Если ребенок плачет.
Что делать и не делать, если ребёнок сильно плачет. Внезапный испуг, например, или коленку ободрал, или резкая обида. Я тут пишу "мама", но то же работает, конечно, с любым близким взрослым.
Сначала что НЕ надо делать. Не разговаривать НИКАК. То есть абсолютно. Никаких "иди пожалею" или "ой-ёй-ёй" или "маленький мой". Никаких вопросов о том, что случилось, как упал, где болит. ТИХО. Слова дают ребёнку дополнительную нагрузку на мозг в ситуации, когда он и так перегружен.
Также не надо тут же мазать ребёнка или дуть на рану (исключения, вроде артериального кровотечения, понятны), сильно укачивать, совать ему игрушки или сладости. Не вводить в ситуацию НИКАКИЕ новые сущности под истерику. Опять же, разгрузить мозг ребёнка, дать ему справиться с бедой, обработать всё.
Что помогает в любом возрасте:
1. Плавные, сильные, мягкие объятия, в них замереть, чуть отойдя от сцены проблемы, отвернувшись. Метафора "мама-одеяло". Мягкое, тёплое, надёжное, родное. Завернуть ребёнка в себя, как в одеяло. "Крепко", потому что у мамы часто от нервов руки подрагивают, и если держать не крепко, дрожь чувствуется :-)
2. Отрегулировать своё дыхание. Плавные, глубокие, регулярные вдохи и выдохи. Обратите внимание, как сильно дыхание в таких ситуациях сбивается; как регуляция дыхания помогает успокоиться; и, главное, как ребёнок синхронизирует со временем своё дыхание с маминым, тоже успокаиваясь.
3. Можно чуть-чуть покачивать ребёнка в такт дыханию, чуть-чуть поглаживать по спинке синхронно. Плавно, медленно, фоном, чтоб не отвлечь от важной работы, которой занят ребёнок - обрабатывать аварию.
Еще можно мычать, петь песенки без слов, попевки какие-то. Это как дыхательные упражнения. Опять же, они должны быть "фоновыми", не переключать на себя внимание. Но очень помогают дыхание отрегулировать.
4. Следить за дыханием ребёнка. Когда оно станет ровным, всхлипывания уйдут - повернуться "к лесу задом, к сцене передом". Посмотреть, где случилась беда.
5. И рассказать историю происшествия, "сказку аварии". Например: "Ты бежал вот тут к горке, а перед ней был лёд, левая нога уехала назад, и ты упал и ударился подбородком". Следите за дыханием ребёнка. На опасном месте, когда история подойдёт к "упал" - оно, скорей всего, участится. Ребёнок даже может опять заплакать. Он проживает событие. Историю можно рассказывать много раз. БЕЗ суждений (неосторожно, больно, зря) - только факты, только то, как было.
Несколько правил поведения с негативными эмоциями ребенка:
1. Ребенок имеет право проявлять негативные эмоции.
2. Проявление негативных эмоций говорит о неудовлетворенных потребностях ребенка, а не о дурном характере. Одна из главных потребностей - в любви (поймите разницу между желаниями и потребностями).
3. Не старайтесь полностью оградить ребенка от горечи, которую он испытывает не получив желаемого. Не ругайте и не развлекайте его в этот момент. Дайте прожить утрату.Примите его чувства молчанием и лаской.
4. Удовлетворяя потребности ребенка не забывайте о своих потребностях. Причина ваших негативных эмоций чаще всего та же - неудовлетворенные потребности.
5. Дети, которые не проявляют своих негативных эмоций, чаще подвержены болезням горла, аллергиям, запорам и т.д.
6. Один из способов помочь ребенку очиститься от негативных эмоций - надо научиться его слушать без нравоучений.
7. Чтобы научиться помогать ребенку справляться со своими негативными эмоциями родителям надо учиться справляться со своим негативом (не подавлять, а управлять). Вынести слезы и злость ребенка проще, если умеешь выносить себя в эти моменты.
Мамы, обратите на эмоциональное состояние свое и вашего ребенка. Это совсем новая, непривычная сфера для многих из нас. Бегая по врачам и аптекам, залечивая тело, пытаясь сделать все для своего ребенка мы забываем о главном - о его душе. Врачи щедро ставят диагнозы и выписывают антибиотики. Да, тело лечить надо. Но также нужно разбираться в эмоциональных причинах болезней.