Одна из самых распространённых методик педагогики – методика Марии Монтессори.
Если Вы будете хотя бы раз в неделю перечитывать этот список, то взаимоотношения с Вашими детьми могут выйти на совершенно иного качества уровень.
1. Детей учит то, что их окружает.
2. Если ребёнка часто критикуют – он учится осуждать.
3. Если ребёнка часто хвалят – он учится оценивать.
4. Если ребёнку демонстрируют враждебность – он учится драться.
5. Если с ребёнком честны – он учится справедливости.
6. Если ребёнка часто высмеивают – он учится быть робким.
7. Если ребёнок живёт с чувством безопасности – он учится верить.
8. Если ребёнка часто позорят – он учится чувствовать себя виноватым.
9. Если ребёнка часто одобряют – он учится хорошо к себе относиться.
10. Если к ребёнку часто бывают снисходительны – он учится быть терпеливым.
11. Если ребёнка часто подбадривают – он приобретает уверенность в себе.
12. Если ребёнок живёт в атмосфере дружбы и чувствует себя необходимым – он учится находить в этом мире любовь.
13. Не говорите плохо о ребёнке – ни при нём, ни без него.
14. Концентрируйтесь на развитии хорошего в ребёнке, так что в итоге плохому не будет оставаться места.
15. Будьте активны в подготовке среды. Проявляйте постоянную тщательную заботу о ней. Показывайте место каждого развивающего материала и правильные способы работы с ним.
16. Будьте готовы откликнуться на призыв ребёнка, который нуждается в вас. Всегда прислушивайтесь и отвечайте ребёнку, который обращается к вам.
17. Уважайте ребёнка, который сделал ошибку и сможет сейчас или чуть позже исправить её, но немедленно строго останавливайте любое некорректное использование материала и любое действие, угрожающее безопасности самого ребёнка или других детей.
18. Уважайте ребёнка, отдыхающего или наблюдающего за работой других, или размышляющего о том, что он сделал или собирается сделать.
19. Будьте неустанны, разъясняя ребёнку то, чего ранее он понять не мог – помогайте ребёнку осваивать не освоенное ранее, преодолевать несовершенство. Делайте это, наполняя окружающий мир заботой, сдержанностью и тишиной, милосердием и любовью. Будьте готовы помочь ребёнку, который находится в поиске и быть незаметным для того ребёнка, который уже всё нашёл.
20. В обращении с ребёнком всегда придерживайтесь лучших манер – предлагайте ему лучшее, что есть в вас самих.
«Семь шагов».
Шаг 1. Приучайте ребенка выполнять ваши задания, начиная с того, что ему хочется делать самому. Никита любит хлопать в ладошки. «Как Никита хлопает в ладоши? – Умница, Никита! А теперь, Никита, покажи, как гудит машина! – Замечательно!» – вы приучаете его делать то, что вы ему говорите. Он учится вас слушать.
Шаг 2. Приучайте ребенка выполнять ваши просьбы, подкрепляя это радостью. Если вы ребенка зовете, он должен к вам приходить. А еще лучше – прибегать, и сразу. Начинайте с ситуаций, когда ребенок и так с удовольствием к вам прибежит, а вы ему то ли вкусного дадите, то ли прижмете к себе и по головке погладите, то ли хотя бы минутку поиграете с ним. Вскоре начинайте звать, но уже без вкусного. Но если позвали – он должен придти. Сразу не идет – повторили, но добились. Обратили его внимание и попросили приходить, когда мама зовет. Не ругаться, а сказать: «Когда мама зовет, надо приходить сразу!», – и поцеловать!
Шаг 3. Делайте свои дела, не реагируя на ребенка – в тех случаях, когда в своей правоте уверены вы сами и знаете, что вас поддержат все. Вы все торопитесь на поезд, собираете вещи. В этом случае капризы ребенка «Ну, поиграй со мной!» будут легко проигнорированы всеми, включая бабушек. Приучайте ребенка к тому, что есть дела, которые важные. Приучите ребенка к слову: «Это важно». Если вы присели перед ним и, глядя ему в глаза, держа его за плечики, спокойно и твердо говорите: «Взрослым сейчас нужно собираться, а поиграем мы с тобой попозже. Это важно!» – то скоро ребенок начнет вас понимать. Это – важно!
Шаг 4. Требуйте минимум. Ребенок уже достаточно подрос, чтобы... Чтобы не отнимать игрушку у чужого ребенка, чтобы поднять упавшую варежку самому, чтобы положить кашу себе в рот самостоятельно... – Всегда ищите те моменты, когда ваши требования будут поддержаны всеми окружающими, чтобы даже бабушки хотя бы промолчали. Если ваших требований на ребенка многовато, он не успевает за вашими многочисленными требованиями, либо вы не имеете поддержки окружающих – свои просьбы и требования пока уберите, делайте то, что вы хотите от ребенка – сами.
Шаг 5. Уверенно давайте задания. Пусть ребенок делает, когда ему несложно или тем более даже хочется. Позаботьтесь о том, чтобы у ребенка всегда были дела, которые ему нужно делать по вашей просьбе. У ребенка не должно затухать понимание, что у него есть задания, и он это делать должен. Убрать за собой постель, унести за собой чашку, помыть посуду, сбегать в магазин – скорее всего, вам все это проще и дешевле сделать самостоятельно, но вы – воспитатель, поэтому ваша задача удержать себя, не делать это самому и каждый раз поручать это ребенку.
Шаг 6. Давайте трудные и самостоятельные задания. Постепенно переходите к более трудным и самостоятельным заданиям, в основном на самом позитивном фоне, с мелкими нерегулярными подкреплениями и редкими крупными
Шаг 7. Чтобы сделал, а потом пришел и показал (или доложил). Когда ребенок научится уже и этому, вы можете гордиться – перед вами уже взрослый человек. Вы – воспитали взрослого, ответственного человека!
Метод 1. Пилинг.
Эта процедура очень простая, и ее можно легко осуществить самостоятельно в домашних условиях. Вы можете использовать скрабы собственного приготовления или приобрести их в аптеке. Хорошо пилингует смесь перемолотой морской соли и кофейного жмыха. При помощи выбранного вами средства легкими массажными движениями прорабатываете все проблемные участки. После такой процедуры кожа становится гладкой и ровной.
Метод 2. Растирание маслами.
Приготовьте масляную смесь, смешав масло зародышей пшеницы, миндальное, оливковое масла в небольших количествах и капнув туда любых эфирных масел. В таком средстве содержится большое количество витамина Е, который ускоряет регенерацию клеток. Регулярно втирайте смесь в места растяжек. Результат придет не мгновенно, но зато будет очевидным.
Метод 3. Растирание мочалкой.
Вам понадобится жесткая мочалка из натурального волокна. Во время принятия душа просто растирайте кожу легкими круговыми движениями. Это способствует улучшению кровообращения и поступлению полезных веществ к проблемному участку.
Метод 4. Обертывания.
Для этой процедуры используется определенная основа с добавлением масел. За основу можно взять мед, кефир, творог, картофельное или фруктовое пюре, яичный желток, глину и т.д. На одну столовую ложку смеси добавляйте 20-25 капель масла розмарина, ладана или имбирного масла. Нанеся средство на кожу, накройте ее целлофаном и укутайте теплым платком. Затем полежите в спокойствии 30-40 минут.
Метод 5. Ванны.
Это, пожалуй, самый эффективный способ борьбы с растяжками, т.к. в этом случае лечебное средство максимально контактирует с проблемной кожей. Растворите в теплой ванне следующую смесь: мед, морская соль, пищевая сода, натуральное эфирное масло (лучше льняное, мандариновое или миндальное). В первые дни продолжительность принятия ванны не должна быть больше 5 минут. Затем можете постепенно увеличивать время. После ванны не вытирайтесь, а просто накиньте халат и дождитесь, пока не впитается масло.
Всем приходится общаться с детьми,
на самом деле не так много нужно, что бы сделать ребенка счастливым.
Говорите чаще:
1. Я люблю тебя.
2. Люблю тебя несмотря ни на что.
3. Я любю тебя даже когда ты злишься на меня.
4. Я люблю тебя даже когда я злюсь на тебя.
5. Я люблю тебя даже когда ты далеко от меня. Моя любовь всегда с тобой.
6. Если бы я мог выбрать любого ребенка на Земле, я бы все равно выбрал тебя.
7. Люблю тебя как до Луны, вокруг звезд и обратно.
8. Спасибо.
9. Мне понравилось с тобой играть.
10. Мое любимое воспоминание за день, когда мы с тобой *______*(что вы делали вместе).
Рассказывайте им:
11. Историю их рождения или усыновления.
12. О том, как вы нежничали с ними когда они были маленькие.
13. Историю о том, как вы выбирали имена.
14. О себе в их возрасте.
15. О том как встретились их бабушки дедушки.
16. Какие ваши любимые цвета.
17. Что иногда вам тоже сложно.
18. Что когда вы держите их за руку и сжимаете ее 3 раза, это секретный код, который означает - люблю тебя.
19. Какой у вас план.
20. Чем вы сейчас занимаетесь.
Притворитесь:
21. Что поймали поцелуй ребенка и положили себе на щечку.
22. Семьей птиц или животных и поиграйте, используя только интонации.
23. Что его «дай пять» такое сильное, что почти сбивает вас с ног.
24. Что вы исследователи в удивительном новом мире, когда выходите играть на улицу.
25. Что сегодня праздник.
Читайте:
26. Книгу с глупыми стишками.
27. Книгу а потом сыграйте по ней спектакль, или поставьте сценку.
28. Прочитайте им свою любимую детскую книгу.
29. Читайте на улице, под деревом.
30. Почитайте с ребенком в библиотеке в детском уголке, или в детской библиотеке.
31. Комиксы которые они так любят, даже если вам они не особо нравятся.
32. Читайте о том чего ждать от определенного возраста, чтобы не разочаровываться и не завышать свои ожидания.
Слушайте:
33. Что ваш ребенок рассказывает про свои игрушки, и подумайте, насколько это для него важно.
34. Вопрос, в котором ваш ребенок действительно нуждается вашей помощи.
35. На одну секунду дольше, чем позволяет ваше терпение.
36. Чувства которые стоят за словами вашего ребенка.
Спрашивайте:
37. Почему ты думаешь это случилось?
38. Как думаешь, что будет если _____?
39. Как нам это выяснить?
40. О чем ты думаешь?
41. Какое у тебя самое приятное воспоминание за день?
Показывайте:
42. Как сделать что-либо, вместо того, чтобы запрещать это делать.
43. Как свистеть в травинки.
44. Как резать еду.
45. Как складывать белье.
46. Как искать информацию когда вы не знаете ответа.
47. Привязанность к вашему супругу.
48. Что заботиться о себе (ухаживать за собой) очень важно.
Выделите время:
49. Чтобы понаблюдать за строительными площадками.
50. Чтобы посмотреть на птиц.
51. Чтобы ваш ребенок помог вам готовить.
52. Ходить в какие-то места вместе.
53. Копаться вместе в грязи.
54. Чтобы выполнять задания в темпе вашего ребенка.
55. Чтобы просто посидеть с вашим ребенком пока он играет.
Верьте:
56. Что ваш ребенок способен.
57. Что вы хороший родитель для вашего ребенка.
58. Что вас ему достаточно.
59. Что вы можете сделать все, что нужно для вашей семьи.
Порадуйте своего ребенка:
60. Сделайте сюрприз и уберите в его комнате.
61. Положите шоколад в блины.
62. Положите любовную записку в пакет с бутербродами.
63. Выложите еду или закуску в форме смайлика.
64. Сделайте какие-то звуковые эффекты, когда помогаете им что-то делать.
65. Играйте с ними на полу.
Отдавайте:
66. Улыбайтесь, когда ваш ребенок заходит в комнату.
67. Отвечайте взаимностью, когда ваш ребенок вас касается.
68. Настройтесь на совместную волну, прежде чем что-то говорить (исправлять), чтобы ваш ребенок действительно вас услышал.
1. Не жди, что твой ребенок будет таким, как ты или таким, как ты хочешь. Помоги ему стать не тобой, а собой.
2. Не требуй от ребенка платы за все, что ты для него сделал. Ты дал ему жизнь, как он может отблагодарить тебя? он даст жизнь другому, тот-третьему, и это необратимый закон благодарности.
3. Не вымещай на ребенке свои обиды, чтобы в старости не есть горький хлеб. Ибо что посеешь, то и взойдет.
4.Не относись к его проблемам свысока. Жизнь дана каждому по силам, и будь уверен, ему она тяжела не меньше, чем тебе, а может быть, и больше, поскольку у него нет опыта.
5. Не унижай!
6. Не забывай, что самые важные встречи человека- его встречи с детьми. Обращай больше внимания на них - мы никогда не можем знать, кого мы встречаем в ребенке.
7. Не мучь себя, если не можешь сделать что-то для своего ребенка. Помни, для ребенка сделано недостаточно, если не сделано все.
8. Ребенок-это не тиран, который завладевает всей твоей жизнью, не только плод от плоти и крови. Это та драгоценная чаша, которую Жизнь дала тебе на хранение и развитие в нем творческого огня. Это раскрепощенная любовь матери и отца, у которых будет расти не "наш", "свой" ребенок, но душа, данная на хранение.
9. Умей любить чужого ребенка. Никогда не делай чужому то, что не хотел бы, чтобы делали твоему.
10. Люби своего ребенка любым- неталантливым, неудачливым, взрослым. Общаясь с ним - радуйся, потому что ребенок - это праздник, который пока с тобой.
Януш Корчак (польск. Janusz Korczak; настоящее имя польск. Henryk Goldszmit; 1878 — 1942) — выдающийся польский педагог, писатель, врач и общественный деятель.
Педагогическая деятельность Корчака основана на формировании в детском коллективе и у отдельных воспитанников навыков самопознания, самоконтроля, самоуправления. В годы оккупации Польши фашисткой Германией Корчак героически боролся за жизнь детей в варшавском гетто; погиб в газовых камерах Треблинки вместе с 200 своими воспитанниками.
Что делать и не делать, если ребёнок сильно плачет. Внезапный испуг, например, или коленку ободрал, или резкая обида. Я тут пишу "мама", но то же работает, конечно, с любым близким взрослым.
Сначала что НЕ надо делать. Не разговаривать НИКАК. То есть абсолютно. Никаких "иди пожалею" или "ой-ёй-ёй" или "маленький мой". Никаких вопросов о том, что случилось, как упал, где болит. ТИХО. Слова дают ребёнку дополнительную нагрузку на мозг в ситуации, когда он и так перегружен.
Также не надо тут же мазать ребёнка или дуть на рану (исключения, вроде артериального кровотечения, понятны), сильно укачивать, совать ему игрушки или сладости. Не вводить в ситуацию НИКАКИЕ новые сущности под истерику. Опять же, разгрузить мозг ребёнка, дать ему справиться с бедой, обработать всё.
Что помогает в любом возрасте:
1. Плавные, сильные, мягкие объятия, в них замереть, чуть отойдя от сцены проблемы, отвернувшись. Метафора "мама-одеяло". Мягкое, тёплое, надёжное, родное. Завернуть ребёнка в себя, как в одеяло. "Крепко", потому что у мамы часто от нервов руки подрагивают, и если держать не крепко, дрожь чувствуется :-)
2. Отрегулировать своё дыхание. Плавные, глубокие, регулярные вдохи и выдохи. Обратите внимание, как сильно дыхание в таких ситуациях сбивается; как регуляция дыхания помогает успокоиться; и, главное, как ребёнок синхронизирует со временем своё дыхание с маминым, тоже успокаиваясь.
3. Можно чуть-чуть покачивать ребёнка в такт дыханию, чуть-чуть поглаживать по спинке синхронно. Плавно, медленно, фоном, чтоб не отвлечь от важной работы, которой занят ребёнок - обрабатывать аварию.
Еще можно мычать, петь песенки без слов, попевки какие-то. Это как дыхательные упражнения. Опять же, они должны быть "фоновыми", не переключать на себя внимание. Но очень помогают дыхание отрегулировать.
4. Следить за дыханием ребёнка. Когда оно станет ровным, всхлипывания уйдут - повернуться "к лесу задом, к сцене передом". Посмотреть, где случилась беда.
5. И рассказать историю происшествия, "сказку аварии". Например: "Ты бежал вот тут к горке, а перед ней был лёд, левая нога уехала назад, и ты упал и ударился подбородком". Следите за дыханием ребёнка. На опасном месте, когда история подойдёт к "упал" - оно, скорей всего, участится. Ребёнок даже может опять заплакать. Он проживает событие. Историю можно рассказывать много раз. БЕЗ суждений (неосторожно, больно, зря) - только факты, только то, как было.
Несколько правил поведения с негативными эмоциями ребенка:
1. Ребенок имеет право проявлять негативные эмоции.
2. Проявление негативных эмоций говорит о неудовлетворенных потребностях ребенка, а не о дурном характере. Одна из главных потребностей - в любви (поймите разницу между желаниями и потребностями).
3. Не старайтесь полностью оградить ребенка от горечи, которую он испытывает не получив желаемого. Не ругайте и не развлекайте его в этот момент. Дайте прожить утрату.Примите его чувства молчанием и лаской.
4. Удовлетворяя потребности ребенка не забывайте о своих потребностях. Причина ваших негативных эмоций чаще всего та же - неудовлетворенные потребности.
5. Дети, которые не проявляют своих негативных эмоций, чаще подвержены болезням горла, аллергиям, запорам и т.д.
6. Один из способов помочь ребенку очиститься от негативных эмоций - надо научиться его слушать без нравоучений.
7. Чтобы научиться помогать ребенку справляться со своими негативными эмоциями родителям надо учиться справляться со своим негативом (не подавлять, а управлять). Вынести слезы и злость ребенка проще, если умеешь выносить себя в эти моменты.
Мамы, обратите на эмоциональное состояние свое и вашего ребенка. Это совсем новая, непривычная сфера для многих из нас. Бегая по врачам и аптекам, залечивая тело, пытаясь сделать все для своего ребенка мы забываем о главном - о его душе. Врачи щедро ставят диагнозы и выписывают антибиотики. Да, тело лечить надо. Но также нужно разбираться в эмоциональных причинах болезней.
1. Ваша жена – роженица, ваш ребенок – новорожденный. В этот сложный и поразительный период вашей жизни они существуют друг для друга, этот удивительный симбиоз обусловлен природой. Ревность – нормальное чувство молодого отца, который, возможно, чувствует себя "не у дел" или "в тени". Важно направить это чувство в созидательное русло! Не давайте бабушкам отдалить вас от младенца, и мягко намекните жене, что вы хотели бы чувствовать себя причастным к тому, что происходит с двумя самыми важными для вас людьми.
2. Молодой матери, особенно если она родила совсем недавно, необходима ваша поддержка, которую ничто не сможет заменить. Не отказывайте ей в этой поддержке, даже если вы очень устали или чувствуете сильный стресс. Стакан чая в постель и доброе слово - эти "мелочи" она запомнит на всю жизнь; они станут наиважнейшим камнем в фундаменте вашего брака.
3. Первые недели после родов - неподходящее время объяснять вашей жене, насколько вам тяжело. Лучше поделиться с другом, который тоже отец детей. Ему будет гораздо легче понять вас, чем полумертвой от усталости и слабости роженице. Несмотря на то, что мужчинам очень нелегко привыкнуть в новой роли, женщине это дается с не меньшим трудом, даже если она выглядит так уверенно, как будто была матерью всю жизнь. Помните – ее жизнь тоже изменилась навсегда.
4. Если ваша жена кормит грудью, это не значит, что вы не имеете возможности установить контакт с ребенком. Кроме самого процесса кормления, существует тысяча путей общаться с малышом и быть важным человеком в его жизни. Уже с первых дней отец вполне может купать малыша или пеленать его. Если же такой "экстрим" пока не для вас, то вы можете брать малыша гулять, носить его на руках по дому и разговаривать с ним или напевать ему, чтобы дать матери немного придти в себя. Предлагайте вашу помощь, но не обижайтесь, если инстинкт роженицы вначале заставит жену отказаться (в природе большинство самцов неспособны ухаживать за детенышем, и генетическая "память" вашей жены может обмануть ее на этом этапе) . Через несколько дней или недель гормоны начнут приходить в норму, и мама малыша будет только рада разделить заботу о нем с любимым мужем.
5. Знайте, что младенцу знаком звук вашего голоса, он слышал его в течение 9 месяцев в утробе матери. Малыш может успокоится, услышав биение вашего сердца, или положив голову в ямку между вашей шеей и плечом. Дерзайте, ведь вы его отец! Вы сумеете успокоить малыша и дать ему почувствовать уверенность в себе.
6. Мать, кормящая младенца грудью, иногда будет чувствовать неуверенность в своих силах: например, она может думать, что малышу не хватает молока. Лучшей поддержкой ей станет ваша вера в нее и в ее материнские качества. Поддержите ее в минуту слабости, когда ей больно или тяжело. Она оценит ваши усилия, еслии не сейчас, то после.
7. "Так дай ему бутылку со смесью, если тебе так тяжело!" Эта фраза – очень плохой способо поддержать кормящую мать, которая столкнулась с трудностями. Если она поддастся слабости и перестанет кормить, несмотря на то, что всегда верила в важность грудного вскармливания для ее ребенка - она неминуемо почувствует горечь неудачи. Более того, она запомнит, что именно вы не верили в нее, именно вы посоветовали ей сдаться. Даже если она будет утверждать, что ее решение было правильным и осознанным, подсознательная неприязнь к тому, кто "подрезал ей крылья", все равно останется.
8. "Может, попробуй покормить его еще только один день? Только до завтра!" – эти слова моего мужа я до сих пор вспоминаю с чувством благодарности. Он произносил их каждый день, когда я боролась за грудное вскармливание нашего первенца, и была близка к тому, чтобы сдаться. Я не знаю лучшего способа поддержать кормящую мать, которой тяжело и больно. Если есть проблемы с кормлением, необходимо найти информацию по их решению, или пригласить консультанта. Услуги консультанта обычно платные, но ведь молочные смеси тоже не раздаются бесплатно.
Почитайте информацию о пользе ГВ и о его налаживании в интернете или в книгах - знания придадут вам и вашей жене уверенности в себе. Важно понимать что вы делаете все, что в ваших силах, чтобы ваш ребенок получил самое лучшее – материнское молоко. Это ли не важнейшая задача родителей!
9. Кормящая мать, особенно если она только что родила, нуждается в хорошем питании и обильном питье, а также в отдыхе. Если она не получает то, в чем нуждается, она зачастую будет плохо себя чувствовать и, как следствие, будет раздражительной и нервной. Вспомните это в следующий раз, когда вам покажется, что она "скандалит по пустякам". Можете биться об заклад, что приготовленный вами ужин, стакан горячего чая и полчаса без младенца на руках вернут спокойствие и равновесие в вашу семью.
10. Начиная с 6-недельного возрасте, большинство младенцев способны прожить час или полтора без еды. Отпустите жену на полтора часа посидеть в кафе с подружкой или в поход по магазинам без ребенка, и вы сможете по праву называться "отцом года"! На всякий случай попросите ее, чтобы она оставила вам сцеженное молоко.
1. Кричать
Крик — это не приступ ярости и не желание нанести вред малышу, а сигнал беспомощности. Именно так его и читают дети: орущих родителей они воспринимают как неуверенных в себе, нестабильных, от чего им становится страшно.
Крик просто противопоказан в воспитании: дело в том, что он выстраивает в ребенке демонстративный характер. Когда мама начинает орать, ребенок привыкает плакать, бить ногами по полу, топать ножкой и накручивать ее еще сильней. Это происходит потому, что ребенок привыкает к эмоциональным реакциям и сам ими пользуется.
Легко сказать, подумаете вы. Ведь дети иногда просто сводят с ума тем, что подвергают себя реальной опасности. Неужели его стоит погладить по головке, если он тянется к горячей сковороде?
Вместо крика:
1. Договаривайтесь с ребенком. Если его вечные отказы (погулять, поесть, пойти в школу) заставляют вас истерить, сделайте ему предложение, от которого он не сможет отказаться. Например: либо он собирается на прогулку, либо мама с ним никуда не идет (пока малыш бегает с одним зашнурованным ботинком, просто вернитесь к своим делам — у вас же договор).
2. Уходите из комнаты. Подавляющее большинство детских истерик имеют абсолютно демонстративный характер. Так ребенок пытается вызвать у мамы эмоции (и, между прочим, не со зла, а потому что либо недобирает их, либо перебирает). Дайте маленькому артисту успокоиться: пусть усвоит, что провокация — это слабый аргумент.
3. Успокойте его. Допустим, он снова доводит вас до мелкого припадка, ложась поперек коридора и ударяя кулаками по полу. А вы сами успокойтесь, возьмите журнал или книгу и читайте, пока ребенок не прекратит истерику. Чем чаще вы будете это повторять, тем быстрее малыш научится держать свои эмоции под контролем.
2. Бить
Разумеется, прочитав этот пункт, большинство родителей скажут: «Да мы пальцем его не трогали!» А теперь вспомните все эти мелкие шлепки по тянувшейся к розетке ручке, слабые пощечины, которые должны «привести его в чувство», и прочую физическую «мелочевку», которая не доставляет ему реальной боли, но пугает и унижает.
Бить ни в коем разе детей нельзя, и сила удара здесь роли не играет. А мы делаем это снова от беспомощности: не в силах сдержать своих страхов, мы допускаем такие промахи.
Вместо шлепков:
1. Не создавайте априори ситуаций, когда ребенок дома находится в опасности. Пока он маленький, все розетки, электропровода и тяжелые вещи, которые ребенок может на себя опрокинуть, должны быть спрятаны и закрыты. Если он к ним потянулся — это уже ваша вина: ребенок всего лишь познает мир, а не пытается вас разозлить.
2. Научитесь сами себя успокаивать. Считайте до десяти, уходите в другую комнату, разрывайте лист бумаги… Но не срывайте гнев на ребенке.
3. Объясняйте ребенку принцип работы электрочайника, дайте поиграть с выключенным утюгом — пусть изучит его досконально. Найдите время, чтобы открыть для ребенка мир и объяснить, какие в нем таятся опасности.
3. Лезть в его личную жизнь
Это касается уже детей постарше. У них — новые друзья, первые романы, свои компании… Родители очень любят заводить гестаповские допросы на предмет «что это за мальчик» и «где его папа работает». Дети же, как и взрослые, не в восторге от того, что самые интимные подробности их взаимоотношений со сверстниками оказываются предметом праздного обсуждения. Многие ребята сами бегут делиться, но только в том случае, если чувствуют при этом безопасность — папа с мамой не будут задавать ему провокационные вопросы, копаться в его отношениях и выискивать какие-то скрытые тайны.
Вместо допросов:
1. «Ну как?» — отличное начало для беседы в дружеской атмосфере, когда ребенок вернулся со своего первого в жизни свидания. Ответил «нормально» — не расспрашивайте. Захочет – все вам поведает.
2. Если только речь не идет о пьющей и курящей компании, не давайте своих оценок друзьям ребенка. Это подорвет его доверие и к вам, и к собственным друзьям.
3. Позвольте ребенку иметь свое пространство. Пусть не показывает вам свою переписку, а вы входите в его комнату только со стуком. Для детей очень важна личная территория — иначе они вырастают невротиками.
4. Пить, курить и выражаться нецензурно в его присутствии
А это уже политика двойных стандартов. Папина баночка пива, мамина сигаретка, случайно оброненный некорректный оборот в разговоре с подругой по телефону… И ребенок уже начинает воспринимать классические родительские запреты как унижение собственного достоинства (ага, папе с мамой можно, а мне нельзя, потому что я хуже?).
Ребенок, что уж там говорить, — это большая ответственность. В связи с его появлением образ жизни меняется кардинально, и это касается едва заметных мелочей. Любая вещь, которую вы запрещаете ребенку с текстом «это для взрослых», — делает эту вещь желанной автоматически и не воспитывает в ребенке адекватное отношение к тому, что может навредить его здоровью.
Вместо двойных стандартов:
1. У вас есть своя няня, бабушки-дедушки, кружки… Пить, курить и материться можно и вне присутствия ребенка. Но лучше уж окончательно завязать с дурными привычками, чтобы случайно о них не вспомнить в самый неподходящий момент.
2. Давать ребенку информацию. Можно вместе посмотреть научно-документальный фильм о вреде табака, изучить воздействие алкоголя на организм человека и создать в голове ребенка не запугивающую, а верную, медицински-грамотную картину.
5. Бояться его сексуальности
Дети растут очень быстро, и по статистике, уже в 15 с половиной лет вступают в первые интимные отношения. До этого уже начинаются разговоры о сексе, они ищут о нем информацию, да и просто выдают всякие пошлости.
Родители в ужасе хватаются за голову: вместо того чтобы рассказать подростку о контрацепции, они внушают ему страх перед этой темой, который скажется самым ужасным образом тогда, когда ребенок станет взрослым. Или еще хуже: пытаясь «грамотно» вести себя в процессе его полового развития, родители начинают выяснять, что он делал и где гулял.
Вместо страхов:
1. Предложите ребенку информацию. О презервативах можно начинать беседы уже в 13—14 лет: чем раньше он об этом узнает, тем лучше. Но и бегать за ним с брошюрами о вензаболеваниях не стоит: пусть имеет возможность обратиться к вам за советом, когда сам этого захочет.
2. Вообще никак не относиться к его личной жизни. Если папа с мамой вмешаются в его первую любовь, он может вырасти с неадекватным восприятием этого чувства. А когда родители умеют дружить с ребенком и соблюдают его психоэмоциональную автономию, он сам с удовольствием делится.
6. Требовать от ребенка быть отличником
Этот пункт может многим показаться спорным. Психологи считают, что родительская амбициозность прочно обоснована в нашем менталитете. Вероятно, это происки советского прошлого, когда вместо индивидуализма в людях воспитывали покорность и исполнительность.
Для многих родителей школьные успехи — это отражение их собственных побед. Нереализованность в жизни заставляет таких пап и мам свято верить, что ребенок обязан быть «самым-самым». Но оказанное на него давление сыграет с ребенком злую шутку: в будущем он не научится нести ответственность за себя, либо взбунтуется, либо взрастит в себе потребность всем услужливо угождать.
Да и что кривить душой? Не все дети одинаково способны в учебе. И это не делает ребенка хуже или лучше — просто кому-то дается математика, а кому-то нет. Вы же не корите себя за то, что не стали молекулярным биологом?
Вместо требований:
1. Принимайте ребенка таким, какой он есть. Пусть он выше «троек» не поднимается, и золотая медаль ему не светит: у него же масса других талантов!
2. Выстройте правильную психологию: учеба — это обязанность ребенка. Чем раньше на его плечах будет висеть ответственность за оценки, тем независимее и сильнее он станет в будущем.
3. Позвольте ребенку иметь возможность всегда обратиться к вам за учебной помощью, но никогда ее не навязвайте. Это не значит, что он должен часами торчать в Интернете вместо уроков — опасные для здоровья вещи тоже надо запрещать. Но он вполне может почитать или поиграть с друзьями, вместо изучения программы следующего года по истории. Это его жизнь.
4. Помните, что в нашей стране нездоровое отношение к детской успеваемости. В Европе и Америке на родительских собраниях разговаривают в первую очередь о психологии ребенка и его личных качествах, только к концу переходя к отметкам. Мы, к сожалению, не можем перестроить моментально всю российскую систему образования, но зато можем брать хороший пример у Запада, и помочь ребенку внутри семьи.
Эти простые правила легко запомнить, но бывает сложно реализовать. Помните, что если очень уж сложно не переходить какие-то грани, всегда можно обратиться за помощью к семейному психологу, врачу или психоаналитику. А вообще проще простого любить ребенка, и все. Любовь — это способность сделать так, чтобы он был счастливым.
1. Не балуйте меня, вы меня этим портите. Я очень хорошо знаю, что не обязательно предоставлять мне все, что я запрашиваю. Я просто испытываю вас.
2. Не бойтесь быть твердым со мной. Я предпочитаю именно такой подход. Это позволяет определить свое место.
3. Не полагайтесь на силу в отношениях со мной. Это приучит меня к тому, что считаться нужно только с силой.
4. Не давай обещаний, которые вы не можете выполнить. Это ослабит мою веру в вас.
5. Не расстраивайтесь слишком сильно, когда я говорю "я ненавижу вас". Я не имею это в виду. Я просто хочу, чтобы вы пожалели о том, что сделали мне.
6. Не заставляйте меня чувствовать себя младше, чем я есть на самом деле. Я отыгрываюсь на вас за это, став "плаксой" и "нытиком".
7. Не делайте для меня и за меня то, что я в состоянии сделать для себя сам. Я могу продолжать использовать вас в качестве прислуги.
8. Не поправляйте меня в присутствии посторонних людей. Я обращу гораздо больше внимания на ваше замечание, если вы скажете мне все спокойно с глазу на глаз.
9. Не пытайтесь обсуждать мое поведение в самый разгар конфликта. Мой слух притупляется в это время, и у меня остается мало желания сотрудничать с вами. Будет лучше, если мы поговорим об этом немного позднее.
10. Не пытайтесь читать мне наставления и нотации. Вы будете удивлены, узнав, как великолепно я знаю, что такое хорошо, а что такое плохо.
11. Не заставляйте меня чувствовать, что мои поступки смертный грех. Я должен научиться делать ошибки, не ощущая при этом, что я ни на что не годен.
12. Не придирайтесь ко мне и не ворчите на меня, если вы будете делать это, то я вынужден буду защищаться, притворяясь глухим.
13. Никогда даже не намекайте, что вы совершенны и непогрешимы. Это дает мне ощущение тщетности попыток сравняться с вами.
14. Не беспокойтесь, что мы проводим вместе слишком мало времени. Значение имеет то, как мы его проводим.
15. Пусть мои страхи и опасения не вызывают у вас беспокойства. Иначе я буду бояться еще больше. Покажите мне, что такое мужество.
16. Не забывайте, что я не могу успешно развиваться без внимания и ободрения.
17. Относитесь ко мне так же, как вы относитесь к своим друзьям. Тогда я тоже стану вашим другом.
18. И, кроме того, я вас так сильно люблю, пожалуйста, ответьте мне тем же...
19. Не подвергайте слишком большому испытанию мою честность. Будучи испуган, я быстро превращаюсь в лжеца.
20. Не забывайте, что я люблю экспериментировать. Таким образом, я познаю мир, поэтому, пожалуйста, смиритесь с этим.
21. Не защищайте меня от последствий собственных ошибок. Я учусь на собственном опыте.
22. Не обращайте слишком много внимания на мои маленькие хвори. Я могу научиться получать удовольствие от плохого самочувствия, если это привлекает ко мне столько внимания.
23. Не пытайтесь от меня отделаться, когда я задаю откровенные вопросы. Если вы не будете на них отвечать, вы увидите, что я вообще, перестану задавать вам вопросы, и буду искать информацию на стороне.
24. Не позволяйте моим дурным привычкам привлекать ко мне чрезмерную долю вашего внимания. Это только вдохновит меня на их продолжение.
25.Не поддавайтесь на мои провокации, когда я говорю или делаю что-то только затем, чтобы просто расстроить вас. А то затем я попытаюсь достичь еще больших «побед».
26. Не требуйте от меня немедленных объяснений, зачем я сделал то или иное. Я иногда и сам не знаю, почему поступаю так, а не иначе.
27.Не будьте непоследовательными. Это сбивает меня с толку и заставляет упорнее пытаться во всех случаях оставить последнее слово за собой.
28. Я хочу быть уверенным, что родился от вашей любви друг к другу, а не только от сексуального удовольствия. Ссоры между вами подтверждают мои самые страшные опасения.
«ПЕРЕБИРАЕМ ПАЛЬЧИКИ»
Горошка, горошка, горошка,
Горошка —
Фасолька!
Горошка, горошка, горошка,
Горошка —
Фасолька!
Описание:
Это очень простое и полезное упражнение, доставляющее малышу удовольствие. Ребёнок лежит на спинке. Мама держит одной рукой ножку малыша, а другой — перебирает пальчики («горошки»), пока не доходит до «фасольки» — большого пальчика. Пальчики можно не только растирать, но и оттягивать вверх и в стороны — это развивает мелкие мышцы стопы, а также способствует стимуляции рефлекторных точек в зоне стопы.
***
«ТОПОТУШКИ»
Побежали по дорожке
Наши маленькие ножки.
Ножки, ножки,
Вы куда бежите?
В лесок, на мошок,
Избушку мшить,
Чтоб не холодно жить!
Описание:
«Топотушки» можно начинать делать, когда малышу исполнилось 1,5 — 2 месяца. Это несложное упражнение снимает физиологический гипертонус ножек и готовит малыша к выполнению более сложных упражнений. Ребёнок лежит на спинке. Нужно захватить его ножки ниже колена и легонько «потопать» пяточками по поверхности. Выполняйте движения нежно, но лёгкий толчок всё же должен быть. Выполняя это упражнение, не старайтесь сгибать или разгибать ножки.
***
"ПОКОЛАЧИВАНИЕ СТОП»
Надо Даню подковать,
Пойдёт Даня танцевать,
Танцуй, танцуй, танцуй!
Описание:
Таким образом, можно играть с ребёнком буквально с первых дней.Мама берёт ножку малыша одной рукой, а пальцами другой — «поколачивает» по всей поверхности стопы . Происходит стимуляция рефлексогенных зон стопы, что благотворно влияет на весь организм в целом, помимо этого, укрепляются мышцы. Если это упражнение выполнять регулярно, в дальнейшем ребёнку не будет грозить плоскостопие.
***
Сидит белка на тележке,
(круговыми движениями гладим пяточку)
Раздает она орешки
Мишке толстопятому—
(проглаживаем пальчики, начиная с большого)
Заиньке усатому-
Лисичке-сестричке—
воробью — синичке
Кому в роток,
(гладьте большим пальцем подушечки стопы)
кому в зобок,
кому в лапочку»
***
(покалачиваем по пяточке)
Куй, куй, каблучок!
Подай бабка башмачок.
Не подашь башмачка —
Не подкуем каблучка.
***
Моя семья.
(Проговаривая слова, поочередно пальчики можно разгибать, а можно, наоборот, сгибать, начиная с большого. По окончании покрутить кулачком.
Этот пальчик ДЕДУШКА.
(загибает /разгибает/ большой пальчик)
Этот пальчик БАБУШКА.
(загибает /разгибает/ указательный пальчик)
Этот пальчик ПАПОЧКА.
(загибает /разгибает/ средний пальчик)
Этот пальчик МАМОЧКА.
(загибает /разгибает/ безымянный пальчик)
Этот пальчик Я.
(загибает /разгибает/ мизинчик пальчик)
Вот и вся моя семья!
(поднимает левую ручку и распрямляет все пальчики)
Кроме игрового момента, в этой забаве очень много положительных черт: развивается моторика ручки – сгибаются и разгибаются пальчики; развивается память – нужно же запомнить кто есть кто и кто за кем; развивается речь – последние слова фраз ребенок может говорить сам.
Мальчик-пальчик.
(Пальцы сжаты в кулачок)
- Мальчик-пальчик,
Где ты был?
(разгибается большой палец)
- С этим братцем в лес ходил,
(разгибается указательный)
С этим братцем щи варил,
(разгибается средний)
С этим братцем кашу ел,
(разгибается безымянный)
С этим братцем песни пел.
(разгибается мизинец)
Стишок для запоминания названий пальчиков.
Палец Толстый и Большой
В сад за сливами пошел.
(загибает /разгибает/ большой пальчик)
Указательный с порога
Указал ему дорогу.
(загибает /разгибает/ указательный пальчик)
Палец Средний - самый меткий,
Он снимает сливы с ветки.
(загибает /разгибает/ средний пальчик)
Безымянный поедает,
(загибает /разгибает/ безымянный пальчик)
А Мизинчик-господинчик
В землю косточки сажает.
(загибает /разгибает/ мизинчик пальчик)
Шалун.
Наша Маша варила кашу
Кашу сварила, малышей кормила.
(на первые две строчки чертить круговые линии на ладошке малыша)
Этому дала, этому дала,
Этому дала, этому дала,
(на следующие 2 строчки загибать пальцы с проговариванием соответствующих слов)
А этому - не дала.
Он много шалил,
Свою тарелку разбил.
(со словами последней строчки пальцами другой руки брать мизинчик и слегка покачивать)
Белочка.
(по мотивам народной песенки)
Сидит белка на тележке,
Продаёт свои орешки;
Лисичке-сестричке,
Воробью, синичке,
Мишке косолапому,
Заиньке усатому.
(поочерёдно разгибать все пальцы, начиная с большого)
По грибы.
Раз, два, три, четыре, пять,
Мы идём грибы искать!
Этот пальчик в лес пошёл,
Этот пальчик гриб нашёл.
Этот пальчик чистить стал.
Этот пальчик жарить стал,
Этот пальчик всё съел,
Оттого и потолстел.
(попеременно сгибать пальцы, начиная с мизинца)
Пальчики.
Раз, два, три, четыре, пять,
Вышли пальчики гулять!
Раз, два, три, четыре, пять,
В домик спрятались опять.
(поочерёдно разгибать все пальцы, начиная с мизинца, затем сгибать их в том же порядке)
Осенние листья.
Раз, два, три, четыре, пять,
(загибать пальцы, начиная с большого)
Будем листья собирать.
(сжимать и разжимать кулачки)
Листья берёзы, листья рябины,
(загибать пальчики, начиная с большого)
Листья тополя, листья осины,
Листики дуба мы соберём.
Есть игрушки у меня.
Есть игрушки у меня:
(хлопать в ладоши)
Паровоз и два коня,
Серебристый самолёт,
Три ракеты, вездеход,
Самосвал,
Подъёмный кран.
(загибать поочерёдно пальчики)
Варим кашу.
(Чертим пальцем круги по ладошке. Имя можно заменить на имя вашего ребёнка)
Настя кашу варила,
Деток кормила.
(Загибаем пальцы по одному, начиная с мезинца)
Этому дала,
Этому дала,
Этому дала,
Этому дала,
(Подёргать большой палец)
А этому не дала.
(Разгибаем пальцы по одному. Здесь можно придумывать свои причины, по которым последний пальчик не получил каши)
Он сено не косил,
Корову не доил,
Тесто не месил,
И печку не топил.
Прятки.
(Ритмично сгибать и разгибать пальцы. Усложнение: поочередное сгибание пальчика на обеих руках)
В прятки пальчики играли
И головки убирали.
Вот так, вот так,
И головки убирали.
Овощные пюре, как правило, становится первым прикормом для малыша. Они удовлетворяют потребность растущего организма крохи в витаминах, растительном белке, пищевых волокнах... Словом, пюрешки — это очень полезно, тем более, если сделаны они с любовью в домашних условиях :)
► Картофельное пюре
(c 5 месяцев)
Понадобится: 2 картофелины, 4 ст.ложки молока (грудного или смеси), 1 чайная ложка сливочного масла
Хорошо помойте картофель. Очистите его от кожуры. Помойте еще раз. Сварите картофель на пару или испеките в духовке до мягкости. Протрите еще горячий картофель через сито или измельчите в блендере. Взбивая картофель, постепенно влейте горячее молоко. Полученное пюре поставить на огонь и кипятить еще 2-3 минуты. Снимите с огня и добавьте сливочное масло. Охладите.
► Пюре из цветной капусты и кабачка
(с 6 месяцев)
Понадобится: 50 г цветной капусты, 60 г кабачка, 2 ст.ложки молока (грудного или смеси), половина чайной ложки растительного масла
Хорошо промойте овощи проточной водой. Очистите капусту, разделите ее на небольшие соцветия. Нарежьте кабачок небольшими брусочками. Положите овощи в эмалированную кастрюлю. Залейте все кипятком так, чтобы вода полностью покрывала овощи.
Закройте крышкой и варите до полной готовности. Протрите еще горячие овощи с отваром через сито до получения однородной массы. Можете воспользоваться блендером. Добавьте в пюре горячее молоко. Кипятите еще 1-2 минуты. В готовое пюре добавьте растительное масло и перемешайте.
► Морковно-картофельное пюре
(с 7 месяцев)
Понадобится: 2 картофелины, 1 морковь, 4 ст.ложки молока (грудного или смеси), 1 чайная ложка растительного масла
Хорошо помойте морковь и картофель. Очистите и помойте еще раз. Нарежьте овощи кубиками. Положите их в эмалированную кастрюлю. Залейте кипятком так, чтобы вода покрывала овощи. Варите овощи на медленном огне под крышкой до готовности.
Горячие овощи протереть через сито до получения однородной массы. Можете воспользоваться блендером. В пюре добавьте молоко, соль, растительное масло. Доведите до кипения, снимите с огня и остудите.
► Морковное пюре
(с 7 месяцев)
Понадобится: 1 средняя морковь, горячая вода, 2 столовые ложки молока (грудного или смеси), 1/2 чайной ложки сливочного масла
Хорошо помойте морковь, почистите ее, еще раз помойте. Нарежьте помытую морковь кубиками, переложите ее в эмалированную кастрюлю, залейте кипятком так, чтобы вода покрывала морковь. Варите морковь на пару или на медленном огне под крышкой, пока морковь не разварится, а вода не выкипит.
Горячую морковь протрите через сито до однородной массы. Можно измельчить морковь в блендере. Добавьте сливочное масло, горячее молоко и все перемешайте. Кипятите еще 2-3 минуты. Охладить перед подачей на стол.
► Пюре из кабачка и куриного мяса
(с 9 месяцев)
Понадобится: 150 – 200 г мякоти кабачка, 50 г вареного белого мяса курицы или индейки, 1/2 стакана молока, 1 ст.ложка сливочного масла
Хорошо помойте кабачок. Очистите его от кожицы и нарежьте небольшими ломтиками. Отварите на пару до полной готовности. Горячим, перетрите кабачок через сито до однородной массы. Смешайте с измельченным мясом птицы до однородной консистенции. Влейте горячее молоко, посолите и прокипятите еще 2-3 минуты. Добавьте в готовое пюре сливочное масло.
► Пюре из цветной капусты с молоком
(c 6 месяцев)
Понадобится: 100 г цветной капусты, 2 ст.ложки молока (грудного или смеси), половина чайной ложки растительного масла
Хорошо промойте цветную капусту. Разрежьте ее на соцветия. Уберите зеленые листья. Положите мелкие соцветья цветной капусты в эмалированную кастрюлю. Залейте ее кипятком так, чтобы капуста была полностью в воде. Закройте крышкой и тушите до готовности капусты и полного испарения воды.
Горячую капусту протрите через сито до однородной массы. Можете воспользоваться блендером. В пюре добавьте горячее молоко и прокипятите еще 1-2 минуты. В готовое горячее пюре добавьте растительное масло.
► Яблочно-тыквенное пюре
(с 6 месяцев)
Понадобится: 100 г мякоти тыквы, 1 яблоко, 1 чайная ложка сливочного масла
Хорошо промойте тыкву и яблоко. Отчистите от кожуры, удалите семечки. Нарежьте плоды кусочками. Тыкву залейте водой и варите на медленном огне под крышкой до мякоти. Добавьте яблоко. Варите еще 10 минут. Еще горячие плоды натрите на мелкой терке вместе с отваром до однородной массы. Можете воспользоваться блендером. Пюре прокипятить еще 102 минуты. Охладите, добавьте сливочное масло и подавайте на стол.
►Пюре из картофеля, моркови, капусты, свеклы и тыквы
(с 8 месяцев)
Понадобится: 1/5 картофелины, по 30 г моркови, тыквы, свеклы, белокочанной капусты, 2 ст.ложки молока (грудного или смеси), половина чайной ложки растительного масла
Тщательно помойте овощи. Очистите их, порежьте на мелкие кусочки. Порезанные овощи положите в эмалированную кастрюлю, добавьте воду, закройте крышкой и тушите на медленном огне. Нельзя допускать полное испарение воды. Когда овощи станут мягкими, горячими протереть
Девочки, поделитесь опытом, кто пробовал, в каком возрасте, сколько давали, покупали или сами перетирали, помогло ли вообще?! Вобщем, делитесь опытом
Девчули, милые, расскажите кто как и по сколько кормит своего пупсика?
Нам сейчас три месяца, мы на смешанном по одной простой причине, моей лапульке не хватает молока... Ну или хватает, но она сама того не осознает (сытости)?! Она готова висеть на тите круглые сутки!!! Может уснуть с ней, выплюнуть во сне, но через 20 минут проснуться и потребовать титю на место Хотя, медсестра в РД утверждала, что ребенку достаточно помять титю от двадцати до сорока минут, не более! И этого должно хватать минимум на 2 часа... Вот я и думаю, толи у меня с молоком что-то не то, толи медсестра была вкорне не права... Так вот, как часто и как подолгу вы кормите свое чадо???
Питание кормящим мамочкам. Как кушать, чтоб всего хватало, но ничего не откладывалось?!
Кто как похудел после родов?! И на сколько была прибавка во время Б и убавка после Р?!
Девочки, поделитесь опытом, не жадничайте