О детях нового сознания.
"Сплошь и рядом внимательные взрослые отмечают МАССОВЫЕ проявления нестандартности в детской среде, причем, начиная с рождения. Это подтверждают педиатры, психологи, воспитатели детских садов, мамы — те, кто общается с детьми круглосуточно".
Уже много лет мы знакомы с выражением «дети индиго», вокруг которого разгораются дискуссии. На телевидении выходят программы, и фильмы, посвященные детям нового века. Обилие необъяснимых фактов рождает скептицизм и недоверие зрителей, читателей и специалистов в области детства.
В погоне за определением феномена «детей индиго» рождаются мифы. Вот один из них: «Чтобы соотечественники смогли правильнее относиться к одаренным детям, европейские и американские социологи придумали и распространили миф о "детях индиго". А следует прилагать усилия и прощать одаренным детям их интеллект и высокомерность. Сделать это трудно не только в России, но и на демократичном Западе».
А может быть пора более внимательно отнестись к этому явлению нашей жизни? Не стоит в очередной раз огульно ругать запад, облачающий истину в платье мифа. Ведь на сегодняшний день, сплошь и рядом внимательные взрослые отмечают МАССОВЫЕ проявления нестандартности в детской среде, причем, начиная с рождения. Это подтверждают педиатры, психологи, воспитатели детских садов, мамы — те, кто общается с детьми круглосуточно.
В нашей стране организовано движение «Дети нового сознания в России», инициаторами создания которого стали: Объединенный Научный Центр проблем космического мышления; Международная Лига защиты Культуры; Международная ассоциация Фондов Мира; Российская академия образования; Российская академия естественных наук; Российская академия космонавтики имени К.Э. Циолковского; международный Центр-Музей им. Н.К. Рериха и благотворительный Фонд имени Е.И.Рерих. В реализации проекта в России активно участвуют: академик РАО, доктор психологических наук, профессор Шалва Александрович Амонашвили и доктор филологических наук, профессор Черноземова Елена Николаевна.В октябре 2006 г. при поддержке Информационного центра ООН в Москве и ЮНИСЕВ (отделение ЮНЕСКО по делам молодежи) состоялась международная научно-общественная конференция «Дети Нового Сознания». «Участниками конференции было принято постановление о защите этих детей во всем мире, о помощи, чтобы они не сломались в условиях существующей системы образования, о выживании в жестоких условиях современной цивилизации и преступного отношения к детству вообще». В г. Тольятти с 2008 года действует социальный инновационный проект «Дети 21 века — дети нового сознания» по инициативе общественных и некоммерческих организаций, координатором которого является практических психолог и член Ассоциации психологов и психотерапевтов г.Тольятти Петрова Лидия Петровна. Вход в проект открыт для каждого неравнодушного взрослого и ребенка, желающего привнести в нашу жизнь и жизнь нового поколения позитивные, конструктивные мысли, дела и личные проекты. Постепенно я буду знакомить читателей с людьми, уже работающими в данном сообществе. Объединение добрых помыслов и дел — мощная созидающая сила!
Приведу мнение профессора Московского педагогического государственного университета Елены Николаевны Черноземовой, которая изучает поведение детей с паранормальными способностями: «Нельзя любого педагогически запущенного, своевольного ребенка считать каким–то исключительным. Даже когда мы имеем дело с действительно особыми детьми, это не значит, что мы не должны их как–то ограничивать. Весь ход развития западной цивилизации показал, что дурная свобода ни к чему хорошему не приводит. Вопрос в том, в чем ограничивать, а в чем давать свободу личности? Мы тут сталкиваемся с проблемой, которую человечество сформулировало в ХVII веке. Это вопрос меры. Вот что такое вкус? Почему тесемочка такой–то ширины на платье — это со вкусом, а чуть шире или чуть уже — это безвкусица? Как и кто определяет эти пропорции? Но мы с вами чувствуем: у этого человека есть вкус, а того — нет. Это как дар Божий. Одному дано, а другому — нет. Научить вкусу невозможно, но научиться можно — если ты наблюдаешь и думаешь. Определить особых детей с помощью учебника невозможно. Единственное мерило — это сердце. Если ты любишь ребенка, сердце тебе подскажет: запретить ему что–то или перетерпеть, позволить ему обжечься, чтобы он самостоятельно встал на путь истинный. А что касается вундеркиндов — да, они были всегда. Но в единичных проявлениях. А сейчас начинают появляться пачками. И это становится проблемой.
…Эти дети психологически взрослее родителей, часто дают взрослым советы, как с ними надо обращаться. Умные родители слушают и слушаются. А "глухие" — ведут ребенка к психиатру, а там его начинают залечивать медикаментозно. Дети–индиго часто задают "странные", совсем не детские вопросы. И ведущий вопрос — не "почему", а "зачем"?
Детские игры этим детям неинтересны. Потому что им важен результат, а не процесс. Например, показывают малышке, как ловить рыбку на магнитную удочку в игре "Аквариум". Она смотрит с недоумением, потом берет рыбку, берет магнитик и соединяет их. "Ты этого от меня хочешь?" — задает она немой вопрос.
Но такая взрослость оборачивается конфликтами в школе. Учитель реагирует нервно, если ученик решает задачу мгновенно, но не может расписать действия. Например, двухлетний малыш из Екатеринбурга с ходу дает решение математических задач. Но он не оперирует цифрами! Он считывает модель. Что это и как это — никто не знает. Или феномен автоматического письма: один ребенок пишет письмо иероглифами, клинописью, арабской вязью… Другой "принимает" и выдает художественные тексты и рисунки… Это сложные личности синтетического озарения во многих областях…» Сложные, многоуровневые, непонятные, противостоящие современному миру, сердечные, тонко чувствующие. Это все они — Дети Нового Сознания. Категория новых детей академически не признана.
Ученые–нейрологи утверждают, что у индиго–детей сгармонизирована деятельность левого и правого полушарий. Кстати, при рождении у нас у всех оба полушария одинаковы, но по мере роста и развития человека потенциал полушарий начинает отличаться. Но, в общем, многое в поведении новых детей пока не имеет никакого объяснения.
Почему эти дети приходят в наш мир? Есть такая книга немецкого автора Зигфрида Войтынаса. Там высказана гипотеза, которая мне кажется разумной: человечество сознательно истребляет в себе человеческие качества, а новые дети эти качества проявляют в концентрированном виде, чтобы человечеству напомнить: ты вот какой, в тебе все это есть, развивай это в себе.
Когда мы в большей массе своей поймем, что дети нового сознания — Дар человечеству, тогда, может быть, мы услышим их?