http://www.infmed.kharkov.ua/Pelenki.htm
Пост беременной и кормящей женщины:
Согласно самому верному мнению, женщина, которая беременна или кормящая, рассматривается как тот, кто болен, поэтому ей позволено не поститься. Пророк (да благословит его Аллах и приветствует) сказал: «Аллах облегчил обязанность поста и часть молитвы для путника, и Он облегчил обязанность поста для беременных и кормящих женщин» (ат-Тирмизи,3/85, он сказал — это хасан хадис).
Однако прервать пост беременной или кормящей женщине разрешено только в том случае, если есть угроза для ее здоровья и здоровья ребенка. В противном же случае она обязана поститься.
Имам Ибн ‘Акъиль сказал: “Если беременная и кормящая грудью опасаются за плод или ребенка, то им не следует поститься, а если они не опасаются, то им запрещено не поститься!” См. “аль-Инсаф” 7/382.
Шейх Ибн ‘Усаймин сказал: “Не дозволено беременной и кормящей грудью не соблюдать пост, кроме как при необходимости!” См. “Фатауа ас-сыям” 161.
Если беременная и кормящая женщина разговелись в месяц Рамадан, то им необходимо восполнить эти дни позже, согласно наиболее сильному мнению.
Шейху Мухаммаду Солиху аль-Мунаджиду был задан следующий вопрос:
Я читала, что допустимо беременным женщинам и кормящим грудью матерям не поститься, и что они могут накормить бедных и не должны восполнять пропущенные дни. В качестве доказательства они приводили сообщение, рассказанное от Ибн ‘Умара. Насколько это верно? Пожалуйста ответьте со доказательством. Да благословит вас Аллах.
Он ответил:
Хвала Аллаху!
Ученые разошлись во мнениях относительно постановлений о беременных и кормящих грудью матерях, если они не постятся. Есть несколько мнений :
1) Они должны только восполнить пост. Это – мнение Имама Абу Ханифы (да помилует его Аллах). Среди сахабов, этого мнения придерживался ‘Али ибн Аби Таалиб (да будет доволен им Аллах).
2) Если они боятся за себя, они должны только восполнить пост, и если они боятся за их детей тогда они должны восполнить пост и накормить одного бедняка за каждый пропущенный день. Это – мнение Имама аль-Шафии и Имама Ахмада. Аль-Джассас также передал это от Ибн ‘Умар (да будет доволен им Аллах).
3) Они должны только накормить бедняков, и не должны восполнять пост. Среди сахабов, это было мнением ‘Абдуллы ибн ‘Аббаса (да будет доволен им Аллах). Ибн Кудама также рассказывал это в аль-Мугни (3/37) от Ибн ‘Умара (да будет доволен им Аллах).
Абу Дауд (2318) передал от Ибн ‘Аббаса и ‘Али, что эта фраза – “те, кому трудно поститься” (аль-Бакара 2:184), была уступкой, предоставленной старикам и старухам, которым трудно поститься, разрешая им не поститься и кормить одного бедняка взамен каждого пропущенного дня. То же относится и к беременным и кормящим грудью женщинам, если они боятся. Абу Дауд сказал: “То есть, боятся за их детей – тогда они могут не поститься и им можно вместо этого накормить (бедных).” Ан-Навави сказал: его иснад – хасан.
Также рассказано от аль-Баззара, который добавил в конце: “Ибн ‘Аббас имел обыкновение говорить своей наложнице, которая была беременна: “Ты как те, которые не могут поститься, таким образом ты должна заплатить фидья, но тебе не надо восполнять посты”. Аль-Даракатни классифицировал его иснад как сахих, как заявлено аль-Хаафиз в аль-Толкис.
Аль-Джассас передал в Ахкам аль-Коран, что ученые разошлись во мнениях относительно этой проблемы.
Он сказал: “Салафы отличались во мнениях относительно этого вопроса, и было три точки зрения. ‘Али сказал: они должны восполнить пост, если они не постятся, но они не должны заплатить фидья. Ибн ‘Аббас сказал: Они должны заплатить фидья, но не должны восполнять пост. Ибн ‘Умар сказал: Они должны заплатить фидья и восполнить посты”.
Те, кто сказал, что они должны только восполнить посты, указывали следующее доказательство:
1) Сообщение, рассказанное аль-Насаи (2274) от Анаса, в котором Пророк (да благословит его Аллах и приветствует) сказал: “Поистине Всевышний Аллах снял путнику исполнения поста и сократил молитву, также Он снял обязательство поста с беременных и кормящих женщин”. Классифицируемый как сахих аль-Альбани в Сахих аль-Насаи.
Пророк (да благословит его Аллах и приветствует) заявил, что постановление о беременных и кормящих грудью женщинах походит на постановление о путнике. Путник не должен поститься и должен восполнить пропущенные дни позже, и это также относится к беременным и кормящим грудью женщинам. См. Ахкам аль-Коран аль-Джасаас.
2) По аналогии с больным. Так же, как больным позволяются не поститься и они должны восполнить это позже, то же самое относится к тем, кто беременный и кормит грудью. См. аль-Мугни, 3/37; аль-Маджму’, 6/273. Это мнение было одобрено множеством ученых.
Шейх Ибн Баaз сказал в Маджму’ аль-Фатва, 15/225:
“Беременные и кормящие грудью женщины подходят под то же самое постановление как те, кто болен. Если это слишком трудно для них поститься тогда предписано для них не к поститься, но они должны восполнить посты, когда они будут в состоянии это сделать, как те, кто болен. Некоторые из ученых имеют мнение, что это достаточно для них, накормить одного бедного человека за каждый пропущенный день, но это – слабое мнение. Правильное мнение – это то, что они должны восполнить пропущенный пост, точно так же как путешественники и те, кто болен, потому что Аллах говорит: «А если кто из вас болен или находится в пути, то пусть постится столько же дней в другое время.» (аль-Бакара 2:184)”
Он также сказал в Маджму’ аль-Фатва, 15/227:
“Правильное мнение относительно этого вопроса – то, что беременные и кормящие грудью женщины должны восполнить пост. А то, что было рассказано от Ибн ‘Аббаса и Ибн ‘Умара, что беременные и кормящие грудью женщины должны накормить бедных взамен пропущенных дней – является слабым мнением, которое идет против шариатских свидетельств. Аллах говорит: “А если кто из вас болен или находится в пути, то пусть постится столько же дней в другое время,” (аль-Бакара 2:184)
Беременные и кормящие грудью женщины уподоблены тем, кто болен, и не подходят под постановление о стариках, которые являются неспособными поститься. Скорее они попадают под постановление о тех, кто болен, таким образом, они должны восполнить пост, когда они станут способными сделать это, даже если это будет отсрочено.
Сказано в Фетва аль-Ладжна аль-Даима (10/220):
“Если беременная женщина боится за себя или ее плод по причине поста в Рамадане, она может разговеться, и ей только надо будет восполнить пропущенный пост. В этом отношении она походит на тех, кто болен и неспособен поститься или боится, что участие в посте будет вредить ему. Аллах говорит: “А если кто из вас болен или находится в пути, то пусть постится столько же дней в другое время.” (аль-Бакара 2:184)”
Также, если кормящая грудью женщина боится за себя, если она кормит ребенка в течение Рамадана, или она боится за своего ребенка, если она будет поститься и не будет кормить грудью его, тогда ей можно не поститься, и ей нужно будет только восполнить пропущенные дни поста.
Сказано также в Фетва аль-Ладжна аль-Даима (10/226):
«Беременная женщина должна поститься во время беременности, если она не боится за себя или ее плод, в противном случае ей разрешается не поститься, но она должна восполнить пропущенные посты после того, как она родит и очистится от нифаса …, это не достаточно для нее, накормить взамен бедняка, Более вероятно, что ей надо поститься и не следует кормить бедняка, если она не поститься».
Шейх Ибн ‘Усеймин в аль-Шарх аль-Мумти , 6/220, после упоминания о различиях мнениях ученных относительно постановлении по этому вопросу, и выражая свои предпочтения мнению, что ей нужно только восполнить пост, сказал:
«Это мнение, на мой взгляд, наиболее верно, потому что более всего они походят на тех, кто болен или в пути, которые только должны восполнить пропущенные посты».
А Аллах знает лучше.
http://www.islamqa.com/ar/ref/49794
Перевод: Salihat.com
http://www.koob.ru/mama/
Вопрос: По Исламу будет лучше беременной мусульманке поститься или нет в месяце Рамадан?
Ответ:
Хвала Аллаху.
Беременная женщина обязана держать пост, также как и любой другой человек, за исключением случаев, когда она опасается за себя или ребенка. В этой ситуации ей разрешается не поститься.
Ибн ‘Аббас (да будет доволен им Аллах) сказал по поводу аята:
«А тем, которые способны поститься с трудом, следует во искупление накормить бедняка (за каждый день)» (Аль-Бакара, 2:184)
«Это было послабление для пожилых мужчин и женщин, которые способны держать пост, но это затруднительно для них, поэтому им разрешается не поститься и они должны накормить одного бедняка за каждый день. А те, которые больны или беременные, если они опасаются за своих детей, им также разрешается не поститься и они должны кормить (одного бедняка за каждый день)» . Передано Абу Даудом, 2317, классифицировано как сахих аль-Албани в Ирва’ аль-Гхалил, 4/25, 18.
Также следует отметить, что для беременной женщины может быть допустимо, обязательно или харам (запрещено) не держать пост.
Это – допустимо, если пост слишком затруднителен для нее, но не повредит ей.
Это – обязанность, если это принесет вред ей или ее ребенку.
Это – харам, если не будет вреда от того, что она постится.
Шейх Ибн ‘Усаймиин (да помилует его Аллах) сказал:
«В случае с беременной женщиной может быть два варианта:
1) Она сильна и активна, и пост не принесет ей затруднений и не повлияет на ребенка. Такая женщина обязана поститься, потому что у нее нет оснований не поститься.
2) Женщина не способна держать пост, потому что беременность для нее тяжела, или она физически слаба, или по каким-то другим причинам. В данном случае она должна прервать пост, особенно если это может навредить ее ребенку – в этом случае она обязана не поститься».
Фатаауа аль-Шейх Ибн ‘Усаймиин, 1/487
Шейх Ибн Бааз (да помилует его Аллах) сказал:
«Беременная и кормящая женщина попадают под то же самое управление, что и больные. Если пост для них труден, то им предписано прервать пост, и они должны восполнить пропущенные дни, когда будут способны это сделать, точно также как и тот, кто болен. Некоторые ученые придерживались мнения, что им достаточно накормить одного бедняка за каждый пропущенный день, но это слабое (да’иф) мнение.
Правильным будет то, что они должны восполнить пропущенные дни, как и в случае с больными или путешественниками, потому что Аллах говорит (перевод смысла):
«А если кто из вас болен или находится в пути, то пусть постится столько же дней в другое время» (Аль-Бакара, 2: 184)
На это также указывает хадис от Анаса ибн Маалик аль-Ка’би, согласно которому Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: «Поистине Всевышний Аллах снял путнику исполнения поста и сократил молитву, также Он снял обязательство поста с беременных и кормящих женщин». (Передано пятерыми)»
Тухфат аль-Ихуаан би Аджуаба Мухимма тата’аллик би Аркаан аль-Ислам, стр. 171
И Аллах знает лучше.
Шейх Мухаммад Солих аль-Мунаджид
С Именем, Милостивого, Милосердного!
Ас Саляму алейкум уа рахматуЛЛахи уа баракятух.
●●● Пост для кормящей мамы: сейчас или потом? ●●●
✔ Совсем скоро наступит месяц Рамадан — большая милость Всевышнего к нам. Месяц, в котором дается хорошая возможность исполнить свои обязательства перед Господом и снискать Его довольство и прощение. У многих кормящих сестер возникают вопросы о том, как совместить пост и грудное вскармливание? Не отразится ли воздержание от воды и пищи на количестве молока? Не повредит ли здоровью?
✔ Мудрость Всевышнего такова, что женщина может выкормить ребенка грудным молоком даже в самом плохом положении: в ситуации голода и засухи - это залог выживания. При этом ее молоко будет все равно лучшим питанием для малыша. И пока ребенок будет сосать, будет вырабатываться молоко — это непоколебимая истина. Исследования Всемирной организации здравоохранения (ВОЗ) доказали, что не существует прямой связи между питанием матери и качеством и количеством грудного молока. Количество и качество грудного молока регулируется исключительно гормонами, которые вырабатываются под действием определенных рефлексов. Но если при этом женщина не получает полноценного питания и достаточного количества жидкости, лактация ляжет тяжелым грузом на ресурсы организма, ослабляя способность к сопротивлению болезням, изнашивая его, «ускоряя биологическое время», попросту состаривая кормящую в трудных условиях.
● Но это мы говорим о голодающих — о тех, кто не получает должного питания постоянно. А в месяц Рамадан мы имеем возможность хорошо и полноценно питаться, потреблять жидкость и все необходимое — но в определенное время суток - не голодаем и не «иссыхаем», просто мы сдерживаем себя в обыденной привычке ни в чем себе не отказывать. То есть мы не ограничиваем объем питья, мы просто перераспределяем его, перенося на темное время суток. Соответственно, нет причин для страха и волнения, кормить грудью можно и нужно как обычно, все условия и предпосылки для нормального грудного вскармливания есть, альхамдулилЛях. Если у вас со здоровьем все в порядке, ребенок здоров и хорошо набирает вес — нет повода переживать из-за поста.
● Вот обычный день обычной мамы: встала рано утром, позавтракала, с грудным ребенком на руках отправилась по делам. Целый день ходила в поликлинику, документы оформляла, в очереди стояла - устала. Пришли домой, поспали с малышом, проснулись — снова дела, уборка, в магазин за продуктами, в аптеку, потом ужин приготовила и вот только тогда у нее появилась возможность нормально сесть и поесть, выпить чая. К чему этот пример? К тому, что это нормально для кормящей мамы. Многие женщины с маленькими детьми на руках непроизвольно живут в условиях «поста», независимо от их желаний и намерений. И они спокойно кормят грудью, им просто даже некогда задумываться о том, что такой режим может как-то повлиять на грудное вскармливание.
● Другое дело, что долго так нельзя, кормящей маме важно вовремя отдыхать, расслабляться, восстанавливать силы. Но смысл в том, что по сути режим питания в пост не накладывает никаких особенностей на грудное вскармливание. Если у кормящей мамы есть основания переживать за свое здоровье или здоровье ребенка — лучше восполнить пост позже.
✔ Какие могут быть основания для переживаний у кормящей матери?
► Во-первых, изначально слабое здоровье, наличие у мамы или ребенка заболеваний, недостаточная прибавка в весе (менее 500 грамм в месяц первые 180 дней жизни).
► Во-вторых, это застой молока (лактостаз), мастит, отказ ребенка от груди. Эти проблемы надо решать, а потом уже смотреть по ситуации и самочувствию, поститься или нет. Работая консультантом по грудному вскармливанию, я заметила, что иногда в Рамадан у кормящих постящихся мам все же могут возникать некоторые трудности. Случаются они не часто, и связаны они не ограничением питания и питья в дневное время, а, скорее, с волнениями, нервозностью, сильной усталостью и стрессом от резкой смены режима дня. Шейх Ибн Баaз сказал в «Маджму’ аль-Фатва», 15/225:
● «Беременные и кормящие грудью женщины подходят под то же самое постановление как те, кто болен. Если это слишком трудно для них - поститься, тогда предписано для них не поститься, но они должны восполнить посты, когда они будут в состоянии это сделать, как те, кто болен. Правильное мнение – это то, что они должны восполнить пропущенный пост, точно так же как путешественники и те, кто болен, потому что Аллах говорит:
«А если кто из вас болен или находится в пути, то пусть постится столько же дней в другое время » [аль-Бакара 2:184] Также сказано в «Маджму’ аль-Фатва», 15/227:
● Беременные и кормящие грудью женщины уподоблены тем, кто болен, и не подходят под постановление о стариках, которые являются неспособными поститься. Скорее они попадают под постановление о тех, кто болен, таким образом, они должны восполнить пост, когда они станут способными сделать это, даже если это будет отсрочено». Это сказано в «Фатва аль-Ладжна аль-Даима» (10/220):
● «Также, если кормящая грудью женщина боится за себя, если она кормит ребенка в течение Рамадана, или она боится за своего ребенка, если она будет поститься и не будет кормить грудью его, тогда ей можно не поститься, и ей нужно будет только восполнить пропущенные дни поста».
● Имам Ибн ‘Акъиль сказал:
“Если беременная и кормящая грудью опасаются за плод или ребенка, то им не следует поститься, а если они не опасаются, то им запрещено не поститься!” См. “аль-Инсаф” 7/382.
● Шейх Ибн ‘Усаймин сказал:
“Не дозволено беременной и кормящей грудью не соблюдать пост, кроме как при необходимости!” См. “Фатауа ас-сыям” 161.
(еще фетвы на эту тему: http://sestram.com/908/
http://sestram.com/что-лучше-поститься-или-нет-береме.. )
◘◘◘● Вкратце перечислим возможные ситуации, с которыми кормящая грудью мусульманка может столкнуться во время поста ●◘◘◘
● Спокойствие, главное - спокойствие.
Мама дает грудь как обычно, но вдруг ребенок начинает крутиться, изгибаться, капризничает у груди, хотя раньше никогда такого не было. Ребенок сосет грудь, но потом расстроенный выплевывает. Так повторяется несколько раз. Возможно, дело в затрудненном оттоке молока. И виноват в этом адреналин. Гормон стресса блокирует гормон, ответственный за отток молока. Ведь мы часто раздражаемся, особенно в начале поста, нервничаем, беспокоимся.
Пост всем дается непросто. Что с этим делать? Постараться максимально расслабиться, отвлечься от дурных мыслей (тут молитва и дуа самые лучшие помощники), положиться на Всевышнего, вверив себя Его воле. Перед следующим кормлением можно поможет душ, или в ванне десять минут полежать — теплая вода очень хорошо расслабляет. Если нет такой возможности — просто подержать на груди теплое полотенце или теплую грелку.
► Внимание! После воздействия теплом на грудь важно сразу же приложить ребенка или, в крайнем случае, сцедиться, иначе мы рискуем получить застой. Можно попросить мужа или кого-то из родных сделать массаж плеч, спины, поясницы — это тоже очень хорошо способствует расслаблению. У вас есть свои способы быстро расслабиться? Примените их. Если в течении 3-4 часов никаких положительных сдвигов нет (то есть если вы за 3-4 часа предложили ребенку грудь несколько раз, испробовав все меры по расслаблению, а малыш по-прежнему ведет себя беспокойно) — это повод прервать пост. Хотя бы в этот день. Потому что для улучшения оттока молока есть еще один способ, пожалуй, мамам он больше всего помогает — это выпить чашку чего-то горячего — любой горячий (но не до обжигания) напиток. Это может быть чай, отвар хельбы или просто даже вода. В совокупности с мерами по расслаблению это действует очень хорошо. После того, как ситуация благополучно разрешится, можно начинать поститься снова, конечно, стараясь максимально стремиться не нервничать и сохранять спокойствие.
Хочется заметить, что нервничать и переживать не стоит еще и потому, что малыши улавливают малейшие перемены в нашем настроении, реагируют на них.
● Бережем себя.
Мама вдруг замечает в груди уплотнение. Оно может быть болезненным, а может и не быть. Возможно покраснение в области застоя. Может повыситься температура - так начинается застой. А причина в резком изменении режима дня, всего одно пропущенное кормление, поспали или погуляли дольше, чем обычно, например. А еще застой бывает, если мама очень устала и утомилась. Консультанты по грудному вскармливанию лактостаз так и называют: «болезнь уставшей мамы». Организм как-будто дает таким образом понять - остановись, пора отдохнуть. Есть мнение, что застой может случиться из-за недостатка жидкости в организме — поэтому важно хорошо пить в разрешенное время. Если во время соблюдения поста случился застой, то сразу, как вы его почувствовали — прервите пост, вам понадобится много физических сил для того, чтобы избавиться от лактостаза. Больную грудь надо предлагать ребенку почаще, и желательно кормить так, чтобы подбородочек ребенка был повернут к месту застоя — так проблемная доля грудной железы будет эффективнее опорожняться. После кормления хорошо приложить на это место лед — чтобы снять отечность. Естественно, лед заворачивают в полотенце и держат 5-7 минут, больше не надо. Пить нужно, ориентируясь на свои ощущения: не ограничивая себя, но и не вливая через силу. Если через несколько часов ситуация не улучшится, придется начать дополнительно сцеживать больную грудь между кормлениями и пускать в ход различные средства, способствующие снятию отека (кому-то помогает прикладываить размятый холодный капустный лист, некоторым мамам хорошо помогает компресс из творога, кто-то использует различные противоотечные мази). Из средств по Сунне стоит попробовать холодные компрессы из белой глины (смешать порошок с прохладной водой до консистенции густой сметаны, смесь завернуть в тонкую ткань и положить на место застоя, держать до нагревания). Ну и конечно нужно хорошенько отдохнуть. Попросить родных помочь вам с домашними делами.
► Внимание! Если ситуация не приходит в норму долгое время (до трех дней), если становится все хуже и хуже, или же происходят скачки «лучше — хуже — лучше — хуже», надо к врачу. Обычно доктор выписывает физиотерапевтическое лечение, которое в большинстве случаев оказывается довольно эффективным. Незаметную грань между запущенным лактостазом и начинающимся маститом увидит только хирург. Специалист возьмет на себя ответственность за назначение антибиотиков, постоянный контроль за динамикой — измерение температуры, другие объективные исследования, чтобы не упустить момент, когда от генерализации воспалительного процесса спасет только скальпель.
◘◘ Итак, пост для здоровых мам безопасен. Вы решились? Тогда выделим самое главное: ◘◘
1. Намерение и дуа. Очень-очень важно вознамериться держать пост и кормить грудью одновременно. То есть когда будете делать ният, укажите сами себе на это, и вы сами почувствуете, как будете увереннее себя чувствовать, иншаАллах. Не стесняйтесь обращаться к Всевышнему с мольбами о том, чтобы Он облегчил ваш пост, чтобы дал сил все правильно организовать, чтобы вы могли кормить своего ребенка без проблем и препятствий. Поистине, Он Слышащий, Милостливый и Милосердный.
2. Очень важно всегда понимать и осознавать — Господь дал вам возможность держать пост, но также Он дал вам послабление — возможность восполнить пост, если что-то пойдет не так. Поэтому всегда чутко прислушивайтесь к себе, к своему организму. В первые дни Рамадана всем постящимся свойственно ощущать слабость, головокружение. Но если вы понимаете, что ваше плохое самочувствие переходит за границы обычного состояния для постящегося — лучше приостановить уразу и восполнить потом. Не забывайте, что вы ответственны за благополучие своей семьи, мужа, детей.
3. Очень хорошо помогает заранее распланировать время в месяце Рамадан. Составить примерный распорядок дня и ночи и следовать ему. Планируя, выделить в каждый день часы для отдыха, сна и восстановления. Главная задача — чтобы с наступлением Рамадана не было резкой смены режима дня. Возможно стоит немного заранее начать переходить к новому распорядку или же сделать постепенный плавный переход в первую неделю поста.
➊ Подготовка к Рамадану. Часть 1-http://vk.com/doc-36658196_191115726 .
4. Продумайте свой и семейный рацион — он должен быть сбалансированным, содержать много овощей, фруктов.
➋ Подготовка к Рамадану. Часть 2 -http://vk.com/doc-36658196_191116225
Обязательно включите в меню финики и кунжут, а также семена тыквы. Эти продукты благотворно влияют на работу желез. Полезными будут натуральные сухофрукты, орехи (если нет аллергии), цельнозерновые крупы (рис, гречка, кукуруза), белая рыба и нежирное мясо, оливковое масло. Пейте дополнительно отвар пажитника (хельбы) — многие кормящие мамы отмечают, что он очень хорошо помогает поддерживать лактацию.
5. Важно не пропускать сухур, хороший сбалансированный завтрак. От него зависит ваше самочувствие в течении всего дня. Поэтому стоит проснуться пораньше — чтобы поесть не наспех (как это часто бывает), а спокойно и без суеты.
➌ Подготовка к Рамадану. Часть 3 - http://vk.com/doc-36658196_191116225
6. После разговения важно восполнить количество жидкости в организме, но нельзя это делать резко, сразу и много. Пусть в дозволенное у вас всегда в поле досягаемости будет питьевая вода — пейте часто, но небольшими порциями. В среднем человеку нужно 1,5 — 2 литра воды в сутки. Ориентируйтесь на это, возможно имеет смысл заранее отмерить 2 литра и постепенно пить их в течении вечера и ночи. Но если вы чувствуете, что вам надо больше — пейте больше.
♡ Пусть Всевышний Аллах укрепит нас на этом пути, даст сил, терпения и хорошего твердого намерения!
Рамадан — это, пожалуй, самое счастливое время в жизни мусульманина. Пусть Всевышний позволит почувствовать это в полной мере! ♡
•●• Консультант по грудному вскармливанию : Елена Запольская
•●• В редакции администраторов группы : Мавлида Галиахметова , Доктор Сафия Умм Ибрахим
•●• Ссылка на нашу группу : http://vk.com/consultation_for_sisters
•●• Как получить консультацию : http://vk.com/topic-36658196_26799276
Цели создания группы: Помощь сообщества врачей- мусульманок своим сестрам по вере.