Вопрос в том, насколько трудно папе или маме совмещать в
себе функции родителя и учителя? Насколько трудно ребенку воспринимать папу или
маму в качестве учителя? Какие психологические сложности тут могут возникнуть?
Что делать, чтобы этих проблем избежать? Сможете ответить?
Родителю, который
принимает решение взять на себя роль учителя, необходимо обладать хотя бы таким
минимальным рядом качеств:
·
Отдавать себе отчет в том, что у него есть
безусловное принятие ребенка со всеми его достоинствами и недостатками;
·
уметь выстраивать свои границы и уважать границы
ребенка;
·
иметь стремление и возможность самому
развиваться;
·
знать про возрастные особенности ребенка и
опираться на них при выстраивании процесса обучения;
·
иметь четкое представление как преподносить
материал соответственно возрасту ребенка;
·
уметь планировать и управлять временем, как
своим, так и своего ребенка;
·
нести ответственность за свои слова, поступки и уметь передавать ответственность
ребенку за его собственные действия;
·
быть максимально терпеливым и уметь управлять
своими чувствами;
·
Гармоничные отношения в родительской подсистеме
и супружеской.
В идеале иметь такие качества необходимо всем родителям, но
они абсолютно необходимы родителям принимающим решение о переходе на домашнее
обучение и принятие на себя роли «Учителя».
Очень не простым моментом является сочетание роли «Родителя»
и «Учителя» в одном лице, сложно как самому родителю, так и его ребенку. Что
необходимо получить ребенку от «Родителя»? В первую очередь это безусловное
принятие его со всеми достоинствами и недостатками. Больше ни кто и ни когда
этого не сможет дать ему. «Учитель» не должен любить ребенка, он обязан
учитывать его особенности и относиться к нему корректно и давать знания.
Чувствуете разницу: любить и учитывать?
И это у многих детей первый опыт выстраивания отношений с взрослым
человеком, который стремиться не столько любить, сколько учить. Немного проще
перейти к такому совмещению ролей, если вы еще до школы планомерно занимались
развитием своего малыша. Если же это произошло в один момент, то надо быть
готовым к тому, что ребенок будет воспринимать ваши новые требования как
отчуждение от него. Понадобиться немало времени, что бы перестроить ваши
отношения и усвоить их новый формат.
Переход на домашнее обучение с родителем в роли «Учителя»
влечет за собой значительное увеличение времени, которое они будут проводить
вместе, но совершенно в другом формате. Кроме того, родителю-учителю необходимо
время для подготовки к занятиям, а так же на общение с ребенком вне учебного
процесса. В итоге, получается, что
львиная доля времени родителя будет посвящена делам не связанным с его личным
развитием. Это может способствовать
накоплению внутреннего напряжения и
будет сказываться на взаимоотношениях с ребенком. Такое напряжение от
неудовлетворенности своих потребностей может быть следствием не только
совмещения двух таких важных ролей, но оно определенно становиться его
дополнительным источником. И даже, если вы мастерски прячете свои негативные
эмоции, дети чувствуют ваше эмоциональное состояние и начинают искать причины в
себе. «Я делаю что-то не так, мама мной
не довольна, я ее подвел, я плохой!» Поэтому очень важно родителю не
отмахиваться от этого, а находить пути решения этой проблемы, например,
подключать помощников.
Рассмотрим с другой стороны, если с началом занятий родитель
много времени проводит в роли «Учителя», а во второй половине дня подключает помощников, то ребенок теряет
драгоценное для него время свободного и беззаботного общения с любящей мамой
или папой. Необходимо учитывать такие особенности при составлении
расписания дня.
Кроме того, все мы помним из своего детства, как при
школьных неудачах бежали искать утешения
к папе или маме. В случае же когда, например, мама еще играет роль «Учителя»,
то бежит ребенок к папе, если папа эмоционально теплый и может утешить, то
замечательно. Важным условием для гармоничного разрешения такой ситуации
является здоровая супружеская и родительская подсистема. Если в этих системах
есть проблемы, то велика вероятность
создания коалиций одного родителя с ребенком против другого. Для ребенка это способ привлечения
дополнительного внимания к себе и отвлечение внимания от проблем в обучении.
Случай из практики:
Олег 9 лет, мать Галина 35 лет, в разводе 4 года.
Пришли на прием с проблемой сына в отношениях с
одноклассниками и всплесками настроения.
Олег умница, рассудителен, почти по всем предметам отличник,
в кружке моделирования является одним из лучших. На приеме я отметила, что
мальчик удивительно мало эмоционален ( не улыбнется, не рассердиться), даже
когда рассказывает как ребята травят его на переменах. Он почти гордиться
собой, когда рассказывает, что на переменах с ребятами не бегает, а все
разногласия с одноклассниками стремиться разрешить в беседе, приводя разумные
доводы. Мама при этом не скрывает своего удовольствия, подтверждает его разумный
подход. Рассказывает, как на родительских собраниях пытается
призвать родителей образумить своих детей, правда безуспешно. В ходе сессии Галина, с некоторым сомнением,
озвучивает намерение перевести мальчика на домашнее обучение и самой
преподавать предметы начальной школы.
В этом случае четко прослеживается слияние матери и ребенка.
Мальчик всеми силами пытается заменить своего отца, стать взрослым и наполнять
жизнь матери сильными эмоциями. После продолжительной беседы Галина
соглашается, что надомное обучение вряд ли будет способствовать развитию
коммуникативных способностей сына. А столь близкие взаимодействия с мамой будут
только способствовать развитию созависимости сына и матери. В этом случае мама
оказалась достаточно мудра, что бы увидеть ситуацию со стороны.
Причинами для перехода на домашнее обучение и совмещение
роли «Родителя» и «Учителя» может быть желание
дать наилучшее образование; оградить от негативного отношения
одноклассников; выявить и развить индивидуальные способности; поддержать
здоровье ребенка. Но есть и другой вариант, когда родитель, окружая тотальной заботой и любовью,
на самом деле распространяет свое влияние и контроль на другие сферы – обучение, досуг, круг
общения ребенка. Как следствие в таких случаях возникают трудности у ребенка с распознаванием собственных
потребностей, самостоятельным принятием решений, трудности в общении со
сверстниками.
Прежде чем принять такое не простое решение о надомном
обучении и совмещении таких ролей как «Родитель» и «Учитель» необходимо убедиться в том, что необходимые
качества у вас развиты в должной мере.
автор Слинькова Марина Ивановна