Пассивный "разговор"
РечьВ своем посте я хочу сформулировать всё то что я узнала о развитии пассивного словаря ребёнка, о том как его формировать и расширять. Приведу примеры как мы занимались до года по развитию речи. Соберу все в кучу как говорится...
Словарный запас ребёнка разделяют на два блока активный словарь и пассивный. Активный подразумевает под собой те слова и выражения который ребёнок употребляет и произносит. Пассивный это те слова, которые ребёнок знает, понимает, может различать на слух. Первые свои слова ребёнок знает и понимает примерно на пять месяцев раньше, чем он сможет их произносить. Это не сложно проследить задавая ему вопросы, разговаривая и наблюдая за его реакцией. Например, вы постоянно разговаривая с малышом показываете ему мишку который находится на определённом месте со временем малыш будет не только реагировать комплексом оживления но будет находить предмет взглядом (следует отметить, что сначала ребёнок будет ассоциировать слово с конкретным предметом, т.е. мишка именно тот который сидит на полке, а не тот который в книге) затем тянуть к нему ручки и т.д. К году это примерно 50 слов! И только побыв некоторое время в пассивном словаре слово переходит в активный. Развивать речь необходимо уже с самого рождения( а то и до), постоянно разговаривая с ним. Необходимо каждое свое действие (прогулка,переодевание, купание) совмещать с рассказом о том что вы, как и для чего делаете.
Увеличение пассивного словаря можно проводить показывая предмет ребёнку называя его, показать для чего он нужен (например ложка или расчёска), показывая части тела и дотрагиваясь до них ручкой малыша (нос, уши, рот), показывая карточки (мы начинали с домашних животных) или развешивая их по квартире ходить и рассказывать малышу об изображениях. Читать книжки и рассматривать иллюстрации. Кстати подбирать первые книги для рассматривания необходимо тоже с умом. Иллюстрации должны быть крупные,на одной странице не более одного предмета, картинка не должна сильно пестрить, текста не должно быть вообще или минимум, ну и по мне книга не должна развивать дурновкусие с самого рождения. Так что должен быть хоть малый намёк на художественную ценность. Или в крайнем случае пусть будут в книге фотографии, это хоть придаст реалистичности изображённому предмету и не будет сбивать ребёнка.
При всём нужно помнить что пассивный словарь всегда будет больше активного, но при этом необходимо употреблять как можно больше слов в повседневной жизни. Для чего я это делаю? Сейчас ценятся люди, которые умеют хорошо и интересно говорить,могут четко и красиво изложить свои мысли, что в дальнейшем поможет Яне в учёбе , в общении со сверстниками,адаптации в обществе. Кроме того, увеличение словарного запаса влечет за собой развитие интеллекта, памяти, внимания, воображения и восприятия. Таким детям проще учить стихи, решать логические задачи, творить, и , в целом, реализовывать себя. Я хочу максимально помочь раскрыть природный потенциал своего ребёнка (при этом я не стремлюсь сделать из неё вундеркинда) и стимулировать развитие умственных способностей.