учим ребенка слышать (еще немного из практики)
С 4 до 5 лет. Этот возраст продуктивный для обучения слышимости. Почему? В этом возрасте детки разговаривают, более заметны эмоции на лице, то есть нам, взрослым, проще обучать. Вспомним, почему мы уделяем такое большое внимание слышимости. Это, конечно, связано со школой. Всегда родители должны помнить, что если они не прививают детям определенных навыков, таких как внимательность, терпение, усидчивость, то в школе, где уже в первом классе востребованы эти навыки, детям будет нелегко. В данной статье мы говорим о школе и не имеем ввиду бытовые проблемы, возникающие в семье, в школе все ученики одинаковы для учителя, для всех единые требования (если нет отклонений в развитии ребенка), и имея большой опыт работы с отстающими, мы хотим помочь родителям понять, что конкретно должен уметь ребенок для хорошей учебы. Итак, слышимость. Если ребенку 4 года, то он уже разговаривает, много умеет делать руками, многое понимает и может объяснить. Конечно, если родители до 4-х лет не задумывались об учебе, то первое, что нужно сделать, это послушать, как ребенок пересказывает материал, который ему прочитали в книжке, или о чем мультфильм или фильм, или о чем компьютерная игра. Речь идет именно о прочитанном ему взрослым человеком или увиденном по телевизору или планшету. Но увиденное связано не только с ушами, но и глазами. Поэтому ребенку вспомнить, что он видел проще, тяжелее рассказать, сформулировать фразы о только что услышанном. 80 процентов детей не умеют писать изложение; современная речь простонародна, сленг и различные сокращения слов привели к тому, что детям тяжело слушать художественную литературу, а ведь изложения в школе имеют именно такой стиль. Поэтому важно не только читать ребенку, но и обсуждать прочитанное. Только не надо делать из этого урок на час, одну-две страницы в возрасте 4 лет (лучше начинать с одной) вполне возможно обсудить и научить ребенка пересказывать. Как? Наводящие вопросы: о героях, сюжете, месте действия, имена, описать героя (рост, возраст, как зовут, если животное, то кличка, окрас, размер, характер), времена года, когда происходит действие, время суток, о каких предметах рассказывает автор, короче говоря, посмотрите, что должен уметь ребенок в возрасте от 4 до 5 лет, такие наводящие вопросы и задавайте. Один раз Вам придется как следует рассмотреть список умений и навыков ребенка в возрасте от 4 до 5, а потом Вы его используете в своих вопросах ( какими знаниями должен владеть ребенок, мы уже перечислили выше). Результат должен быть такой: ребенок должен самостоятельно и сразу (без Ваших вопросов) уметь пересказать в общем то, что Вы ему прочитали (книжную страничку, мы говорим о детских книгах, естественно). Это обычно происходит через полгодика, если заниматься каждый день. После просмотра мультфильма или после компьютерных игр тоже можно расспросить ребенка об увиденном, но, желательно, чтобы и взрослый видел то, что видел малыш. Зачем? Чтобы задавать вопросы. Ребенку трудно сформулировать некоторые фразы, он это делает долго, взрослый начинает нервничать и поэтому, когда ребенок не может сказать, задаем ему вопрос и он на него отвечает, вспоминая попутно и другие моменты. Хорошо, конечно, если мультфильм знаком взрослому, тогда во время занятий (которые длятся до 20 минут в этом возрасте) можно обсудить больше и не спешить, так как ребенок обычно делает все медленно, думает, что сказать, он же хочет все сделать правильно и порадовать Вас. С компьютерными играми сложнее, так как обычно взрослые их не знают. Но и тут можно выделить основные моменты: герои (кто, профессия, где живет, где ходит, зачем ходит), почему именно этот герой, почему ребенок выбрал именно эту игру, пусть назовет несколько причин. Тоже самое с оружием: какое бывает вообще в игре, чем стреляет, вес, размер, цвет, почему ребенок выбрал именно это оружие (обычно говорят, что на другое денег не хватило), если чего-то не хватило, спрашиваем, что необходимо, чтобы хватило. Мы в своей практике сейчас вынуждены таким образом общаться с детьми, используя не прочитанные книги, а пройденные игры. Так ребенку интереснее, мы с них и начинаем учить ребенка пересказывать. Это не так легко, но тем не менее, для обучения необходимо. Потом мы уже переходим к книгам. Часто ребенок стесняется рассказать о том, в какую компьютерную игру играет, о чем игра, что в ней интересного, а иногда просто не может пересказать (что всегда удивительно), приходится обращаться к родителям за названием игры или самим что-то узнавать, иначе вопросов не сможем задать. Иногда даже приходится смотреть как он играет, чтобы показал, тогда нам проще. Во время игры, дети не могут и играть, и говорить, поэтому смотрим кусок игры, и задаем вопросы. С 4 лет до 5 приспосабливаемся к интересам детей, но они четко знают, что мы не развлекаемся с ними, и проводим занятия мягко, но очень серьезно. И мамам всегда говорим, что эти 20 минут должны быть дисциплинированы и серьезны потому, что для ребенка это работа.