Занимательная конфликтология. Случай 1.
Занимательная конфликтологияКак-то так последнее время бывало, что сын, принимая дома друга-ровесника, просто преображался. Как только друг оказывался в прихожей, у нас начинался аттракцион неслыханной щедрости: мелкий методично, машинку за машинкой, переносил весь автопарк на кухню, при этом он нисколько не скрывался - он просто делал свое дело. Потом начинал ругаться на друга Сашку, когда тот брал один из пазлов. Вернее, даже не ругаться, а с надрывом объяснять, как и что надо делать. Друг Сашка имел на все свой взгляд и свое мнение, и перечил другу Егорке. В общем, все устаканивалось и приходило к миру и спокойствию, как правило, только через час, когда доходили до книжной полки.
Сперва я думала, что дело в том, что Сашка, на сынкин погляд, как-то плохо и пренебрежительно относится к игрушкам - не ставит их на место, не так играет, не так разбрасывает. Но нет, дело было в другом.

Раньше мы уже пытались как-то разрулить ситуацию, но делали это в тот момент, когда мелкие и сами пытались показать друг другу, кто есть кто.
Вчера гости тоже планировались, и с того момента, как Егор узнал, что к нам придут Саша с Машей, он ходил за мной и говорил, что Саша с Машей не придут, что здесь живет Егорка.
И мы с ним поговорили. Примерно так:
- Ты не хочешь, чтобы к нам приходили в гости Саша с Машей?
-... Затяжное мычание...
- Тебе не нравится, что Саша берет твои игрушки?
- в глазах ребенка определенно появляется интерес к разговору...
и вот на этом месте обычно мы говорили, что Саша поиграет и отдаст. И разговор заканчивался, а конфликт нет. А в этот раз мы почему-то продолжили:
- Смотри, Сашка приходит, а ты ему свои машинки показываешь. Смотри, говоришь, Сашка, какие у меня машинки есть. Сашка поиграет в твои машинки и скажет - Дааа, хорошие машинки у тебя Егорка. А ты ему ответишь - дааа, хорошие, это мои машинки и мне они тоже очень нравятся.
Потом мы примерно в том же ключе проговорили про пазлы, книжки...
Пришли гости, Гоха запросился на руки и потому был отослан с заданием отнестив комнату сперва ложки на стол, потом чашки. И пока он бегал, он чувствовал себя отлично - у него дело, он занят. За столом специально для мелких мы ПРОГОВОРИЛИ, кто где сидит, потому что детский стульчик был вторым камнем - за него бился Сашка, его отстаивал Гоха. И вот Сашка получает свою личную табуретку и оказывается выше всех, Гоха сидит на стульчике, Егоркином стульчике, мамам тоже нашлись свои места. Все, после этого мелкий еще пару раз обежал стулья-табуретки-кресла и прошептал, закрепляя, кто здесь сидит, а потом спокойно отправился играть рядом с Сашкой.
Потому что ему "это все-все понятно" - вот это он нам сказал вчера неоднократно.
Вывод: иногда деть просто не знает, как себя вести, он не знает ритуала ситуации, и проговорить заранее и в диалоговом режиме все, что примерно будет происходить и как при этом себя можно вести (это не означает, что я буду говорить мелкому, что делать хорошо или не хорошо), - это правильно. Привязка к месту - тоже необходима, потому что тогда все вписывается в картину мира ребенка уже на топонимическом уровне. Грубо говоря, вчера мы просто вписали гостей в наш семейный ландшафт, узаконив их и закрепив их места, а сына мы вписали в ситуацию, задав ему модель поведения, а в самом начале (тот момент, когда он носил и раскладывал ложки) закрепив за ним роль хозяина ситуации.