частности группа из Харькова - Spiritual Seasons, играющая ирландский и скандинавский фолк-рок. Варя загорелась ещё научиться играть на скрипке, как девушка из группы.
Вот эти три композиции в исполнении Spiritual Seasons мы включаем чаще всего (мы уже с мужем порой воем от Вариных просьб включить ей Гер Маннелих))):
1) «Герр Ма́ннелиг» (швед.Herr Mannelig) - средневековая скандинавская народная баллада, является одним из самых известных произведений средневековой народной музыки. Оригинальный текст написан на старонорвежском, однако, учитывая, что в то время этот язык был распространён по всему скандинавскому полуострову (лишь впоследствии расколовшись на норвежский и шведский), установить конкретную страновую принадлежность баллады сложно.
Баллада рассказывает о женщине-тролле, которая была влюблена в рыцаря Маннелига и желала стать человеком. По распространённой в Скандинавии легенде, тролль мог стать человеком, если другой человек полюбит его. Однако, несмотря на все обещанные троллихой волшебные дары, герр Маннелиг отверг её любовь.
2) toss the feathers - ирландская музыка
3) spiritual seasons villeman og magnhild - Древненорвежское хоровое пение XI век. - Традиционная боевая песня Норвежских викингов