учим ребенка слышать (окончание)
Итак, если ребенок не умеет разговаривать, Вы ему читаете страничку, а слышит он или нет Вы определяете по реакции, хотя после чтения можно рассказать ребенку о герое, можно показать эмоции героя или действующих персонажей, много чего можно, чтобы завладеть вниманием малыша. Например, действие происходит где-то или герой такой-то, обычно детские книжки всегда с картинками, описываем картинки: цвет, размер, слева, справа, сверху,снизу, какие предметы, какое время года, в каком месте происходит действие. Мы говорим о 10-минутных занятиях, не просто о чтении. Эти 10 минут надо провести как можно плодотворнее, продуктивнее, чем обычное чтение. И это очень важно. Эти 10 минут должны отличаться, потому что это обучение, а не времяпрепровождение или игра. Если ребенок уже разговаривает, то вы задаете ребенку вопросы по прочитанной страничке (о главном герое, о месте действия, о других персонажах, причем вопросы могут быт разные: от имени, до описания чего-либо). Если Вы понимаете, что ребенок слушает Вас, то после чтения просите ребенка пересказать страничку, если ребенок забыл и может сказать только два-три предложения, необходимо задавать наводящие вопросы,чтобы восстановить в памяти прочитанное Вами. Сейчас многие дети плохо пишут изложения, они жалуются на то, что не могут вспомнить, что было сначала, не могут разделить на абзацы изложение, то есть плохо чувствуют эмоции педагога, его голос. Вывод-то один, ребенок плохо слышит и воспринимает речь взрослого; это недостаток работы со слышимостью в детстве, получается, что голос гаджета (искусственные голоса различных игр) и человеческая речь воспринимается ребенком по-разному. Да и многие мамы жалуются, что даже в домашних делах (не только в школьных) ребенку приходится повторять несколько раз, чтобы он обратил внимание на мамину речь (дети как бы в себе). Всегда было такое, но последнее время плохая детская слышимость становится все более и более заметна не только дома, но и в школе. А изложение стало камнем преткновения на экзамене по русскому языку, да и не только во время экзамена, но уже и в начальной школе. Чтение, пересказ, ответы на вопросы учителя, диктанты уже в начальной школе проблемны у половины учеников. Слышимость - важный навык ребенка. Поэтому необходимо уделять большое внимание ее развитию.