О чтении, буквах и букварях
Разных азбук и букварей у нас штук 20, начиная со школьных советских. Именно они и были первыми появившимися в нашем доме, когда после смерти Брежнева из школьных библиотек было приказано изъять весь тираж только что напечатанного букваря с портретом генсека. Эти буквари, которые мама принесла из школы, мы раздаривали всем знакомым у которых были маленькие дети. Годовалый сын подруги залистал букварь и знал все топоры-лопаты-лыжи. Мы пошли еще дальше. Юльке букварь вместе с другими списанными учебниками был выдан месяцев в семь - для перелистывания. Картонок у нас было всего две - тогда они были страшной редкостью.
Листать книги дитё обожало. И пальцем тыкать в картинки с вопросом:
- Ы?
- Жираф.
- Ы?
- Молоток.
- Ы?
- Четыре.
- Что ты ребенку голову морочишь? - возмущается мама, - можно подумать, она поняла что такое четыре!
- Можно подумать, она поняла что такое жираф. Какая ей разница что запоминать?
- Вообще-то да, - подумав, соглашается мама.
К году ребенок в этих книгах знал все. Показывала все предметы, красные круги, синие квадраты, деревья зимой и деревья летом, часть букв и некоторые цифры. В полтора, когда я отдавала ее в ясли, она уже знала все буквы и все цифры. Мы ничего и никогда специально не учили - ни числа, ни цвета, ни времена года, ни дни недели, никакие другие понятия - все как-то было встроено в жизнь, в разговоры, игры, дела (Теперь меня жутко обламывает факт, что у других, оказывается, бывает по-другому. То, что у детей того поколения и старше само-собой укладывалось в голове теперь почти со всеми нужно долго и терпеливо учить, а терпение - это совсем не моя добродетель, увы)
Начитавшись Никитиных, я облепила все стены картинками, азбуками, таблицами чисел, чтоб мозолили глаза и сами собой в штабеля укладывались в голове. Все укладывалось. Для своего возраста она знала очень много. Но. Мы ни на шаг не продвигались к чтению. Мама меня укоряла:
- Ты совершенно с ней не занимаешься! Она уже в год знала буквы, давно могла бы научить ее читать! Ты научилась читать сама.
- Она не может читать! - взрывалась я, - она не слышит, не различает звуки!!! Что толку от нарисованных букв, если "собака" у нее начинается на А, потому что "сАААААААбака"!!!
А потом мы поехали отдыхать на базу отдыха и в один из дождливых дней, одурев от рисования, я начала писать на листке буквы. Юлька прочла АВ АМ УМ ЮГ АХ ОХ УХ УХА УХО и потом битый час читала слово ДЕД, я чуть не рехнулась. Ума тоже было - нашла, что предлагать ребенку, это ж самое трудное - читать согласную вместе с йотированной гласной. Но это ж я потом такая умная стала, а тогда мне хотелось как Цезарю только увидеть и сразу победить - ну первый блин, чего уж там... Хорошо хоть хватило ума не мучить ребенка дальше. Вернулись с отдыхаловки, сдала ребенка маме на дачу вместе с книжечкой "Читаем сами", где на обложке напечатана таблица слогов, сказала: "не морочь ребенку голову, пока не возненавидела книги, пусть читает слоги и с нее хватит" Через три дня, прочитав лесенкой напечатанные КО РО ВА и СО БА КА Юлька удивилась:
- Бабуля, гляди - корова! Смотри - собака!
Потом мы никуда не торопились. У нас впереди еще уйма времени была - целых три года! Читали перед сном, как всегда. Сначала она читала первое слово, а все остальное я. Потом три слова, потом первое предложение, потом три предложения, если абзац коротенький, то первый абзац. Продолжали играть в наши любимые игры - в слова, в три буквы. Весной перед школой, когда встал вопрос о выборе школы, я вдруг узнала о проверке техники чтения. Проверяла на автобусной остановке, где мы коротали время в ожидании. Оказалось, что ребенок чешет как из пулемета, я даже знаки подсчитывать не стала. Меня тогда больше волновал вопрос берут ли у нас в крутой лицей детей "с улицы" или нужна протекция, которую негде взять. Оказалось - берут ))
Буквари переехали во второй (задний) ряд книжного шкафа и хранились как реликвия "на потом"
Вытащила я их, когда занялась своим детским садом. И потихоньку постепенно накупила новых всяких разных, хоть и периодически предпринимала героические усилия, пытаясь остановиться.
Тоненькие типа маршаковской "Про все на свете" или заходеровской "Мохнатой азбуки" я не считаю. Еще на многие буквы, слоги, слова куча самодельных презентаций, которые дети очень любят - у нас там петухи кукарекают, собаки лают, кошки мявчут, аплодисменты раздаются, если на правильное слово/картинку нажмешь.
А читать мы по-прежнему учимся без букварей - на кубиках, магнитах, карточках, бумажках, открытках, камнях. И буквы учим без букварей - придумываем слова на нужную букву-звук, когда умываемся, идем на прогулку, иногда за столом - во время любой паузы, когда я сахар размешиваю или второе накладываю, а кетчупом эту букву в тарелке пишу. Вообще, для того, чтобы ребенок что-то усвоил, он должен набрать определенную МАССУ, буквы и цифры должны окружать его со всех сторон. У нас на всех стенах азбуки, надписи, картинки, плакаты с буквами-цифрами-циферблатами. Куча кубиков, пазлов, магнитных и просто пластмассовых букв, которыми они играют. Старые буквари-математики, которые в свободном доступе тоже обеспечивают эту массу.
Вот между любым делом прилепляем гласную к согласной. За обедом на холодильнике составляем слова ЩИ, СУП, УХА, КАША, ЧАЙ, СОК, ПЛОВ, СОУС.
А начинаем с кубиков - на машине или паровозе подвозим согласную к разным гласным и сигналим БИ, БА, БУ, БЫ... Ну и пишем на бумажках, начиная с АХ, ОХ, УХ, ХА, ХИ - эти буквы им писать легче и веселятся от смены интонаций при восклицаниях, а уж потом все остальное. Вообще, сначала начинаем слоги и односложные слова именно складывать из магнитиков-кубиков, а не читать. К чтению слогов переходим позже.
Спросите - а зачем нам столько букварей? Для той самой массы. Смотрим, читаем. Часть из них - просто стихи и миниатюрки для чтения - это азбуки
Горбушина
Букваренкину школу Юдина тоже просто читаем, попутно кое-что выполняя.
Остера им читаю, и играем - то орем, то визжим, то шипим, то дрожжим ))
Ну а многое используем как первоначальное чтение, когда уже научились буквы в слоги складывать. В "Уникальной методике" Беженовой детям очень нравятся картинки
Букварь для вундеркиндов просто даю читать - им интереснее, когда слова написаны по-разному. Когда буквы в слове разного цвета - это мешает, а вот когда разноцветные слова, наоборот, заинтересовываются, читают с бОльшим воодушевлением ))
Там еще куча рекомендаций мелким шрифтом, но обычно мне некогда и лень надевать очки, поэтому мы обходимся без них. Читаем, где открыли, кто - слово, кто - предложение, кто - страничку.
Очень нравится мне .Азбука Олеси Жуковой - в плане заданий
Все это открывается эпизодически и дается практически бессистемно, никакой строгой определенности, не пошла страничка, закрываю, иногда предлагаю другое, иногда нет, все зависит от особенностей конкретного ребенка. Единственное чего четко придерживаемся со всеми - стараемся сначала запомнить нейотированные гласные и несколько согласных, которые можно тянуть-петь М, Н, В, З. С, Ж. Ш, Х. С (обязательно те, которые ребенок хорошо произносит) с ними и развлекаемся (воют букву В, пока подвозят ее к гласным - ВВВВВВА, ВВВВВУ или мычат ММММУ, МММММЫ), остальное как-то незаметно добирают потом. Главное - сначала слоги! Надо хорошо научиться их читать и только потом переходить к двух- трехсложным словам, иначе пока тужатся-читают второй слог, забывают первый. Если дети ходят постоянно с 3-х лет, то к 5 годам, кто раньше кто позже, уже все читают. И тогда наступает время бумажек
Вот такие бумажки вешаю над кроватью, чтоб читали пока не могут заснуть, чтобы не возились и рожи не корчили друг другу. Надо прочесть и найти лишнее слово
Так мы учимся, а все это количество слов и фотографий - для того, чтоб сказать, что больше всего из вышепоказанного, обойденного вниманием и виденного мною в разное время в магазинах, но не купленного, мне нравится Букварь Веры Ивановой (на четвертом фото внизу справа). Я купила его еще 2002 и с тех пор ни разу нигде не встречала. Думала, что он и не переиздавался с тех пор, но оказалось, что издается, просто под другой обложкой и называется теперь Обучение детей чтению. Он в разы лучше разрекламированной Жуковой! В разы!!!
Чем мне эта книга нравится - именно она объединяет в себе многие функции - это и азбука для изучения букв, и букварь - для обучения чтению, и книга для первоначального чтения, причем, интересная и познавательная книга. Большой плюс для меня - что обучение чтению как раз отвечает моим запросам - ее методика как раз совпадает с моими мелкими интуитивными и практическими "открытиями" и наблюдениями. Трудно ребенку на самом первом этапе чтения слогов перестраивать речевой аппарат после одного слога сразу на два других звука, легче на один, а второй повторяется - КАША, ДАЧА, НАТАША, МАКАКА
В самом начале раздела обучения чтению не только слова, но даже коротенькие букварные текстики состоят из слов с одной только гласной - А. Затем добавляются другие гласные, но опять же, сначала без согласных - так детям читать легче - Я-МА, О-СА, Ю-ЛА, У-РА - снова слова и текстики-диалоги, прочтение которых очень воодушевляет - ЧИТАЕТ САМ!!! А затем постепенно все усложняется, и усложнение идет наиболее щадящим путем. На Лабиринте достаточно фотографий, можно ознакомиться. Правда, там наиболее полно представлен первый - азбучный - раздел со стихами, заданиями, ребусами.
Я покажу немного других страничек для знакомства:
Тот же самый БУКВАРЬ, но только в другом оформлении обложки и еще под одним названием 300 упражнений для подготовки детей к школе.
И еще об одной из этих книг мне хочется рассказать вам и показать ее. Это "Праздник букваря" В.Волиной, но о ней - уже отдельным постом.