Мария
9 лет
О важности ритуалов
(из книги психолога Анны Быковой «Детки в (клетке) садике. Детский сад глазами педагога и психолога»)
Карину обычно приводит папа. Сегодня ее привела няня. Заводит в группу девочку, по щекам которой слезы градом. Я удивлена. Карина никогда не ревела. Что случилось?
Няня раздражена. Карина отказывается заходить в группу. Карина рыдает и рвется обратно. И сквозь слезы говорит, что-то про другую дверь. Я начинаю понимать, в чем причина яростного сопротивления Карины. Няня привела Карину через центральный вход. А Карина привыкла заходить через другую дверь - автономный вход в группу.
Говорю няне:
- Вам лучше обойти здание и зайти через наш отдельный вход.
Няня не понимает. Как это так? Карина уже в группе, еще шаг - и вот он, Каринин шкафчик. Зачем снова обуваться, выходить на улицу, обходить здание, чтобы зайти сюда же через другой вход?! Это же не рационально, не логично!
У детей своя логика. Эта логика называется - РИТУАЛ. Все должно быть как всегда - это гарантия спокойствия и безопасности.
Дети любят стабильность и постоянство - это их успокаивает. Они любят, чтоб было «как всегда». В таком огромном и меняющемся мире хоть что-то должно оставаться неизменным. И тогда на эту константу можно опереться, осмотреться и двигаться дальше. И чем больше изменений происходит в жизни ребенка (детский сад, переезд, развод, рождение второго ребенка), тем важнее сохранять неизменным то, что можно.
Неизвестность - всегда стресс. У взрослых свои способы справится с этой тревогой. Понимая, что «призрачно все в этом мире бушующем», они пытаются создать себе иллюзию стабильности. Взрослые придумывают себе гарантии, обязательства, страховки, подписывают договоры, при этом, не забывая упомянуть про форс-мажорные обстоятельства.
А дети придумывают себе ритуалы. Они проще засыпают, когда перед сном выполняется один и тот же порядок действий. Они просят читать одну и ту же книжку. Они берут в кровать одну и ту же игрушку. Они легче расстаются в садике с мамой, если она машет в одно и то же окошко определенным образом. Или придумала еще какой-нибудь особенный способ сказать «до свидания».
Мама Макса целовала его в обе щеки и говорила «Хорошего дня! Я тебя люблю!»
Папа Никиты пожимал сыну руку, потом они соприкасались кулаками, потом показывали друг другу большой палец и говорили: «Все будет вот так!»
Мама Димы показывала в окошко «обезьянку»: подносила ладони с растопыренными пальцами к ушам, скашивала к носу глаза и смешно показывала язык. А Дима смеялся. И не только Дима. Маму Димы в окно любили провожать все дети группы.
Мама Леши зачитывала ему меню. Ритуал сложился спонтанно. В первый день при слезном расставании мама придумала прочесть меню: «Смотри, тут написано творожная запеканка. Ты же любишь творожную запеканку! Интересно, тут запеканка с изюмом или без? Она будет с повидлом или со сгущенкой? Я приду сразу после завтрака, и ты мне расскажешь, какой была запеканка» На следующий день Леша сам повел маму читать меню. Логика Леши проста: «Если вчера мама прочитала меню и потом пришла, значит и сегодня она придет за мной, если прочитает меню» Спустя полгода Леша нетерпеливо переминался с ноги на ногу, пока мама дочитывала меню. В группе ждали друзья и интересные игры, но отпускать маму без чтения меню он не хотел - этот ритуал защищал его от страха быть оставленным насовсем.
Эти наблюдения сделали меня ярым приверженцем ритуалов. В детском саду свой ритуал у нас был на каждый режимный момент.
Особый ритуал возвращения с прогулки: мы считали лопаты. Все ли лопаты собрали? Где еще лопаты прячутся?
Особый ритуал начала обеда: хоровое «всем-всем приятного аппетита!» а потом вскидывание рук вверх «поедим и вооот такими вырастем!»
Ритуалы помогали формировать особый комфортный климат в группе, «корпоративную культуру». И дети легче адаптировались.
Ритуалы успокаивают ребенка и помогают с ним договориться. Ритуалы - это то, что ребенок будет с теплотой вспоминать, когда станет взрослым. Поэтому придумывайте свои ритуалы отхода ко сну, подготовки к обеду, прощания в садике.
Но если ритуал есть, его надо соблюдать безукоризненно.О, родители! Видели бы вы, в какую истерику впадает ребенок, которому папа забыл помахать в окно детского сада! Если дочь всегда спит в садике в красной пижаме, нельзя без ее согласия приносить после выходных синюю! Если малыш забыл дома игрушку, с которой ВСЕГДА ходит в садик, то лучше за ней вернуться. Это не блажь и не каприз ребенка. Это его потребность в стабильности. Это очень важно. Карине было просто необходимо зайти в группу через привычную дверь - как всегда.