Гуляли вчера с Даной на площадке и я увидела, как родители практически с рождения учат ребенка сваливать ответственность на другого. Девочка (около 2-х лет) залезла на горку и стукнулась головой о перекладину. Заплакала. Тут же включилась мама:
- Ой, Машенька, бедная, ударилась об эту противную палку! Давай её побьем вместе. Вот тебе, вот тебе палка. Плохая палка! Ударила Машеньку!
Т.е. стояла себе горка, никого не трогала, пришел ребенок, стукнулся головой и виновата горка? Какую картинку мира (сценарий) получает в результате ребенок?
1) Я не несу ответственность за свои действия. Всегда есть кто-то другой или что-то другое, что «виновно» в том, что со мной произошло.
2) Мир вокруг наполнен вещами, которые в любой момент могут напасть и сделать больно. Т.е. по сути мир опасен, агрессивен и непредсказуем. При этом как им управлять тоже не ясно.
Почему же так ведет себя мама?
Насколько я понимаю это может быть связано с тем, что важным принципом её жизни (да и целого поколения, наверное) является тема вины. Т.е. вопрос «Кто виноват?» постоянно висит в воздухе и любое событие рассматривается через его призму. При этом главное не оказаться виновным самому. А для этого нужно быстро найти другого виновного. По сути подобное успокаивание ребенка (через обвинение горки) можно по-другому услышать: «Это не я! Это не я виновата в том, что ребенок стукнулся. Я хорошая мать!» Кому мама это доказывает и зачем - другой вопрос. Важно то, что воспринять происходящее просто как происходящее она не может. Просто обнять плачущего ребенка и пожалеть не получается. Должен обязательно пройти круг поиска виноватого для того, что бы снять обвинения с себя.
А что происходит дальше? Ребенок растет и обвинение горки (стула, двери и т.д.) выглядит уже нелепо. А вопрос «Кто виноват?» все ещё продолжает висеть в воздухе, требовать ответов и быть основополагающим. Ответ на этот вопрос мы увидели, когда после площадки пошли в магазин. Там бегал мальчишка, лет 5, который вскоре с грохотом навернулся на скользком полу. И в ответ он услышал:
- Сам виноват! Добегался. Так тебе и надо! Я же тебе говорила!
И мама снова права и оправдана. А вот виновным становится ребенок. При этом именно виновным, но не ответственным. Потому что ответственностью можно управлять, т.к это задача, которая имеет решение и динамику, а виной нет, потому что это состояние и оно статично.
___________________________________________________
Дополнение:
В комментариях прозвучал хороший вопрос: «А вариант "Побить палку" как отреагирование агрессии не рассматриваешь?»
Ответ: «Я бы предложила всё-таки более отстраненное
отреагирование: потопать ногами, порычать. Если "бить палку", то это уже из формата "вернуть агрессию", "дать сдачи", а ведь палка не виновата. Кроме того, в этом случае нарушается логика "причины и следствия": ударился - стало больно, порезал палец - пошла кровь, не надел шапку - голова замерзла. Да и изначально есть смысл показывать формы сдерживания агрессии. Иначе: стукнулся о палку - палку побить, в песочнице толкнули - нужно толкнуть в ответ, в автобусе наступили на ногу - нужно тоже наступить)».
Екатерина Дикерман
Мама двоих (5 лет, 2 года)
Москва
КАК РОДИТЕЛИ УЧАТ ПЕРЕКЛАДЫВАТЬ ОТВЕТСТВЕННОСТЬ НА ДРУГОГО
Мама двоих (33 года, 18 лет)
Рязань
)))) Причинно-следственные связи, чувство вины...Смешно.Малышке важнее всего чувствовать себя защищённой, чтобы её пожалели, за неё заступились. Наказать палку в данном случае быстро утешает деточек. Ей в этот момент не нотации нужны, а поддержка. Другое дело мальчик пятилетний. Этого уже учат думать головой, прежде чем что-то делать. Например, бегать по скользкому полу.
0
19.04.2015
Ответить
Мама двоих (16 лет, 13 лет)
Москва
Мне кажется разговор не про пятилетних, а про мелких.. Я,кстати, наказывала угол и стул)))) Да,это утешает хорошо. Но с посылом статьи я согласна)))
0
19.04.2015
Ответить
Мама двоих (33 года, 18 лет)
Рязань
И моя бабушка тоже угол и стул наказывала) А когда человек постарше становится, ему уже самому смешно угол наказывать. И без того понятно, кто виноват. А социальная психология и педагогика сейчас такого намудрят и наворочают, чего и в помине нет.А если уж говорить о взрослых людях, то на мой взгляд надо уметь вернуть агрессию, потому что сдержанная агрессия несколько позже всё-таки выходит, но не на тех людей, которые того заслуживают.Иными словами, сильный человек может вернуть агрессию обидчику, а слабый сдержит, но потом выплеснет её на более слабого или просто на безопасного для него — на ребёнка, родителя, супругу, случайного прохожего.Так что с углом всё норм))) Бабушки наши правы!)))
0
19.04.2015
Ответить
Мама двоих (16 лет, 13 лет)
Москва
Вот-вот, я именно так и объясняю свое подсознательное, этот импульс — отыгрыванием обиды за боль
0
19.04.2015
Ответить
Мама двоих (33 года, 18 лет)
Рязань
Т.е. ты думаешь, что это чувство обиды бабушкой привито? Если бы не угол, наказанный в детстве, ты бы не чувствовала боли и обиды в своём будущем, а во всём винила бы себя. Плюнули в лицо — сама виновата, не дали зарплату — сама виновата, собака укусила ребёнка, воспитательница отшлёпала его в садике, старший мальчик во дворе побил, на лестничной площадке стёкла побили — сама виновата? А в данном случае не попытка ли это свалить свою агрессивность на бабушку? Это она во всём виновата со своим углом?
0
19.04.2015
Ответить
Мама двоих (16 лет, 13 лет)
Москва
Помнишь? - Возьмёшь синюю таблетку — и история здесь закончится: ты проснешься и поверишь в то, во что захочешь поверить. Возьмёшь красную таблетку — останешься в Стране Чудес, и я покажу тебе, насколько глубока эта кроличья нора.- А вы прикольный аптекарь. Мне, пожалуйста, аспирин.тут можно по-разному понимать и воспринимать. Автор делает упор на то,что мать пытается с себя снять вину, если мне не показалось. Опять же я не совсем согласна с этим — я не пыталась себя оправдать уж точно этим.. и когда журю мальчишек, мол "Ну вот! Сам виноват! Сколько я говорила!", тоже не перекладываю с себя, а негодую на то, что не послушался и поэтому пострадал..
0
19.04.2015
Ответить
Мама двоих (33 года, 18 лет)
Рязань
да, психология вещь скользкая.просто современные социальные психологические течения, навеянные чаще всего западом и преследующие, кто его знает, какие цели, применяют некие трактовки, целью которых является разрушение семейных связей, традиций, которые складывались веками, передаваясь из поколения в поколения и несущих порой глубинный смысл. Вот это мне не нравится.
0
19.04.2015
Ответить
Мама двоих (14 лет, 10 лет)
Ростов-на-Дону
а зачем? я вот, честное слово, не понимаю наказывания предмета, и полностью со статьей согласна. неужели по-другому нельзя утешить? это только кажется, что не влияют никак такие приемы в детстве. ещё как влияют. у Лешиного племянника всегда кто-то в чем-то виноват, но не он сам. сидит шестилетний лоб играет, ударился рукой и кричит на маму: да мамаааа, это ты виновата, что я ударился, потому что ты по телефону разговаривала и мешала мне.да и вообще зачем учить агрессии?
0
19.04.2015
Ответить
Мама двоих (16 лет, 13 лет)
Москва
Это как-то импульсивно происходило, Ир)) Чтобы ребенок обиду отыграл. Но в итоге да, учит агрессии и сваливать вину со своей неуклюжести на кого-то))
0
19.04.2015
Ответить
Мама двоих (14 лет, 10 лет)
Ростов-на-Дону
ох, у меня по импульствности такие косяки выходят(((о которых я потом сильно жалею
0
19.04.2015
Ответить
Мама девочки (14 лет)
Москва
))) ахаха я наказывала пол и углы)))))))))))
0
19.04.2015
Ответить
Мама девочки (14 лет)
Москва
Ну она же у меня неуклюжа немного, не умеет балансировать или просто споткнётся и естественно ударилась сильно рёв, хорошо если не кровь, сначала сися спасала, а потом я начала по полу бить и говорить ай какой нехороший кто Катю обидел, успокаивалась быстро))) а сейчас просто говорим не бегай, а то опять упадёшь. Мне кажется для каждого периода свои методы.
0
19.04.2015
Ответить
Мама мальчика (13 лет)
Тверь
мне всегда это странным казалось, когда наказывают неодушевленные предметы. Я конечно понимаю, что пытаются таким образом успокоить, отвлечь, выплеснуть эмоцию. Хотя в моем детстве было такое, что когда я ударялась, то взрослые наказывали то, обо что ударялась. Меня это смешило. Но отнюдь я не выросла такой, как написано в этой статье.
0
19.04.2015
Ответить
Мама двоих (17 лет, 15 лет)
Тольятти
Насколько глубок смысл этой статьи!!! Я не надялась, что в ленте хотя бы что-то подобное увижу. ППКС под каждым словом.
0
19.04.2015
Ответить
Мама двоих (16 лет, 13 лет)
Москва
Вот видишь, Адуль, тебя коснулось, а кто-то посчитал ерундой)) Как все по-разному воспринимают и реагируют.
0
19.04.2015
Ответить
Мама двоих (17 лет, 15 лет)
Тольятти
Меня коснулось лишь только потому, что я знаю о чем пишет данный автор. Сама это прожила и осознала.
0
19.04.2015
Ответить
