Прикорм
По моему мнению самая подробная и понятная и правильная статья, основанная на личном опыте автора.
Рекомендую почитать всем. Особенно тем, кто вводит прикорм с 1 -1,5 месяцев.
Изложу сначала в виде ТЕОРИИ, которой я стараюсь следовать на практике.
Основные причины введения прикорма:
• необходимость дополнительного введения в организм растущего ребенка энергии, витаминов (С, группы В, А и D, фолиевой кислоты), минеральных веществ (кальция, фосфора, калия), микроэлементов (железа, йода, цинка, меди, селена и др.), поступление которых только с молочными смесями, начиная с 4-6 месяцев жизни младенца, становится недостаточным;
• важность введения пищи, имеющей новые вкусовые качества, а также более густой по консистенции, что определяет дальнейшую "тренировку" пищеварительной системы ребенка, правильное формирование жевательного аппарата, стимуляцию моторной функции кишечника;
• приобретение ребенком навыков владения рукой (в 5 месяцев дети берут различные предметы в рот, в 6-8 месяцев у большинства из них появляются первые зубы, становятся координированными движения языка, что позволяет проглатывать более густую пищу, дети начинают пить из чашки, придерживая ее руками).
Основными продуктами, служащими поставщиками новых видов белков, углеводов, жиров, отличных от тех, которые присутствуют в молочной смеси (белки животного происхождения, полисахариды, включая крахмал, растительные масла), являются:
злаковые (источник углеводов, растительного белка, витаминов В1, Е, селена, магния, негемового железа);
овощи и фрукты (поставщики витаминов С и группы В, фолиевой кислоты, калия, железа, растительных волокон);
мясо (источник белка, жиров, гемового железа, витамина В12 и др.);
рыба (источник полиненасыщенных жирных кислот, йода, жирорастворимых витаминов А и D).
Ферментативная система ребенка (на всех типах вскармливания), в среднем, только к 6 месяцам становится относительно готовой к принятию иной пищи. Если ребенок питается адаптированной смесью (Мамекс, НАН, Семпер, Нутрилон, Фрисолак, Нестожен), он не нуждается в дополнительном питании до 6 месяцев. А вот детям, получающим низко- или среднеадаптированные смеси (Малютка, Малыш, Бона, Нестожен, Агуша) и особенно получающим обеднённое питание в виде коровьего или козьего молока, разбавленного водой, прикорм вводят с 4 месяцев, т.к. в этом случае прикорм, прежде всего, направлен на хотя бы частичное компенсирование недостатка из-за неадаптированного питания.
Кроме того, ЖКТ среднестатистического искусственничка становится готов к прикорму на пару месяцев позже, чем ЖКТ среднестатистического грудничка. Искусственничкам прикорм следует вводить позже и осторожнее, чем грудничкам, т.к. иммунная защита у них слабее и ферментативной поддержки они не имеют, в отличие от детей на ГВ, т.ч. с проблемами адаптации к новым видам пищи им приходится справляться самостоятельно. Этот аспект необходимо учитывать.
Признаки готовности к прикорму:
1. Возраст не менее 6 месяцев.
2. Ребенок удвоил вес от рождения, при этом вес составляет не меньше 6 кг (а в случае ранних родов до 37 недели - вес умноженный на 2,5).
3. Ребенок умеет сидеть самостоятельно, без поддержки (это означает, что желудок стал принимать форму как у взрослого человека и начинает быть готовым к приему другой пищи кроме смеси) и может отодвинуть или отвернуть голову, отказываясь от еды.
4. Ребенок съедает ежедневно более литра смеси и не наедается.
5. Отсутствует выталкивающий рефлекс языка. Этот рефлекс заставляет младенцев выталкивать изо рта незнакомые предметы (врожденный механизм, защищающий их от угрозы подавиться инородным предметом).
6. Способность двигать языком вперед-назад, а также вверх-вниз.
7. Способность вытягивать вперед нижнюю губу, чтобы брать еду с ложечки.
8. Огромный интерес к пище родителей, желание укусить и съесть. Ребенок протягивает руки или еще каким-то образом проявляет интерес к пище на столе. Малыш, который стремится вырвать вилку из ваших рук, берет хлеб с вашей тарелки и с интересом провожает взглядом каждый кусочек, попадающий вам в рот, готов попробовать взрослую пищу. http://www.cyh.com/HealthTopics/HealthTopicDetails.aspx?p=114&np=302&id=1487
Общие правила введения прикорма.
1. Начинать вводить прикорм только здоровому ребенку или, в крайнем случае, в период выздоровления, при нормальном стуле.
2. Начинать нужно обязательно с монопродукта, чтобы отслеживать реакцию. Если баночка содержит два и более продуктов, то ее можно вводить только когда уже составляющие пробовались в моновиде (например банку цв.капуста+картошка можно пробовать только тогда, когда ребенок уже знаком с картошкой или цв. капустой).
3. Каждый новый продукт дают не менее 7 дней, начиная с 1 чайной ложки и за неделю-10 дней доводя до 50-100 гр. (или из расчета: кол-во месяцев умножить на 10). К новому виду прикорма переходят спустя 1,5-2 недели после введения предыдущего. Золотое правило: неделю вводим – неделю едим. Густота прикорма должна постепенно возрастать.
4. Первый прикорм рекомендуется давать во второе кормление, теплым и перед кормлением смесью.
5. Прикорм дают из ложки (ни в коем случае не из бутылочки!), так как он обязательно должен проходить обработку слюной.
6. Если организм отреагировал поносом, запором или кожными высыпаниями, то продукт немедленно отменяют. Что-то другое можно попробовать дать ребенку только после того, как снова наладится стул и очистится кожа.
7. Соль добавляют после года (а можно и вообще не солить еду, так как соли и в самих продуктах достаточно), сахар – чем позже, тем лучше.
10. Пить желательно давать перед едой, а не запивать (хотя некоторые диетологи ничего против запивания не имеют и достаточно грамотно объясняют свою позицию с точки зрения физиологии человека. Так что решать Вам).
11. Первое и последнее кормление должны быть всегда свободны от прикормов. То есть ничего кроме смеси.
12. С 6 - 7 месяцев (за исключением ночной еды) ребенок ест только за своим столом, чтобы ничего не отвлекало.
13. Не стоит часто давать ребенку между кормлением еду (яблоко, сушку, хлеб), это может снизить аппетит и не дает желудку отдохнуть. Два перекуса в сутки, о которых говорится в методических рекомендациях ВОЗ, - это второй завтрак и полдник. А не постоянное кусочниченье.
14. С 9 – 10 месяцев можно начинать приучать ребенка есть самостоятельно – 2 ложки (одной кормите Вы, другой ест ребенок). А также с этого возраста можно начать приучать ребенка к еде кусочками.
15. Стараться не оставлять на столах «взрослую» еду и есть только тогда, когда ребенок не видит. (Тут также было бы неплохо вставить ремарку, что, если еда у родителей недоровая, то самое время менять свои пищевые пристрастия и переходить на здоровое сбалансрованное питание, на которое в скором времени перейдет и Ваш ребенок. Ведь суть прикорма это не столько переход на общий стол, сколько приобщение ребенка к традициям питания его семьи. Так пусть эти традиции будут заложены во имя здоровья вашего ребенка).
16. Если у ребенка снижен аппетит (при ОРВИ, прорезывании зубов) – лучше полностью пропустить одно кормление, чем дать «кусок» между кормлениями.
17. Во время кормления обстановка должна быть спокойная. Там, где ребенок ест, не должны присутствовать другие члены семьи, если это отвлекает ребенка, и не должен работать телевизор. Не развлекать ребенка игрушками, песенками и сказками, пытаясь «впихнуть» положенное.
СХЕМА ПРИКОРМА
6 месяцев: овощи
Лучше начинать с овощей, т.к. они лучше усваиваются, в них нет сахаров, что в таком возрасте очень важно. Овощное пюре по сравнению с кашей более сбалансировано по минеральным солям и органическим кислотам, содержит растительные волокна и др. питательные вещества.
Если готовить овощи самим, то свежеприготовленное пюре нужно поставить остывать в холодильник а не снаружи, чтобы продукт проскочил быстрее критическую температуру развития бактерий (5-65*С), тогда нормальный срок хранения 3-4 дня при условии что разогревают частями и однажды разогретое в кастрюлю не возвращается.
Разрушаются при варке только водорастворимые (С и группа В). Клетчатка и жирорастворимые витамины (как бета-каротин например и проч.) остаются.
При вакуумной заморозке в замороженных промышленных ягодах/овощах сохраняются витамины и питательные вещества.
– примерно в 12 часов дня (будущий обед) – начинать с 1 ч.л., постепенно объем довести до 50-150 г. (либо из расчета: кол-во месяцев умножить на 10), к году 200 г. Не чаще одного продукта в 1-2 недели. Когда ребенок попробует несколько продуктов, можно их смешивать, но не более 3-х видов.
Предложить новый овощ в конце кормления, каждый новый прикорм давать запить смесью.
8 месяцев: в овощное пюре добавляют растительное масло (1 ч.л. в день): оливковое, льняное или подсолнечное (вводить в еду как новый продукт).
Компот из сухофруктов.
8,5 месяцев: безмолочная, безглютеновая каша (150 г, к году – 200 г): гречневая, рисовая.
Разбавлять каши можно водой или смесью, только смесь разводится не 1 мерная ложка на 30 мл, а 1 мерная ложка на 60 мл. Используется та смесь, которой кормите ребенка. Молоко в кашу до года вводить не рекомендуется: неадаптированные молочные продукты
Каши именно в этом возрасте, а не раньше т.к. они достаточно тяжелы для переваривания. До года желательно давать детские каши. При покупке каш смотреть, чтобы не было добавок: молока, Е120, корицы, ванилина. Злаки предпочтительней вводить примерно так: рис, гречка, кукуруза (опционально), пшёнка, овсянка, а далее уж после года ячмень, пшеница (манка).
9 месяцев: фрукты
Фруктов в первый год жизни много не надо. Исходим из принципа, что а) они необязательны и смысловой нагрузки особой не несут, б) многие фрукты/ягоды аллергенны. Ягоды так в частности. В первый год жизни ребёнка все фрукты и ягоды предлагаются только в паровом пюрированном виде. Никаких соков и свежих кусочков типа "почесать зубки".
- начинаем с груши, яблока, слив (чернослива), персика, абрикоса, нектарина (в вареном виде)
- после 10 месяцев до полутора: черника, ежевика, банан, клубника, малина, смородина, хурма
- с 1,5 до трех лет: мандарины, апельсины, вишни, виноград, крыжовник, киви
- после трех: ананас, грейпфрут