Купание, уход за кожей и слизистой, памперсы, рационально построенный режим
Купание начинают после подсыхания пупочной ранки, как правило, через 1-2 дня после выписки из родильного дома. Температура в комнате, где купают ребенка, должна быть 22-23 °С. Ванну лучше делать вечером в 18-20 часов — перед последним кормлением. Пред каждым купанием ванночка должна быть вымыта горячей водой с мылом. Для купания ребенка первого месяца жизни следует употреблять кипяченую воду. Температура воды для купания детей первого полугодия жизни 36,5—37 °С, а для более старших — 36 °С. Детям первых 6 месяцев (а лучше до года) гигиеническую ванну необходимо делать ежедневно. Детей от 1 года до 3 лет купают через день, а дошкольного и школьного возраста - 2 раза в неделю. При купании грудного ребенка на дно ванночки кладут полотенце. Голову и верхнюю часть туловища (за спину) придерживают левой рукой, нижнюю часть туловища - правой и помещают ребенка в ванну. Правую руку освобождают и ею моют ребенка. Один-два раза в неделю при гигиенической ванне используют мыло («Детское», «Ланолиновое», «Спермацетовое»), Купание заканчивают обливанием водой температурой на 1-2 °С ниже, чем вода, используемая при купании. Обливание ребенка водой после купания является первой закаливающей процедурой. После купания ребенок заворачивается в полотенце и вытирается промокательными движениями. Общая продолжительность купания для детей первого года жизни - 5-7 мин, второго года - 8-10 мин, старше 2 лет - 10-12 мин. Противопоказаниями для гигиенических ванн являются все острые заболевания с лихорадкой, гнойничковые заболевания кожи и пупка.
Уход за кожей и слизистыми необходим с первых дней жизни ребенка. Лицо, шею, ушные раковины и руки ребенка с 1,5—2 месяцев не менее двух раз в день (утром и вечером) обмывают теплой кипяченой водой и вытирают насухо (особенно в складках) мягкой пеленкой. С 4—5 месяцев ребенка можно уже умывать водопроводной водой сначала комнатной температуры, а потом прохладной из-под крана. С 7 месяцев необходимо мыть руки малышу перед едой, после прогулки и пользования горшком.
Наружный слуховой проход и носовые ходы утром и вечером очищают при помощи ватных фитильков, сначала смоченных в кипяченой воде, стерилизованном подсолнечном масле, вазелиновом масле, сцеженном молоке, а потом сухих.
Туалет глаз осуществляется двумя стерильными ватными тампонами, смоченными раствором перманганата калия (1:8000), от наружного угла глаза к внутреннему (растворы борной кислоты для туалета глаз применять не следует). При небольшом конъюнктивите закапывают 15—20% раствор альбуцида, а при гнойном чередуют его (каждые 2 ч) с 0,25% раствором левомицетина.
Обтирать рот здорового ребенка не следует во избежание травмирования слизистой оболочки и внесения инфекции. Родителям необходимо разъяснить нецелесообразность ежедневного и длительного использования сосок-пустышек, ибо возникающая при сосании доминанта снижает активность коры головного мозга, тормозит процесс нервно-психического развития. Прибегать к пустышкам следует крайне редко — при сильном беспокойстве ребенка. Со второго года жизни, чтобы очистить полость рта ребенка после приема пищи, необходимо дать ему выпить кипяченой воды. Детей старше 2 лет нужно приучать полоскать рот и чистить зубы мягкой зубной щеткой 2 раза в день.
Памперсы (одноразовые подгузники) являются удобным средством по уходу за кожей ребенка раннего возраста. Простота их использования завоевала широкую популярность среди матерей, имеющих грудных детей. Помимо удобства в пеленании детей раннего возраста регулярное использование памперсов по сравнению с традиционными тканевыми подгузниками позволяет не только снизить распространенность пеленчатого дерматита на 30—40%, но и существенно уменьшить тяжесть его проявлений, что способствует созданию благоприятного психоэмоционального фона для ребенка и кормящей матери. Вместе с тем преимущества памперсов в большей степени проявляются при правильном их использовании. В первую очередь важна своевременная их смена: сразу перед кормлением или после него, после каждого испражнения, перед сном, сразу после пробуждения, по мере наполнения подгузника. Таким образом, средний расход памперсов у ребенка раннего возраста должен составлять не менее 6-8 подгузников в сутки. При каждой смене подгузника необходимо проведение «воздушных» ванн средней продолжительностью не менее 15-20 мин.
Исходя из функциональных особенностей кожных покровов детей раннего возраста (склонность к образованию эритемы, папул и сыпи, выраженность которых зависит от качества ухода за кожей ребенка) и динамики естественного становления и регуляции мочеиспускания, систематическое использование памперсов обоснованно до 6—8-месячного возраста. В дальнейшем целесообразно эпизодическое их применение (прогулки в холодное время года, поездки с ребенком, во время ночного сна, при острых заболеваниях и т. д.), поскольку в это время происходит становление и выработка условных рефлексов удержания мочи и мочеиспускания, постепенное формирование навыков самообслуживания.
Не следует забывать, что при всех своих преимуществах, использовании самых современных технологий их изготовления (повышение абсорбционной емкости, добавление дополнительных протекторов кожи на основе масел растительного происхождения (технология «Lotion Саге») памперсы остаются одноразовыми подгузниками, и они не заменяют элементарных гигиенических процедур по уходу за ребенком грудного возраста. Нарушение правил использования памперсов может приводить к возникновению так называемого «парникового эффекта», проявляющегося в виде локального повышения температуры и влажности, изменению рН кожи в местах прилегания подгузника. На начальных этапах это манифестируется локальными проявлениями пеленчатого дерматита в виде гиперемии кожных складок, эритематозных и папуллезных высыпаний, вплоть до нарушения целостности кожных покровов, вторичным инфицированием и формированием экзематозных очагов поражения кожи. Особенно тяжелы эти изменения у детей на фоне экссудативно-ката-рального и атопического диатеза. Локальное повышение температуры тела у мальчиков в перспективе может отрицательно сказаться на состоянии сперматогенеза, а избыточная пролиферация бактериальной флоры создает благоприятные условия для возникновения инфекционно-воспалительных заболеваний мочевыводящих путей у девочек. Бесконтрольное и длительное использование памперсов отрицательно влияет на своевременное становление и формирование процессов мочеиспускания, навыков самообслуживания и проявляется в виде первичного энуреза, реже энкопреза.
Рационально построенный режим с учетом физиологических возможностей органов и систем в зависимости от возраста ребенка способствует активной жизнедеятельности, росту и развитию организма ребенка, позволяет экономично расходовать энергию, приспосабливаться к меняющимся условиям внешней среды, предупреждать заболевания, является важной основой в воспитании ребенка. У детей раннего возраста утомление и истощение во время бодрствования развивается значительно быстрее, чем у детей старшего возраста и взрослых. Сон у последних совпадает с темным временем суток, в то время как новорожденный ребенок спит почти 23 ч в сутки. К концу первого месяца жизни период активного бодрствования у ребенка может продолжаться в течение 30-40 мин. У годовалого ребенка общая длительность сна должна составлять 15—16 ч в сутки. В первые месяцы жизни ребенок спит днем 3-4 раза по 1,5-2 ч, с 9-10 месяцев - 2 раза по 2-2,5 ч, после 1,5 лет - 1 раз в течение 3-3,5 ч, а к 3 годам - 1 раз в течение 2 ч. Для детей до 1,5 лет важно позаботиться о том, чтобы ребенок по возможности больше спал на свежем воздухе. Отклонения в характере режима могут быть связаны с индивидуальными особенностями ребенка. Если он ослаблен, на следующий режим целесообразно переводить ребенка позже. В ежедневном соблюдении режима могут иметь место отклонения, но нежелательно допускать, чтобы они превышали более 30 минут.
В формировании режима важную роль играет кормление ребенка в определенные часы. Соблюдение времени кормления способствует быстрому установлению условных рефлексов на время, после чего ребенок сам напоминает о необходимости принятия пищи, он с охотой идет на прогулки, а к положенному времени отдыха можно заметить, что его клонит ко сну. Грубое нарушение режима выводит малыша из установившегося равновесия. Он начинает капризничать, теряет аппетит, плохо спит. Длительное несоблюдение режима может привести к развитию невротических нарушений, задержке психомоторного и даже физического развития.