Чему на самом деле нас учат дети? Быть более собранными и ответственными? это лишь "внешние" качества, необходимые для решения текущих, не несущих никакой важности задач. Вовремя собраться в садик...не опоздать к врачу...соблюдать режим и все правильные примочки современно-все-знающей-правильной мамаши....
если присмотреться и вдуматься, это не мы их учим .... они учат нас. Исправлять ошибки в себе, в своем сознании, мировоззрении, лечат наши детские обиды а порой и объясняют нам поведение наших собственных родителей, которых к слову мы тоже понимаем и оправдываем со временем, глядя на своих детей ... Но готовы ли мы учиться? Конечно нет. В большинстве случаев те уроки, которые нам стоило бы усваивать мы воспринимаем как восстание против привычного, обычного и принятого нами .... за истину...
Почти что первое социальное правило, которому мы учим своих детей "делиться и не быть жадиной". Правильно, зачем прививать ребенку понимание собственной ценности в любых ее проявлениях, лучше сразу приучать к колхозному имуществу и общаковому пользованию. Мы же наверное где-то в жизни наверняка найдем ситуацию, в которой сможем честно и с достоинством сказать собственному чаду: "Видишь, малыш, я не зря тебя такому учила - все вот так вот и делятся в жизни ... айфонами, машинами, любимыми вещами ...". В этом моменте все исключительно сознательные мамочки готовят помидоры в адрес пропаганды эгоизма, однако я не призываю к нему. Мои размышления касаются лишь позиции воспитателя (мамы, любого иного взрослого) в этом мини-конфликте. Мы учим наших детей не считаться с тем что это ЕГО игрушка, она новая, только что ему подаренная или давнишняя но любимая. Или просто ЕГО. Это его вещь, она - часть его пока еще маленького и ограниченного мира. Большинство мам не задумываясь просят делиться, отдавать, не жадничать, даже не предлагают попробовать обменять, дать позже. Зачем "окрещать" жадностью попытку сохранить собственное пространство и отстоять собственные интересы? Никто не вырастет эгоистом если одновременно ограничивать его понимание этого права: можешь не отдавать, но просто знай, что в следующий раз он тоже имеет право тебе ничего не дать. Это - твое, а та игрушка принадлежит ему. Каждый делится когда захочет, а не когда кому-то это нужно. И напомним конечно, что сделать людям приятное это всегда хорошо, но не ценой собственных слез. Разумеется, он может не согласиться и даже протестовать. Но с такой несправедливостью противной стороне мириться легче и приятнее, а главное - ПОНЯТНЕЕ, чем с этой непонятной безусловной необходимостью сделать нечто, противоречащее отчаянно кричащему внутреннему голосу и нежеланию отдать часть себя. Ведь ни для кого уже не секрет, что малыши согласно всем исследованиям психологов и иже с ними, что малыши воспринимают все привычное и постоянно окружающее не просто как часть мира, а сам этот привычный мир как часть себя, т.к. у них нет понимания и представления себя как отдельного существа.
Зачем и кому это нужно? Мальчики и девочки разные от природы. Генетически. Вне зависимости от расы и национальности. Будущим женщинам это нужно? Чтобы терпели, когда лишают, потому что так "принято"? Но женщинам еще с пеленок прививают понимание себя слабой, зачем-то терпеливой до непонятности .... Будущим мужчинам? Чтобы с детства понимать, что нужно наступать себе на горло ради того, кто настойчивее? Будет ли потом удивительным, что мужчина безволен, а женщина готова терпеть такую безвольность ...
И так во всем ... режим важнее желаний ... деньги важнее удовольствий ... ценность, измеряемая в монетах ... Грустно ...
Ведь можно делать выводы иначе: зачем рамки, если можно учиться соблюдать границы? зачем шаблоны, если можно прививать жесткие но общечеловеческие принципы? Как можно жаловаться на правительство в стране, где до сих пор с детского сада детям прививают абсолютно советские идеалы поведения? где всех и всякого загоняют под одну гребенку? ну а всех неугодных (читай - неудобных), которые не делают ничего плохого, просто не хотят ровно 10 минут с остальными сидеть на горшке и играть в одну и ту же игру каждый день вместо занятия - их родители обязательно по рекомендации поведут к модному остеопату, неврологу ... разумеется с хорошими рекомендациями и прочее...
В век прогрессивного человечества нас и наших детей все еще воспитывают как одно удобное стадо и родители, воспитанные таким же образом помогают в этом обществу, не забывая параллельно сетовать на систему образования, правительство и остальных , не забывая клясть и само это общество .....
Я знаю ,что так удобнее, знаю, что есть дети, которым не нужно вкладывать в голову, что нужно быть послушными - они просто по темпераменту уже не строптивы, но таким деткам и комфортно в системе. Я говорю о детях, которых в свое время загоняли в рамки, не вдумываясь в их суть, о тех детях, которые теперь загоняют в эти непонятные им самим рамки своих собственных детей.
Звучит как натуральный призыв к дерзости, а в реальности просто интересно, не возникает ли вопрос: чем плохо в группе детского сада бегать по ковру (даже втроем) , пока остальные дети еще не пришли? почему "нельзя бегать" ? опасность удариться? при отсутствии острых предметов и мебели в досягаемости - затруднительно. Баловство? а чем оно плохо? в безвредных для общества дозах чем оно плохо? раскрепощением детворы? плохо опять же тем что их труднее загнать потом с рамку "сиди и слушайся"? а раскачивающихся детей на стульях от скуки конечно труднее занять новой игрой , чем объявить родителям что он не слушается и стоит за это в углу ....
А в итоге: чем больше мы жмем в ответ на естественное сопротивление, тем чаще забываем даже самим себе объяснять а почему "нет" , "нельзя" и главное - "плохо"!!!
Может быть посмотрим в эти ситуации как в зеркало и проверим (ну просто на маленькую секундочку подумаем) и то что социально опасно отсечем и пресечем а то, что просто "привычно неприемлемо" оставим и разрешим? Может быть и в наших душах щелкнет эта запретная защелка и мы выдохнем от всех этих неразрешенностей, запрещенностей, за которые так непременно нужно краснеть перед тем же самым обществом .....