Детский сад в Финляндии.
ФинляндияДетский сад в Финляндии что же это такое? Это не то с чем я была знакома сама будучи ребёнком или то куда ходят дети моих подруг живущие в России, Латвии. И тут даже нельзя сравнить ни с частным, ни с государственным садом там на родине. Муниципальные, т.е. государственные сады заграницей (в данном случае Финляндии) просто по своей сути другие, совсем другие. Когда ещё жили в Англии и дочь отходила в английский сад почти год, я видела одну систему дошкольного образования, сейчас же когда мы переехали в Скандинавию, я вижу совершенно другую систему. Нравится ли мне она или нет, ну как и у всего тут есть и плюсы, и минусы, но скорее да, чем нет всё же. Родителям не знающим иностранных садов или тем, кто никогда не жил заграницей такая система покажется странной, у кого то будет отторжение, а кому то она очень даже понравиться. Однозначно скажу, те сады, что дома на родине скажем английский садик или как его не назови, какой нибудь другой, всё равно не тот сад, как если бы он был у себя на родине, так как его программа подогнана под менталитет людей той страны где есть садик.
Так что дам краткий экскурс в наш финский сад, а вы уж сравнивайте.
Итак о самом саде или что мы имеем.
Наш сад финский, муниципальный (государственный), оплата как во всех финских садах рассчитывается из бюджета семьи и количества людей в семье.
Часы работы нашего сада с 6 утра до 18 вечера. Есть другие сады с иным временем работы.
Скажу сразу, детский сад в понятии финнов это где дети остаются детьми, много играют, гуляют, учатся общаться друг с другом, учатся навыкам самостоятельности. Тут нет доп кружков в саду как например, танцы, английский и не знаю что ещё, есть обычная программа сада. Есть график на месяц где расписано в какие дни что могут делать, музыкальные занятия, спортивные, прогулки в парк или лес (за территорию сада), одним словом лепят, рисуют, читают всё это в плавном графике, я бы сказала у нас нет особых привычных нам занятий, когда все сели по расписанию и стали делать это или другое, всё очень плавно, воспитатели предлагают и направляют. Дети учатся чему то в игре, но это не цель сада научить ребёнка в 4 года знать буквы или цифры, или ещё круче научить вашего ребёнка читать, нет никаких прописей или специальных тетрадей где ребёнок будет выводить палочки и крючки. Цель сада заботиться о вашем ребёнка пока вы не там, обнимать его если он расстроен, держать его на коленях, одним словом стараться быть ему "семьёй" пока вы заняты своими делами. Кому такая система не нравиться и вы очень хотите что бы с вашим ребёнком занимались вот прям по часам, есть русско/финские частные сады, которые всё это вашему ребёнку дадут, только отдав ребёнка туда ваш ребёнек не приобретёт необходимые навыки для жизни в финском обществе (лично моё мнение). Не понимаю родителей, которые на ПМЖ за рубежом всячески ограждают себя от реалий той страны в которой они живут. Сохранять свою культуру, традиции и язык это одно, а не желание интегрироваться самим и интегрировать своих детей это другое (опять же моё мнение). Ладно продолжим про садик.
Группы есть разные, у каждого сада своя градация групп. Мы попали в сад где есть группы с 2-4 лет, с 3-5 лет, а так же группа 6 леток (в нашем понятии подготовительная). Мои дети оказались в данный момент в одной группе, сразу скажу мне это не понравилось очень, но так как это временно я поуспокоилась, к новому году обещали Ксению перевести в старшую т.е с 3-5 лет. Пока взглянула на ситуацию с другой стороны, Ксения поможет Кириллу адаптироваться (для Ксении сад это радость, она туда летит на крыльях, для Кирилла это новое место и ему надо привыкнуть - пока что он орёт не своим голосом когда я ухожу), поэтому всё что не делается делается к лучшему. В нашем садике есть так же адаптационная группа (там детки инвалиды) когда какое либо мероприятие у сада, то они всегда тоже принимают участие.
Так как детки разного возраста то и занимаются с ними группами, одни пошли рисовать, другим читают, третьи делают чего душа требует итд. Играют да, все в одной комнате, по коридору можно кататься на машинках или катать машинки или играть с мячом, двери в группе не закрывают, т.е ребёнок может играть и за её пределами, ну в рамках видимости. Одним словом все всё делают по своим интересам, на улице дети часто проводят время вместе, т. е группа малышей и старшая например могут играть вместе. Надеюсь понятно я объяснила конкретных занятий с детьми здесь нет (когда все сели и стали лепить или рисовать или учить буквы) это не цель сада, в саду ребёнку дают быть ребёнком, т.е играть и наслаждаться детством. Зато есть достаточно чёткий график, когда все идут гулять, когда садятся кушать и когда ложатся спать, т.е. режим соблюдается обязательно.
Дети гуляют в любую погоду: дождь, снег ветер, грязь, именно в любую и вашему ребёнку на улице можно всё. Что я здесь имею в виду, хочет он играть в песочнице или собирать мокрые грязные листья пожалуйста, сел на попу на мокрую скамейку не беда, поехал на животе с горки тоже хорошо одним словом за детьми смотрят на улице хорошо, но они не будут бегать и переживать что у вашего ребёнка одета ну очень красивая куртка с опушкой из натурального меха и она может испачкаться, вы отвели ребёнка в сад что бы он там наслаждался детством, а не носил вашу дорогую куртку. Вот поэтому все детки в Финляндии одеты очень убодно, практично, тепло.
Я бы сказала что сам сад у меня создал впечатление чего то домашнего, в группе по домашнему там и диванчик есть мягкий и кресло, расставлено всё как если бы это была квартира, воспитатели одеты удобно и комфортно для того что бы с ребёнком сесть на пол и покатать машинки, что бы порисовать красками и полепить из глины, что бы на улице так же легко могли поднять упавшего ребёнка и не сторониться его если у него грязные рукавицы.
Понравились следующие нюансы, у нас в группе 17 человек как я сказала от 2 до 4 лет, вот на этих 17 человек у нас 3 педагога, одним словом каждый смотрит за маленькой группкой детей. Когда собираются на улицу, все 17 не ждут друг друга, одевают и выводят группами, что очень хорошо никто не потеет и не ждёт когда же все оденутся. Старшие одеваются сами, младшим помогают.
Особенность внутренних помещений в Финляндии, когда вы пришли забирать/отводить ребёнка будь то школа, кружок, сад, зайдя в холл вам надо разуться или надеть бахилы (чаще всё же все разуваются) и дальше уже идти в вашу группу, класс. Да все идут в носках прям по коридорам школы, садика, т.е никакой обуви за чертой холла. Что бы мне подойти к шкафчику, а он в коридоре перед группой я должна разуться. Очень удобно, приводя ребёнка в сад, я оставляю коляску в специально отведённом для этого месте под козырьком. На улице у детей много разных игрушек.
Ну и маленькое отступление как проходит наша адаптация.
Ксения остаётся с радостью, хотя ей тяжело на мой взгляд. Ей сложно из-за того что она очень развита, у неё отлично поставлена речь для её возраста, но из-за не знания финского языка она не может свободно общаться, выражать свои мысли, это как шаг назад в младенчество, когда ей всё надо учить с нуля. Так же ей тяжело из-за того что она в группе не совсем по возрасту, но это только на несколько месяцев так. Кириллу сложно из-за того что ему никогда не приходилось быть с чужими людьми, а тут на тебе, не знакомые тёти и говорят ещё не понятно. Однако это этап взросления, этап чего то нового и сложного для всех нас, но нам надо через это пройти, первые месяцы будут тяжёлыми , а потом уверенна всё пойдёт отлично.