Путешествие на машине из Москвы в Черногорию с маленьким ребенком
Описание будет полезным для мам, которые хотят подготовить свое чадо и себя самих к первому дальнему путешествию
Об этом путешествии, а точнее о дальней поездке на машине, наш папа мечтал уже несколько лет. Он вообще у нас любит «отдыхать» за рулем, особенно когда места новые и красивые и круиз-контроль включить можно. Основным аргументом к тому, что ехать надо этим летом было то, что у него неожиданно образовалось окно в рабочем графике, а когда еще может представиться такая возможность?! Ведь когда я выйду из декретного отпуска, в котором сейчас пребываю, мой отпуск летом будет лишь стандартные 2 недели. Поразмыслив, взвесив «хочу» и «страшно», все же решилась.
Машина у нас большая и прожорливая – Subaru Tribeсa – мы ее любя называем «бегемотиком». Зато вместительная, комфортная и надежная, тьфу-тьфу. Плюс ко всему папа наш ее всю проверил перед отпуском. Для справки: средний расход топлива за 4 дня путешествия до Черногории составил 9,8 л на 100 км.
Я отвечала за подготовку ребенка в дорогу. Нашему постреленку на момент выезда из Москвы было чуть меньше 1 года 9 мес. Нельзя сказать, что у нас вообще не было опыта поездок с ним, однако более 3 часов в машине Даня никогда не проводил – ровно столько надо, чтобы по пробкам добраться до дачи, если на дороге вдруг возникли какие-то проблемы. Где-то час сынок был квёлый (мы старались выезжать перед сном), потом он спал в кресле 40-60 минут, а потом еще полчаса был сонный и послушно сидел в кресле. Когда же терпению приходил конец мы обычно уже приближались к Москве и начинали его увещевать о скором прибытии. Однако 2800 км в одну сторону навевали на меня легкое беспокойство.
Почитав в Интернете статьи под заголовком «на машине на море с маленькими детьми», я убедилась, что энтузиасты таких путешествий есть, дети вроде бы живы-здоровы, и следовательно, главное в правильной подготовке: спланировать маршрут, чтобы он был не слишком тяжелым для ребенка, подготовить маленькие сюрпризы, чтобы скрасить путешествие для малыша, спланировать время движения, как можно удобнее для нас всех, продумать питание, ну и, конечно же, запастись лекарствами на всякий случай, причем слово «всякий» здесь ключевое)
Самая приятная часть – это покупать развлечения для малыша в машину. Тут уж я разгулялась: здесь были и книги (раскладушки, музыкальные, магнитные (оказались не очень удобными в дороге), тематические про тракторы и другую технику, которую малыш очень уважает), аудио книги (хоть они и не пошли, видимо еще рановато), пазлы, машинки (упомянутый чуть выше трактор небольшого размера, грузовичок), язычки для вечеринок (которые разворачиваются и дудят, когда в них дуют). Ах да, совсем забыла, у нас в машине есть видео-система, поэтому мы взяли один диск с мультиками, подаренный нам накануне. Лучше бы дисков взяли бы побольше, после определенного момента от первых же аккордов музыкальной заставки уже начинает мутить. Ребенку очень понравилось играть с наклейками: целое развлечение, пока отклеишь, потом прикрепишь к листу, а ведь можно еще приклеить и на руку и на одежду. А когда приклеил на бумагу, то потом с помощью карандаша можно целую историю нарисовать. В общем, наклейки пошли на ура.
Из еды оказалось очень удобной курага и чернослив (Даня сухофрукты очень любит). Взяли и печенье и сок по 1,25 и по 0,2 л, поильник с водой и воду на всех в дорогу, пюре фруктовое и овощное. Были у нас с собой быстрорастворимые каши и стерилизованное молоко в маленькой таре, чтобы подогреть в отеле и развести в нем кашу. Вообще мы старались раз в день поесть хорошо в кафе, чтобы ребенок съесть готовый суп или овощи с мясом. Но в дороге в меню было много послаблений: пришлось даже разрешить съесть пару кусочков сырокопченой колбасы, взятой для нас с мужем в дорогу, и чуть больше нормы любимого винограда - что поделаешь?!
Маршрут мы составили такой (ночевки):
1) Минск (Москва-Минск примерно 750 км; фактическое время в пути 9 часов);
2) Львов (Минск-Львов - 650 км; 10 ч);
3) Белград (Львов-Белград - 800 км; 13 ч);
4) Бар (Белград-Бар - 480 км; 10 ч)
Мы не бронировали отели заранее, так как не знали, как поведет себя наш ребенок и где именно мы будем вынуждены остановиться. Поэтому был уговор, что в основных пунктах по пути нашего следования я посмотрю отели и составлю список из 5 отелей на всякий случай, где можно будет переночевать исходя из соотношения цена-качество. Нам повезло и везде, куда мы заезжали были свободные места. Так что список нам пригодился! Это еще один пункт подготовки для меня.
Пункты прохождения границ:
1) Белоруссия (под Брестом) -Украина (Доманово);
2) Украина (Неветленфолу-Дядьково)-Румыния (Halmeu);
3) Румыния (Moravita)-Сербия (Ватин)
4) Сербия (Бродарево)-Черногория (Dobrakovo)
Границу Россия-Белоруссия мы просто проскочили – не заметили, как сами проехали через открытые шлагбаумы и оказались в братской Белоруссии. Самое длинное прохождение границы было Белоруссия-Украина, в основном со стороны Украины. В целом потратили минут 40-50, остальные границы много быстрее.
Конечно, можно было поехать в Черногорию через Польшу, Словакию, Венгрию, Сербию и именно так мы и собирались сделать вначале. Протяженность маршрута примерно такая же – плюс-минус 100-200 км. Но для получения транзитной визы через Польшу, потребовалось прикрепить к документам личную переписку с менеджментом гостиницы, в которой ты полностью оплатил проживание на весь отпуск. Вот такое негласное правило! То есть одного booking им было не достаточно. Увы, об этом мы узнали, только когда попали в визовый центр, затратив уже немало времени на проработку маршрута. Несмотря на то, что мы делали бронь в довольно большом отеле, по черногорским меркам, на сайте был неверно указан e-mail и пока мы разбирались в чем суть да дело и пытались связаться с гостиницей в Черногории, время уже начало поджимать. В итоге, когда черногорцы дали нам то, что требовали поляки, наши паспорта уже находились в консульстве Румынии с заявлением на получение транзита. Вообще, Румыния была одной из наиболее удививших нас стран. Но все по порядку.
Из дома мы выезжали в 5 утра, чтобы опередить все пробки, так как нам надо было проехать полгорода прежде чем выедем на Минское шоссе. Но когда мы успешно миновали Москву и ближайшее подмосковье, то наш папа включил круиз-контроль и стал наслаждаться окружающими пейзажами.
Белоруссия
Белоруссия нас встретила хорошей погодой и прекрасной дорогой: двухрядной, ровной и практически без машин. Это была наша первая поездка в Белоруссию и поэтому мы на все обращали внимание и не могли не проводить параллели с тем, что мы видели за окном в России. Удивило обилие рабочей техники на полях и дорогах Белоруссии, практически не было товарных фур. Большая часть земли оказалось обработанной: кукуруза, подсолнухи, рожь, пшеница, рапс и проч. На полях было много скота. Лошади – все также являются помощниками в хозяйстве. Трудолюбие белорусов просто поразило. А еще аисты, удивляет соседство этих птиц с жильем людей. Все (жилье, машины) было очень скромно, но чисто и аккуратно. В общем, создалось очень приятное впечатление. Минск, место нашего пристанища на 1-ую ночь, мы проехали – ребенок только заснул и мы решили остановиться в Мирском замке, который находится в 85 км от Минска (г.п. Мир) в сторону Бреста, а следовательно по пути нашего следования.
Мирский замок
Еще будучи дома и изучая форумы мы узнали, что в Мирском замке есть гостиница, и конечно же мы решили что было бы неплохо там остановиться. Мирский замок оказался замечательным местом для отдыха с детьми: огороженная территория парка, где малыш гуляет, много красивых мест (церковь, скамейки у реки, которые можно взять для ребенка за ориентир для прогулки). Наш номер – самый недорогой – стоил 3300 российских рублей. Это был один из самых хороших номеров, которые нам встречались за эту цену на территории Россия-Белоруссия. Внизу было кафе-бар, где можно было заказать суп для ребенка (суп правда был достаточно перчёный). Машина на стоянке на территории парка.В общем, к следующему дню путешествия мы были отдохнувшие и довольные. Мы надеялись также быстро добраться до Львова как накануне до Мира, но не тут-то было.
Украина
Как только мы попали на территорию Украины, оказалось, что дороги здесь нет – как потом нам рассказывали местные жители, ее не ремонтировали со времен распада Союза. Скорость от плановой 70 км/ч снизилась в 10 раз и мы еле ползли змейкой, сотрясая все наши органы. В итоге измученные в пути до Львова мы добрались уже около 5 вечера. Мы совершили ошибку, решив осмотреть достопримечательности и вытащив ребенка в город. Обилие людей и машин, а также необходимость передвигаться, а не застыть у карусели, привели ребенка и шок и он резко потребовал покоя и … винограда. Пришлось повременить со знакомством с городом. А папе резко идти в магазин – мы все заинтересованы в мире)))
Оперный театр (пожалуй, единственная фотография, сделанная во Львове)
Мы остановились в отеле «Старый Краков» (2000 рос.руб. за ночь с завтраком, стоянка за доплату в 10 минутах ходьбы). Номер маленький, но все необходимое есть. В кафе готовят вкусный домашний борщ. А ребенку больше всего понравилось перекладывать в кафе из большой корзины в разные емкости бесплатные леденцы – он этому делу посвятил никак не менее часа с восторгом перебирая разноцветные фантики. От Львова в сторону Ужгорода дорога в целом была нормальной, лишь когда мы свернули в строну Румынской границы (Мукачево-Виноградов) дорога стала постепенно сходить на нет. Так что уже в Неветленфолу снова приходилось удивляться, что здесь кто-то как-то проезжает. И это при том, что дома здесь были приличные.
Обратно мы решили поехать в Москву через Киев по Киевскому шоссе. Не скажу, что дорога на территории России вплоть до 150-200 км до Москвы намного лучше. Ямы-то вроде бы заделаны, но заплаты так неровно сидят, на плитах скачешь, половина асфальта выщерблена, так что ребенку в машине спать невозможно – голова ходуном в кресле ходит. Долго сидеть – сложно, а поставить ребенка страшно(((( В общем, наше Киевское шоссе – полное разочарование(
Румыния
Границу прошли относительно быстро, минут 40. Из документов попросили дополнительно показать только гринкарту.
Румыния была полной противоположностью того стереотипа, что сложился у нас с мужем с годами. Когда муж предложил ехать через Румынию, первая реакция была «нет». Не знаю чего я ожидала: непролазных троп? Цыган? Однако теперь, добравшись до Черногории следует признать, что это была самая цивилизованная страна на пути нашего следования сюда. Дороги в хорошем состоянии, нам встречались действующие производства, дома и машины более дорогие, чем в Сербии или Черногории, много земли засеяно и обрабатывается, большие торговые центры. Конечно много гужевых повозок, но их было много везде и в Белоруссии и в Украине. В общем, мы без приключений и довольно быстро добрались до Сербии.
Пребывая в таком благодушном состоянии относительно Румынии, на обратном пути мы решили не ехать по старому маршруту, а рвануть до Бухареста – ну когда еще у нас будут визы в Румынию?! И вот Бухарест нас несколько разочаровал: вроде бы и здания красивые, но все какое-то ветхое, грязное, на улицах мусор.
Одно из зданий недалеко от Старого города
Национальный банк Румынии (Старый город)
Старый город
Ну и подпортило общее настроение, что в Бухаресте за все время нашего путешествия нас пытались (к чести нашего папы, безуспешно пытались) развести на деньги.
Останавливались в Бухаресте мы в гостинице "Нotel Trianon" (57 евро за номер с завтраком, парковка на общественной территории рядом с отелем). Отель находится в удобном месте – рядом с парком, по территории которого можно дойти до центральных улиц.
К чести Бухареста следует отметить большое число детских площадок.
Сербия
В Белград мы попали уже в ночи. И сразу же столкнулись с тем, что правила дорожного движения придуманы не для сербов. Они носятся по дорогам как джигиты, не хватает только из окон машин ружьями палить, чтобы совсем запугать, по крайней мере меня. Мой муж, человек азартный, смотрю тоже поддался общему «раздолбайству» на дороге и стал тягаться стартовать со светофора с местными! Наблюдая за их движением, складывается впечатление, что если они еще живы, значит у них очень сильная молитва! Ну как по другому объяснить, что обгоняя машины в слепой поворот на сумасшедшей скорости они еще живы?! Муж мой имеет опыт вождения по горным серпантинам (Франция, Греция), так что мы сами ехали быстро, но сербы просто лихачи. Уж не знаю насколько это оправдано. Но я в свою очередь порадовалась, что сами мы в Белграде заехали в собор Св. Саввы и поставили свечи за благополучный исход путешествия! На обратном пути мы ехали вдоль западной границы. Дорога эта была более ровной, чем Белград-Бар и следует признать, что «степные» сербы более степенные (уж извините за тавтологию): водят более аккуратно. Может быть нам просто не повезло и в первый день одни головорезы попадались…
В Белграде мы ночевали также в отеле рядом с центром, Villa Marija (2300 рос. руб. с завтраком, парковка на общественной территории, нашли рядом с отелем). Вроде бы все аккуратно, но уже старенькое и вызывающее легкое неприятие, хотя еще и не брезгливость. Как мы поняли потом, нам следовало отдохнуть в Белграде денек. Походить по парку, чтобы ребенок побегал и отдохнул перед сложной дорогой. Но увы, нам казалось что до моря уже рукой подать и бродить по городу казалось тратой времени. Итак, на следующий день, позавтракав и посетив единственную достопримечательность Белграда и то, только потому что видели, что он близко, когда искали ночью отель – Собор Св. Саввы, мы поехали в Черногорию.
Собор Св. Саввы
Правда до самой Черногории нам предстояло преодолеть еще сербский серпантин и даже не знаю, то ли он и правда более тяжелый, что встречался нам ранее, толи у меня было неудобное место в машине на этот раз – на заднем ряду в центре, рядом с креслом ребенка и отсутствием горизонтального крепежа, только диагональным. Но меня так мотало на заднем сидении из одной стороны в другую, что в скором времени я сама была вынуждена пить таблетки от укачивания, которые на всякий случай захватила для ребенка. В общем, дорога от Белграда до Подгорицы сложновата для путешествия, особенно если ваш водитель не хочет перегревать тормоза постоянным подтормаживанием на спусках, а машина высокая и тяжелая…
Нельзя промолчать о сербском радушии к россиянам. Жители, узнав, что мы русские, начинали улыбаться и старались всячески нам помочь. Многие демонстрировали знание русских слов и фраз, причем все было очень душевно.
А вот на обратном пути мы постарались исправить свою ошибку и провели чудесный вечер в парке Калемегдан – одной из главных достопримечательностей Белграда – гуляя по дорожкам и любуясь видом рек Савы и Дуная. Мы даже в зоопарк успели (он тоже находится в парке). Ребенок был счастлив! На этот раз у нашей гостиницы Villa Forever (Marsala Birjuzova 44, Стари град) было очень удобное расположение (10 минут ходьбы налево – парк Калемегдан, направо через 5 минут выходишь к главным пешеходным улицам). В общем, Белград нам очень понравился.
Парк Калемегдан
Парк Калемегдан: вид на реку Сава со стен крепости
Одна из центральных площадей
Гостиница Москва в Белграде
Черногория
Границу Черногории мы прошли быстро, опять-таки спросили лишь про страховку. Первое наблюдение: в Черногории водят более аккуратно, чем в Сербии, на знаки и дорожную разметку внимание обращают. На дорогах узковато, но дорожное покрытие ровное.
Не буду утруждать описанием достопримечательностей Черногории, это есть в каждом путеводителе. Опишу лишь свое ощущение от отдыха здесь с маленьким ребенком.
Основной минус Черногории с маленькими детьми - это отсутствие детских площадок: в редком городе встретишь детскую площадку (горку, качели, не говоря о чем-то большем), а если есть то чаще всего в плохом состоянии, испачканные. Мы бегали по площадке в Тивате, на набережной выстроен парусник для игры детям. Но он на самом солнцепеке, так что если Ваше чадо любит кататься по горкам, то постарайтесь пуда прийти раньше, чем раскалиться железное полотно горки. Хотя сам кораблик сделан очень симпатично и малышу будет интересно побегать по нему. Говорят, что в Которе кроме маленькой площадки на набережной в торговом центре, что напротив (увы, я забыла название, перед ним еще большая парковка этого центра) выделен целый этаж для детей – 3 этаж, но мы там не были. В Герцег-Нови хорошо пройтись по набережной, там она вся огорожена, хоть и здесь есть возможность прыткому ребенку навернуться. Как Вы наверное догадались по перечисленным городам, мы отдыхали в Боко-Которском заливе. Но и в Баре, куда мы приехали сначала, детям можно было кататься только на платных аттракционах, бесплатные качели были сломаны, а с горки даже полотно сняли. Так что когда наша знакомая девочка с криком «Смотри, как я могу!» залезла по ступенькам на горку, я чуть не поседела, а она мирно стала сползать по направляющим.
Вообще в Черногории без машины скучновато. В деревушках есть маленькие магазинчики со скромным ассортиментом. Если хочешь что-то большее, надо ехать, так как здесь отсутствуют тротуары, на которых пешеходы могли бы передвигаться. Все здесь ходят по узким проезжим частям, обходя еще припаркованные тесно к домам машины. Это еще один минус – пока дойдешь до пляжа бедного ребенка всего издергаешь: туда нельзя, возьми маму за руку, остановись, пропусти машину и проч.
Мы накрутили по стране около 1000 км на машине! В первой половине дня старались побыть на море, а после обеденного сна ехали на экскурсии в другие города: Котор, Герцег-Нови, Цетинье.
Нам рассказали, что в стране осталось много дорог, построенных еще венграми в хорошем состоянии, но редко используемых машинами. Дороги проходят в горах, с красивыми видами на окрестности. Было бы интересно пройтись по такому пешеходному маршруту, выбрав расстояние по силам, но не с маленьким ребенком. Хотя мы попробовали и с малышом: в нашей деревушке (Morinj) почти не было места для вечернего моциона и чтобы растрясти жирок мы однажды решили по указателям пройти до старого моста в горах (4 км в гору было указано на указателе). Ребенок стойко шел около часа вверх сам, но оооочень медленно. Так что стемнело гораздо раньше, чем мы нашли этот мост.
Пляж в Morinj (камни острые, детям обязательно нужны специальные тапочки. Зато нет волн и мелко)
Вид на залив и горы (Morinj). Впереди смутным очертанием проступает Risan
Цетинский монастырь (там хранится десница Иоана Крестителя)
Эпилог
Для меня главным было описать саму дорогу и этапы подготовки к путешествию.
Нам повезло, нашему ребенку очень нравится ездить на машине и даже когда он очень уставал, он стремился только вылезти из автомобильного кресла, но не из самой машины. Вспоминая, как сама путешествовала ребенком, признаю, что всю дорогу вертелась и крутилась по всему салону. А Даня намного активнее меня. Мы старались делать технические остановки, чтобы ребенок мог хотя бы полчасика побегать, когда уже становилось невмоготу. Но когда остановиться было негде, а ехать надо, то пару раз позволяла ребенку ненадолго вылезти из кресла и постоять рядом со мной. Конечно, тогда в целом менялась манера езды: папа был аккуратнее, скорость ниже. В общем, наше 4-хдневное путешествие на море туда и 5-ти дневное обратно – это компромисс между тем, что бы хотел папа и что мог ребенок. В целом можно сделать вывод, что если Ваш муж или Вы сами мечтаете о путешествии на машине и у ребенка нет медицинских противопоказаний, то при правильной подготовке все может получиться!