В чем суть методики раннего развития Г.Домана?
Психология, дефектологияГален Доман- американский военный врач, который в 40 годах 20 столетия занимался реабилитацией детей с различными травмами мозга. В этом деле он достиг очень хороших результатов.
Систему, разработанную для больных детей он применил на здоровых уже в 60-х гг.
В основу данной системы легла мысль о том, что маленький ребенок обладает безграничным желанием и огромным потенциалом узнавать все, что он еще не знает.
Цель системы- дать детям неограниченные возможности в жизни.
В основе реализации данной цели легли его знания психофизиологии и детской психологии, которые он сформулировал так:
* Вся задняя половина мозга состоит из проводящих путей, которые принадлежат пяти органам чувств: слуху, зрению, обонянию, осязанию, вкусовым ощущениям;
* Чем больше информации проходит по этим пяти путям, тем лучше работает мозг, и наоборот;
* От качества работы сенсорных путей зависит уровень развития мозга;
* У здорового новорожденноготребенкапути не повреждены, но инее развиты.
Исходя из этих тезисов, г.Доман сделал вывод о том, что развивать мозг ребенка необходимо с рождения.
И происходить это должно в 4 направлениях:
1. Физические упражнения;
2. Чтение;
3. Математика;
4. Энциклопедические знания
В первую очередь ребенка необходимо развивать физически. Простые усилия по методу Домана позволяет добиться того, что в первые месяцы жизни ребенок будет проползать до нескольких метров в день.
Особое внимание Доман уделяет процессу изготовления практического материала. К таким материалам относятся демонстрационные карточки. Карточки оформлены определенным образом:
* Со словами - для начала освоения чтения.
* С точками в разных количествах - для знакомства с первыми математическими представлениями;
* С различными изображениями - для познания объектов окружающего мира и взаимосвязи между ними.
Слогаемых успеха методики Г. Домана всего три:
1. Следование законам безопасности, сформулированным самим Доманом:
* Получать от занятий с ребенком максимольное удовольствие. Первый закон безопасности: если Вам или Вашему ребенку не интересно - прекратите занятие и проанализируйте ситуацию;
* Тщательно готовте учебные материалы и делайте это заранее. Второй закон безопасности: если скорость подачи материала снижается, то и познавательный интерес ребенка так же падает;
* Уважайте своего ребенка и доверяйте ему. Третий закон: если Вы проверяете знание своего ребенка, то это значит, что Вы не уверенны в его способности их усвоить.
2. Родительская логика
Для родителей важно научиться снабжать ребенка точной, отчетливой недвусмысленной информацией.
3. Родительское трудолюбие.
Постоянно приводить в порядок и совершенствовать свои знания.
Детский и семейный психолог
Требушенкова Олеся