страх темноты.
Детская Психологиязнакомо?))
Только в детстве, когда бежишь ночью из туалета, радуешься, что тебя не съели. Страх темноты самый распространенный у дошкольников. Даже, скорее не темноты, а того, что или кого ты там можешь увидеть. И чем лучше у ребенка развито воображение, тем больше ребенок боится темноты.
Страхи не появляются сами по себе. Часто сами взрослые провоцируют эти страхи.Нередко, детей пугают Бабой Ягой или Бабаем, который, непременно, придет, если ребенок будет непослушным. Даже «серенький волчок, который придет и укусит за бочек» заставляет кроху поплотнее прижаться к стеночке. Современные мультфильмы про монстров и прочих выдуманных персонажей также негативно отражаются на детской психике. Обычно страх проходит «с опытом», когда ребенок начинает анализировать и понимает где вымысел, а где реальность.
Для маленького ребенка 2-3 года, почти 100%, срабатывает игрушка – охранник. К примеру, собачка, которая не спит, или спит очень чутко и защищает малыша во время сна.
Пусть малыш смотрит добрые мультфильмы, с понятными персонажами.Читайте перед сном
Чаще всего дети боятся, что кто-то выползет из-под кровати, или схватит за ногу, когда ребенок будет вставать. Если есть возможность, купите кровать без ножек, с выдвигающимися ящиками – убьете двух зайцев: избавите ребенка от страха и приобретете дополнительное место для хранения игрушек.
ни в коем случае не нужно заставлять ребенка засыпать в темной комнате. Это можно делать только с его согласия. Казалось бы, столько на эту тему понаписано, а до сих пор множество родителей уверено, что сон при включенной люстре для детской психики гораздо вреднее, чем ежевечерний стресс. Они и стрессом-то это не считают! "Пусть привыкает" - вот распространенный ответ. Хотя потом, когда ребенок, раскрывшись в работе с психотерапевтом, начинает рассказывать, какими чудовищами населена для него темнота, их самих прошибает холодный пот.
Чтобы помочь ребенку, у которого проявляется боязнь темноты, необходимо понять самое главное, доводы взрослых годятся только для взрослых. Самая частая фраза, которой пользуются родители, чтобы поддержать ребенка: «В темноте нет ничего страшного» для ребенка не несет никакой защиты и не дает объяснения тем чувствам и эмоциям, которые он испытывает. Поэтому не надо убеждать ребенка «Мне не страшно», «Здесь нет ничего такого, из-за чего следует бояться», необходимо сопереживание и поддержка, любовь и настоящая вера в то, что Ваш ребенок справится с такой возрастной особенностью, как боязнь темноты. Родители, которые не сомневаются в своем ребенке, смогут ему в этом помочь. Когда ребенку не хватает любви, он теряет уверенность в себе, он чувствует себя одиноким и незащищенным. Это влечет появление таких переживаний как: беспокойство, тревога, душевное смятение. Если взрослые не оказывают поддержку своему малышу в необычной для него ситуации, предоставляют ему самостоятельность в этот момент, тогда ребенок может чувствовать себя покинутым, будет переживать страх. В необычной, неопределенной для него ситуации логичным будет ощущение сильного волнения. И тогда это ощущение может проявиться в боязни темноты.
Родители могут использовать проективные методики для снятия напряжения и тревожности у ребенка в связи с переживанием сильных эмоций. Ребенку предлагается нарисовать свой «страх темноты», при этом необходимо обратить внимание на цвета, которые выбирает ребенок, чтобы можно было видеть динамику его отношения к страху.
Маше мама предложила нарисовать свой страх темноты. Маша нарисовала большой черный круг в центре листа. Потом мама дала ножницы Маше и предложила порезать страх на мелкие кусочки, чтобы он стал маленьким, и его можно было преодолеть. Маша рисовала свой страх целую неделю. При этом цвет его менялся, уже к концу недели Маша сказала, что нарисует желтый страх. То есть ребенок уже не так сильно акцентирует свое внимание на страхе, ассоциация черного непонятного ощущения ушла. Через три недели работы (использовалась не только методика рисования) Маша стала самостоятельно засыпать, без маминой руки. А через месяц сама попросила выключить в комнате свет, но дверь оставила открытой. Маша резала страх, сжигала его, комкала, рвала, залепливала пластилином, выбрасывала в окно и так далее. Мама и папа помогали ей в преодолении ее страха, при этом искренне участвовали и верили в то, что Маша справится, как это сделали в свое время сами родители.
Нарисованный страх можно не только раскрасить, дорисовать ему смешные добрые детали, но еще смыть водой, порвать.
Можно воспользоваться игротерапией, как средством для преодоления страха. Как правило, игротерапия подходит для детей от 3 до 10 лет.
Для детей от 3 до 5 лет подойдет следующая игра: можно спрятаться под одеяло вместе с малышом, и поиграть с ним в Волшебный домик. Взрослый ложится рядом и накрывается одеялом вместе с головой. Потом делается вверху небольшое отверстие - окошко, чтобы можно было дышать. Взрослый монотонным голосом говорит: «Мы с тобой в домике, нам здесь уютно и безопасно. Наш домик волшебный, сюда никто без разрешения не может зайти. Мы можем крепко спать, потому, что мы в безопасности, потому что (имя малыша) под защитой волшебного домика». Говорить следует тихим голосом, напевая, чтобы малыш успокоился, расслабился и уснул. Родители могут сами придумать слова, которые упокоят их ребенка, главное избегать эмоционально окрашенных слов, таящих в себе угрозу – «Тебя никто не съест», «Можешь не бояться», «Я буду тебя охранять» и так далее.
Для детей от 4 до 6 лет игра «Бобры». Охотник пытается поймать бобра (или бобров, если играют несколько детей). Бобер прячется от него под столом, накрытым скатертью, свисающей до пола, и сидит там, пока не убедится в том, что охотник ушел и можно вылезать. Время сидения в темноте следует понемногу увеличивать. (Например, охотник может сказать, что он сейчас обшарит соседнюю рощицу - то есть выйдет в соседнюю комнату - и вернется.) Бобра же надо постепенно побуждать к тому, чтобы он не просто прятался, а придумывал, как ему защитить свое жилище. Через эту игру ребенок научится преодолевать дискомфортное состояние в полутьме, а также разработает собственные схемы самозащиты, которые будут направлены на преодоление страха через защиту и оборону.
"Кукольные прятки" В этой игре прячутся не дети, а игрушки. Причем некоторые прячутся в освещенном помещении, а некоторые - в темном (днем - в комнате с плотно задвинутыми шторами, вечером - при включенном ночнике). За игрушку, найденную в темноте, дается больше очков, чем за лежащую на свету. Поначалу подыгрывайте ребенку, оставляйте игрушки в затемненной комнате на видном месте.
Для детей от 5 до 8 лет можно воспользоваться игрой "Кто притаился в темноте?", которую предложила в своей психокоррекционной работе по преодолению страхов у детей И. Я. Медведева. Ребенок (он называется своим, а не вымышленным именем) ложится на кровать или на два сдвинутых кресла и делает вид, будто засыпает. Поначалу свет выключается понарошку, но со временем можно будет делать это и по-настоящему. Внезапно в темноте ребенку чудится какое-то лохматое чудовище. Он дрожит от ужаса, хочет закричать, позвать маму, но потом собирается с духом, встает, зажигает свет... И выясняется, что чудовище - это маленький, милый котенок изображаемый либо куклой, либо другим ребенком. Взрослые могут включиться в игру, но также можно предложить поиграть с другими детьми, с бабушками и дедушками. Главное чересчур сильно не нагнетать обстановку, через рассказ какой страшный и лохматый и злой кто-то сидит в углу. Один из взрослых может взять на себя роль ведущего, при этом он помогает словесно ребенку поверить в свои силы: «Ты справишься, у тебя получится. Максим смелый мальчик, он встанет и включит свет и увидит, что все это выдумка, что страха нет, что есть котик и его тень».
Если ребенок этой возрастной категории боится конкретного мультипликационного или сказочного злого героя, тогда можно предложить ему пересочинить сказку или мультфильм, а потом можно еще и порисовать на эту тему. Если робот злой, тогда у него в ответственный момент пусть сядут батарейки; если Баба-Яга хочет скушать кого-то, то вдруг оказалось что ее вставные зубы на полке и она их достать не может; если злая собака нападает, тогда вдруг она падает в яму, так как в злости не заметила, что стоит возле нее… Родители могут участвовать в разработке сюжетной линии, которая поможет ребенку остаться целым и невредимым.
Для детей от 8 до 10 лет наиболее эффективным методом является искренняя беседа с родителями, которые делятся своими детскими страхами и тем, как они это преодолели. А значит, могут поделиться своим успехом и вселить в своего ребенка уверенность в своих силах, веру в то, что он справится. «Я знаю, что если у меня получилось преодолеть свой страх, то ты тем более сможешь преодолеть свой».
Детям более взрослого возраста можно предложить нарисовать "Портрет моего страха" простым карандашом, а потом на этом рисунке можно гуашью нарисовать цветы, небо, облака, то есть закрасить его, чтобы из страшного он стал нестрашным. Да еще можно пофантазировать на тему «Что случилось с моим страхом» или придумать историю о том, «Как я преодолел свой страх».
Также можно играть в пятнашки, прятки и жмурки в комнатах с закрытыми шторами и включенными лампами на столе. Эти игры очень эффективно снимают боязнь темноты, активируют жизненную энергию и придают большую уверенность в себе.