Разговори меня, мама!
Нашей Алёнке скоро полтора года, и с каждым днем она говорит всё больше и больше. Из некогда непонятных звуков рождаются слова и целые фразы. Делая очередную запись нового «речевого продукта» в дневник, захотелось написать этот пост, но не для того, чтобы похвастаться успехами дочки, а скорее поделиться тем, что, c моей точки зрения, помогает ей разговориться:
- Вижу, как делаешь ты, и повторяю
Маленькие мартышки всё копируют, в том числе и артикуляцию. Чем она доступнее, тем легче повторить. Мне кажется, в данном вопросе у меня было первенство по кривлянию перед зеркалом и лицом к лицу.
Мне и Алёне очень понравились коротенькие строчки из комплекта «говорим с пелёнок»: «ма-ма-ма, наконец, пришла зима», «ну-ну-ну, вижу в небе я луну» и другие.
- Говори медленнее, я записываю
Интуитивно я говорю с ребёнком медленнее, чем в обычной жизни, на распев, часто повторяя слова и очень эмоционально. Мне кажется, так лучше усваивается. Не случайно же так много простых стишков и песенок для самых маленьких.
- Мне не нравятся твои «повтори» и «скажи»
Заметила, что ребенок гораздо охотнее повторяет слова, слоги или звуки в игре, нежели когда просишь что-то сказать. Только оставишь ребенка в покое - многословный выброс. Мой вывод: надо сдерживать себя от попыток заставить говорить. Как помочь ребенку заговорить с помощью игр я подсмотрела в статье «6 секретов, как разговорить ребенка».
- Выключи телевизор, он мне мешает тебя слышать
Дома мы совсем не смотрим телевизор, а недавно прочитала в одной статье, что это очень хорошо для развития речи. Очень важно чтобы в доме главным звуковым раздражителем была речь человека. Телевизор, громко звучащие музыкальные игрушки - это фон, который очень отвлекает.
- Расскажи мне, что ты делаешь
Мой день состоит из постоянных описаний того, что происходит вокруг нас: что мы сейчас делаем, куда идем, кто эти люди, что за странные звуки. Алёнке не было и месяца, когда я начала знакомить её с правилами дорожного движения. Помню удивленные лица прохожих, которые стояли вместе со мной на светофоре, а ведь это было только начало.
- Не повторяй моих ошибок
Нас очень умиляют первые попытки малышей говорить, они так смешно коверкают слова. Как бы в шутку, мы начинаем повторять за ними, а как же быть эталоном для детей? Раз мама так говорит, значит, это правильно. Поэтому с этим нужно быть очень аккуратными.
Недавно произошел случай. Рассматривали с дочкой козочек в зоопарке. Говорю дочке «Коза, это коза, бееее», она отвечает «Не, заясь», я опять за свое, ответ такой же. Переубедить не вышло, «Заяц, так заяц!» - пробормотала я. До сих пора коза у нас зайцем называется.
- Почитай мне
Ежедневное чтение книг способствует развитию речи. Хорошо, когда книжка с простым текстом и яркими картинками. Важно беседовать с малышом, рассматривая иллюстрации. Очень скоро малыш сам будет называть знакомые предметы на картинках.
- Похвали меня за результаты
Думаю, что здесь, не нужно много говорить, просто радуемся успехам вместе с ребенком.
- Записывай за мной
Я часто задавалась вопросом, стоит ли считать словами «би-би», «гав-гав», «мяу» и другие? Сейчас у меня даже нет сомнений по этому поводу. Как я уже говорила, я веду небольшой «речевой дневник», также стараюсь многое записывать на видео и вам советую. Это безумно интересно, впереди ещё столько перлов от наших чудесных малышей.
Очень советую прислушиваться к своему ребенку, в незначительном слоге «пи», может быть столько смысла, а ,например, «гаги» окажутся ягодами. Не требуйте от детей больших результатов, позвольте им насладиться миром звуков, слов и целых предложений.
Книги, которые я рекомендую, как отличное дополнение для речевого развития вашего малыша:

Е.Янушко «Помогите малышу заговорить». Это просто отличная книга для того, чтобы организовать досуг ребенка с пользой. Подходит для игр с детишками после года. Мне понравилось то, что сухая теория о речевом развитии представлена в простой и понятной форме, есть ответы на многие опасения и страхи родителей, связанных с тем, что малыш не говорит, а главное вы найдете объяснения на свои «почему?". Книга содержит не только теорию, но и описание возможных игр. Игры довольно простые, но их предлагается очень много, так что скучно не будет. Люблю, когда коротко, емко и визуально хорошо воспринимается, здесь все это есть.
О.Новиковская «Большой альбом по развитию речи для самых маленьких» Очень яркая и занимательная книга, в которой малыш знакомится с разными предметами, звукоподражанием, действиями. Книга представляет собой иллюстрированные игры-задания, направленные на формирование правильного произношения, речевого восприятия и памяти. Задания можно проходить с малышом по порядку (так как все идет от простого к сложному). Много дыхательных упражнений и артикуляционной гимнастики. Мы любим эту книгу и с удовольствием делаем задания.
О.Теплякова «Развитие речи и интеллекта ребенка от рождения до 2 лет. Пальчиковые игры» Книга, в которой рассказывается о важности игр для развития. После каждой игры маленькая заметка о том, что она дает. Простые и понятные пальчиковые игры подходят даже для самых маленьких. Многие знакомые игры подаются совсем иначе, что интерес у взрослого не пропадает.
Желаю, чтобы ваши детки не боялись говорить и были счастливы!
Оригинал на моем сайте:
http://mamkinblog.ru/%D1%80%D0%B0%D0%B7%D0%B3%D0%BE%D0%B2%D0%BE%D1%80%D0%B8-%D0%BC%D0%B5%D0%BD%D1%8F/


