Вот я подумала о морали, о ценности наших устоев, о добре и зле и поняла, что мораль не имеет значения сама по себе, вне системы которой мы живем. Как в одной книге, мы можем представить себе эти системы в виде мыльных пузырей. Например семья - это тоже часть системы и структура в ней сама по себе. В ней есть еще более мелкие структуры, такие как человек. Эти системы как мыльные пузыри вместе с собой и соеденияются, переплетаются. Ведь муж в этой семье работает в оргнизации, а это уже другая структура. Так вот, о морали и совести. Везде, в каждой структуре они свои. И если где то в одной этой структуре приняты определенные нормы, то в другой они будут противоречить. Как например 12 часов работы в организации поощраяются, а в семье жена и дети этим недовольны . Если же говорить о действиях вне какой либо системы, то эти правила и моральные устои не несут смысла как такового.
Теперь поговорим о более простых вещах, такаих как добро и зло. Мы уже говорили что все морали рассматриваются в определенной структуре общества по разному. Так как китайский шпион зло для России и добро для Китая. Так как же различит добро и зло? Нам придется смотреть с самой высшей точки, с максимально доступной человеку позиции, будем рассматривать человечество.
Приведу отрывок из книги:
"Абсолютное добро - это то, что работает на увеличение стабильности системы самого высшего уровня. Абсолютное зло - соответственно то, что уменьшает ее стабильность.
Высшая система, которую может воспринять человек, - это система человечества в масштабах земного шара. Соответственно, абсолютным добром для любого человека будет все, что способствует выживанию и процветанию человечества как биологического вида. Сюда входит забота о потомстве, охрана природы, запрет на убийство тех, кто не может защищаться, и многое другое. Я думаю, вы легко продолжите список.
На первый взгляд абсолютное добро и зло являются внесистемными категориями. Но понятно, что они кажутся такими только из-за нашей привычки не подниматься в рассмотрении выше уровня государства, нации, этноса. На самом деле определение добра как принципа стабильности системы работает везде. Надо только сменить уровень.
В качестве достаточно сложного упражнения попробуем рассмотреть с точки зрения систем координат, например, нацизм.
Не секрет, что на первых порах он принес процветание отдельно взятой стране и с этой точки зрения вполне может рассматриваться как положительное направление. Но только с точки зрения одной страны. Система координат нацизма возрастает в сторону, противоположную направлению всех остальных систем, включая систему высочайшего уровня. В масштабах человечества он неизбежно является абсолютным злом, так как ведет к значительному уменьшению вида. Глобальный вектор развития нацизма противоположен вектору развития человечества.
Просто как побочный вывод замечу, что системы с таким направлением обречены изначально. Я уже упоминал, что любая система стремится избавиться от таких «нарушителей» устойчивости. Вспомним хотя бы дебошира в обществе интеллигентов.
Любая страна или режим являются составной частью более глобальной системы. При нарушении устойчивости этой глобальной системы они неизбежно окажутся в роли отверженных маргиналов. Но если отторгнутый обществом бомж может переночевать на теплотрассе и как-то выжить, то отверженной человечеством системе найти теплотрассу уже не удастся.
Еще один достаточно забавный пример. Если мы говорим, что абсолютные добро и зло надо рассматривать с точки зрения самой глобальной системы, то можно ли применить их для системы, большей, чем Земля? Какими моральными категориями можно оценивать, например….инопланетян?
Предоставим слово Честертону. «У вселенной нет пространственных границ, но за границы нравственных законов она не выходит. На опаловых равнинах, среди жемчужных утесов других звезд вы найдете все ту же заповедь: «Не убий»»
Жизнь - настолько редкое явление, что ее поддержание, с точки зрения Вселенной, должно являться абсолютной моралью для любой звездной системы."
Таким образом думаю понятно, что все же судить о добре и зле не так сложно как возможно кому то покажется.