Вот уже года три я серьезно увлечена детской психологией. К слову, моему сыну почти столько же. Я невероятно благодарна ему, ведь именно с его появлением я и стала изучать психологию вообще и детскую в частности.
Сегодня расскажу как работают некоторые советы из книг, уважаемых мной психологов. Речь пойдет о Юлии Гиппенрейтер и о "Разговаривать с ребенком как". Это наверное одна из первых достойных книг, попавшихся мне в руки несколько лет назад, когда мой карапуз еще и переворачиваться на животик не мог. Поэтому советы, которые автор дает в книги использовались в прямом смысле " с пеленок". Юлия много пишет об активном слушании, и о том чтобы постоянно проговаривать чувства ребенка.
Например: годовалый малыш потянулся за игрушкой, но её перехватил старший брат и убежал. До того момента, как вы пойдете вершить правосудие, нужно присесть к малышу или взять его на ручки, обнять т.е. быть с ребенком на "одном уронве", и проговорить ему его чувства: ты расстроен, тебе грустно и обидно, что твой брат забрал твою игрушку. Не вопросительной интонацией, а утверждением. Как вести себя при этом со старшим братом - это отдельная тема, потом как-нибудь распишу, если интерес будет. Еще пример: ребенок больно ударился и заплакал: мы также обнимаем и ласково проговариваем (принимаем) его чувства - тебе больно, я тебя понимаю.
Так же (это уже из взрослой психологии) мы проговариваем свои чувства ребенку (да и неплохо если бы и своему мужу, маме, папе, сестре, брату, свату и т.д.), когда чем-то недовольны, рады, когда что-то идет не так или очень даже так. Это нужно для того чтобы ребенок мог связать ситуацию - провокатор и чувства в единое целое, и мог бы приемлемым в нашем обществе способом реагировать на различного рода раздражители. Например: двухгодовалый малыш уже в третий раз сбрасывает со стола тарелку с кашей, очень уж она красиво падает и пачкает все вокруг, вас это невероятно раздражает, и вот в приступе ярости вы можете отшлепать ребенка или накричать на него , сняв тем самым с себя напряжение, а можете решить эту ситуацию более гуманным образом. Вы так и говорите: мне очень не нравится и меня очень злит, когда разбрасывают еду, я хочу чтобы тарелка стояла на столе. Тут один момент, нужно во-первых говорить коротко о главном. Длинные речи ребенок не воспринимает.Во-вторых: необходим обратный запрос, вы сказали что не нравится и запросили, то что хотите получить (в нашем случае, что бы тарелка все же оставалась на столе).
Конечно не стоит злоупотреблять. Не нужно ради манипуляции на любое нежелательно поведение ребенка говорить, что вас всё злит, бесит или вы очень расстроены по поводу поведения вашего чада. Иначе вы таким образом перекладываете ответственность за ваше настроение на ребёнка. А для него это пока ноша не подъёмная. И самое важное не забывайте говорить о хорошем. Например когда ребенок поделился игрушкой. Чаще говорят: молодец, хороший мальчик! Скажите лучше: я так рада, я так горжусь тобой, тем что ты поделился игрушкой!
Ну собственно это небольшая часть, того что хотела бы рассказать про метод. А теперь какие результаты мы получаем, применяя его постоянно, делая его неотъемлемой частью нашего общения с ребенком. Мой сын сейчас ( ему 2.8 г) , пытается цивилизованным способом решать конфликты. Когда кто-то переходит его границы он об этом сообщает. Например: мне не нравится, когда меня толкают, мне не нравится когда у меня отбирают или мне не нравится что ты нажимаешь кнопку на моей машине. И мне сообщает о том, что ему не нравится когда чашка чая слишком горячая или папа слишком громко играет на гитаре. Или о том, как он рад, что придут гости. Конечно не все всегда идеально, но метод работает, а у нас еще куча времени, чтобы и дальше работать в том же направлении.
Жизнь и для нас и для окружающих становиться гораздо понятнее и проще, когда мы сообщаем о своих чувствах и желаниях. Когда имеем свои границы и сообщаем о них. Но в нашем обществе, к сожалению, не принято проговаривать чувства и отстаивать границы. Сначала потерпим, а потом выльем все на кого-то, т.к. чаша терпения переполнена.
Давайте бережнее относиться к себе и людям вокруг и учить этому наших детей!
Всех вам благ!