Мои кинонаходки, часть: "14+"
киноОх, сколько было споров по поводу этой картины, в чем только моралисты не упрекали, подозревали, обвиняли создателей картины - и в разврате молодежи, и в пропаганде педофилии и в чем-то там еще столь же аморальном и крайне неприятном.
Хочется сразу обозначить, для особ особенно трепетных, что педофилии здесь нет, увы и ах, но нет. Герои в фильме "14+", как и актеры, кстати, уже уверенные постпубертатны, а следовательно никакого интереса для ранее обозначенной группы лиц, не представляют.
На самом деле я считаю, что если бы создатели прибавили своим героям парочку годков, то "16 +" не выглядели бы так вызывающе, пугающе спорными. Но это, конечно, все присказка, а сказка, как и полагается будет впереди
Сюжет фильма "14 +" прост и незатейлив, но признаюсь честно от картины про подростков не ждешь феерии хитросплетений и сюжетных поворотов. Всем давно известно, что взятая за основу, даже сильно упрощенная, канва "Ромео и Джульетты" вмешает в себя что угодно и кого угодно, а юношеский опыт или хотя бы природная внимательность и скопившиеся наблюдения за нравами подрастающего поколения, заполнят образовавшийся пробел. И стоит заметить, что вполне убедительно. Конечно, найдут те, что воскликнут - "Нет, такого не было, нет и не будет", но тут у каждого, как и полагается, правда образуется своя. С точки зрения того времени, когда проистекала моя юность, в частности, такого было предостаточно и даже больше, местами значительно хуже. Но это не статистика, это лирическое отступление.
Есть мальчик Леша, у него есть два друга, мопед и влюбленность в девочку Вику, а у Вики есть две боевые подружки и странные любовные притязания со стороны старшеклассника, по совместительству грозой двора, соседской школы, Волкова, у Волкова есть спортивный костюм и бравая компания пьющих пиво ребят. Ощущаете накал страстей? Если нет, то вот еще одна небольшая деталь - ребята учатся в "конфликтующих" школах, живут в разный дворовых локациях и общаться друг с другом им не "положено" по закону дворовых перипетий. Для тех, кто до сих пор слегка в танке, можно вспомнить подростковый физкультурно-ролевой экстрим "двор на двор" и "стенка на стенку".
И режиссер ставит перед героем непростую для его возраста дилемму - добиваться внимания Вики или ограничиться исследовательскими вылазками по ее странице в небезызвестной социальной сети.
Много читала, что в герое совершенно отсутствует робость.Так вот, робость и нерешительность в герое есть, и она показана довольно очаровательно. Чего стоит сцена репетиции знакомства или боевая вылазка к дому Вики. Довольно показательна "школьная дискотека", ее сюжетное преломление в характерах героев, отправная точка в любовном векторе.
Да, да, линейный сюжет без изысков, но какие могут быть сюжетные изыски,когда речь ведется о первой влюбленности и подростках. Здесь нет провисания хронометража, есть приличная динамика, есть легкость, которой очень часто не хватает нашим фильмам, повествующим о жизни подростков. Есть музыка - иногда узнаваемая, иногда не очень, иногда хорошая, иногда не очень, но она почти всегда очень метко соответствует происходящему на экране.
Актерский состав мне понравился. Интересно, что на главные роли пригласили непрофессиональных актеров, которые справились весьма неплохо. Могу сказать, что невероятно симпатичная Ульяна Васькович недотягивала больше и чаще на протяжении фильма нежели ее партнер Глеб Калюжный, все же у него было больше убедительных планов и реплик,и кстати, физиологически он больше походил на четырнадцатилетнего паренька, нежели девушка.
Интересно подобраны и второстепенные герои - вполне себе самобытные образы, конечно, обозначенные очень схематично, но при этом наблюдать за ними интересно, они очень уместно возникают по логике движения сюжета. Для себя отмечу роль Алексея Филимонова, как-то за ним убедительно укрепился образ вечного гопника, но актер он хороший, хотя для школьника изрядно "взрословат".
Образы родителей максимально размыты. Мама Леши, воспитывающая сына одна, попеременно то поливающая грязью отца Леши, то несильно успешно строящая свою новую личную жизнь у меня не вызвала сильных эмоций, хотя финал картины подводил к этому настолько сильно, на сколько мог. Полунамеками зрителю дают понять, что сама мама прекрасно понимает, что произошло с сыном и каковы могут быть последствия у такой " первой любви", но оказывается совершенно бессильной, откровенно беспомощной, предпочитая погоревать о своей загубленной молодости в одиночку, а затем тихо удрать, чтобы оттянуть сложный разговор, в котором уже нет смысла уповать на сослагательные наклонения.
Пока писала рецензию думала, должны ли подростки смотреть это кино, будет ли оно интересно и актуально для них?
Поняла, что такие фильмы лучше все же смотреть с родителями, которым очень важно понять, что происходит с их детьми здесь и сейчас, а не гипотетически, в популярных изданиях-руководствах по воспитанию подростков. В фильме много моментов, которые подростку попросту не заметны, а другие - откровенно не понятны, может и неинтересны. Элементарно потому, что на данный момент у существует ощутимая нехватка эмпирического опыта, неоткуда ему взяться в этом возрасте, он же не вызревает к определенному моменту, как гормональный бунт; и вот здесь как раз нужны родители, способные провести правильные обоснованные параллели, а не просто сетовать на то, что так вот делать, дорогой ребенок, "нельзя", "так только нехорошие дети делают".
Однажды герой одного фильма сказал - "любой жизненный опыт приобретается себе в убыток", вот у Андрея Зайцева получилась недурственная тематическая иллюстрация к этому изречению, довольно легкая, без надрывных трагедий и вымученных откровений, с открытым, кого-то изрядно шокировавшим, финалом, без отталкивающего морализаторства и тягостного высокопарного назидания. Банально, спросите, вы? Не банальнее того, что происходит ежедневно в чьих-то домах, школах и головах.