Записки Вани: «Я буду дышать?». «Я буду ходить?». «Я не умру?». «Мамочка, не бросай меня».
Ване Мохову 10 лет. Он ходил в школу, и все было хорошо. Этой осенью Ване стало трудно дышать и спать. Ваня начал спать на четвереньках - так дышалось легче. Октябрь и ноябрь прошлого года Ваня жаловался на нехватку воздуха и практически не спал. Мама в это время бегала между больницей, поликлиникой и Минздравом, пыталась организовать квоту в Москву. Ваня родом из деревни Кулеберово Сусанинского района Костромской области. В Москву на лечение попасть оказалось сложно и долго.
В конце декабря родители посадили Ваню в машину и поехали в столицу. Ваню осмотрели несколько врачей, последним был кардиолог. Кардиолог попросил: «Мама, выведите ребенка в коридор». Когда Ваню вывели, кардиолог сказал: «У вашего ребенка миопатия и серьезная легочная гипертензия. Чудо, что вы довезли его до Москвы живым. У него уже синие губы и пальцы. Я думаю, что ему осталось не более получаса». Дальше все как во сне. Вызывали скорую. Ваня начал задыхаться и потерял сознание. Папа взял его на руки и побежал к машине. С мигалками Ваню повезли в Тушинскую больницу и сразу забрали в реанимацию. Чуть позже маме в коридор вынесли пакет с Ваниной одеждой. Это было 24 декабря 2015 года.
Родители ночевали возле больничного забора в машине. В Москве у них никого нет. Ежедневно с 14 до 16 в реанимации приемные часы. Справки по телефону не сообщаются. Мама и папа приходили к указанному времени, передавали памперсы, пеленки и воду, узнавали о состоянии. «Состояние тяжелое». Мама плакала и просила доктора, чтобы он сказал Ване, что они приходили, что они рядом. Спустя 15 дней мама не выдержала: «Господи, прошу вас, пустите меня». Ее пустили. Ваня лежал голый весь в трубках под аппаратом искусственной вентиляции легких. Трубка от аппарата была вставлена в горло и мешала Ване говорить. Ваня протянул маме записку: «Вы меня бросили». А потом еще одну: «Я не хочу жить. Отключите меня».
Маму начали пускать в реанимацию на 2-3 часа в день.
Записки Вани: «Я буду дышать?». «Я буду ходить?». «Я не умру?». «Мамочка, не бросай меня».
Ване Мохову 10 лет. Он ходил в школу, и все было хорошо. Этой осенью Ване стало трудно дышать и спать. Ваня начал спать на четвереньках - так дышалось легче. Октябрь и ноябрь прошлого года Ваня жаловался на нехватку воздуха и практически не спал. Мама в это время бегала между больницей, поликлиникой и Минздравом, пыталась организовать квоту в Москву. Ваня родом из деревни Кулеберово Сусанинского района Костромской области. В Москву на лечение попасть оказалось сложно и долго.
В конце декабря родители посадили Ваню в машину и поехали в столицу. Ваню осмотрели несколько врачей, последним был кардиолог. Кардиолог попросил: «Мама, выведите ребенка в коридор». Когда Ваню вывели, кардиолог сказал: «У вашего ребенка миопатия и серьезная легочная гипертензия. Чудо, что вы довезли его до Москвы живым. У него уже синие губы и пальцы. Я думаю, что ему осталось не более получаса». Дальше все как во сне. Вызывали скорую. Ваня начал задыхаться и потерял сознание. Папа взял его на руки и побежал к машине. С мигалками Ваню повезли в Тушинскую больницу и сразу забрали в реанимацию. Чуть позже маме в коридор вынесли пакет с Ваниной одеждой. Это было 24 декабря 2015 года.
Родители ночевали возле больничного забора в машине. В Москве у них никого нет. Ежедневно с 14 до 16 в реанимации приемные часы. Справки по телефону не сообщаются. Мама и папа приходили к указанному времени, передавали памперсы, пеленки и воду, узнавали о состоянии. «Состояние тяжелое». Мама плакала и просила доктора, чтобы он сказал Ване, что они приходили, что они рядом. Спустя 15 дней мама не выдержала: «Господи, прошу вас, пустите меня». Ее пустили. Ваня лежал голый весь в трубках под аппаратом искусственной вентиляции легких. Трубка от аппарата была вставлена в горло и мешала Ване говорить. Ваня протянул маме записку: «Вы меня бросили». А потом еще одну: «Я не хочу жить. Отключите меня».
Маму начали пускать в реанимацию на 2-3 часа в день.
На завтрак детям от 1 года можно приготовить молочную кашу, творог, омлет (после 1,5 лет), или яйцо сваренное вкрутую. Можно подать молочный суп с вермишелью. Из напитков можно приготовить чай без сахара или же настой шиповника.
1-ый вариант завтрака: молочная или безмолочная каша + фрукты кусочками или фруктовое пюре (добавляем в кашу или отдельно) + 1/2 вареного яичного желтка.
Объем каши должен составлять примерно — 150-200 мл. В кашу добавляйте сливочное масло 5г. Напитки: Чай, настой из фруктов, сок.
Про каши подробнее: В этом возрасте, можно вводить в рацион питания малыша новые каши – мультизлаковые, ячменные, ржаные и другие специальные каши для детского питания. С 1,5 лет можно переходить на взрослые каши – овсяная, пшеничная, пшенная, и др.
Наиболее полезна овсяная каша, приготовленная из цельных зерен. Далее стоит пшеничная каша, которая готовится из проса; гречневая и рисовая каша, приготовленная из коричневого риса.
Cамый простой способ сварить вкусную и ПОЛЕЗНУЮ кашу, не прибегая к длительному процессу варки — это замочить ее (это касается круп из цельных зерен). Берем кастрюльку, насыпаем крупу и заливаем необходимым количеством воды. Через некоторое время, крупа разбухнет, станет мягкой и останется только, немного проварить ее до полного приготовления.
Как варить гречневую кашу?
1 стакан гречневой крупы промойте холодной водой, положите в кастрюльку и залейте 2 стаканами воды. Через 2-3 часа, крупа впитает в себя всю воду, останется только разогреть ее, проварить 2-3 минуты и посолить. Перед подачей на стол, заправьте сливочным маслом или же залейте молоком, хотя многие специалисты считают, что нежелательно совмещать молоко с другими продуктами. В общем, выбор остается за вами.
Рецепт овсянки
Также, как и гречку, замачиваем овсянку (в идеале, конечно, лучше использовать цельный овес, а не овсяные хлопья, но на прилавках цельный овес найти сложно, поэтому берем обычные овсяные хлопья «Геркулес», с указанием на этикетке времени варки: 20-25 минут) в необходимом количестве воды. К примеру, 1 стакан овсяных хлопьев заливаем 2-3 стаканами воды и оставляем набухать на 3 часа. Это очень удобно, если вы хотите сварить кашу с утра и побыстрее — к утру она полностью впитает влагу и разбхнет. После этого, ставим кашу на огонь, доводим до кипения и добавляем 1 стакан молока. Провариваем на слабом огне 10 минут. Солим и добавляем немного сахара или меда. Закрываем крышкой и даем настояться несколько минут. Заправляем сливочным маслом и приглашаем детей к столу.
По такому же принципу можно варить и пшенную кашу.
2-ой вариант завтрака: творог 70 гр (не больше) + фрукты кусочками или фруктовое пюре + напитки.
3-ий вариант завтрака: (для ребенка с 1,5 лет): Омлет, приготовленный на пару. К омлету кусочек хлеба, намазанный сливочным маслом или сыром. Малыш от года до полутора лет может получать до 15-20 г масла в день. Для ребенка этого возраста хлеб лучше выбирать белого сорта, он легче переваривается (до 40г в день) Напитки: Кисель или компот.
II Завтрак
В качестве второго завтрака, ребенку до года, можно предложить фруктовый сок, компот (настой из шиповника, яблочный компотик, позже компот из сухофруктов), либо фруктовое пюре. Таким образом, стимулируется выработка желудочного сока и утоление жажды перед обедом.
Обед
На первое: салат или суп.
Овощной салат, например, из огурцов или помидор, или моркови, перетертых на терке и заправленных растительным маслом (5-7г) или сметаной (5-10г).
Овощные салаты можно готовить из отварного картофеля, моркови (сырой и вареной), капусты, вареной свеклы, кабачков (тушеных), тыквы и томатов. К ним можно добавлять вареный яичный желток.
Как можно шире используйте свежие овощи в виде мелко нарезанных салатов, а для детей до 1,5 лет – натертых на крупной терке. Салаты из сырых овощей можно давать не только на обед, но и на завтрак и ужин.
Супы:
Молочный с вермишелью. Помните: макаронные изделия часто давать малышу не рекомендуется, примерно раз в неделю и в небольшом количестве (30-35г). Овощной (из цветной капусты, щи, борщ и т.д., в том числе и супы-пюре).
Суп на мясном или рыбном бульоне (содержание бульона на порцию супа — 30-40 мл) + (на второе) овощное блюдо с мясом, если суп был без мяса.
На второе: Овощное пюре. К годику, уже можно употреблять такие овощи, как свекла, репа, зеленый горошек, редис, фасоль, редька, зеленый лук, чеснок, листовая зелень (укроп, петрушку, щавель, шпинат, салат, крапиву),белокочанная капуста, морковь, кабачки, тыкву, цветная капуста, репчатый лук.
+ Мясное блюдо.Из мясных продуктовдетям старше года рекомендуются наряду с говядиной мясо кур, цыплят, кролика, нежирная свинина и баранина, различные субпродукты.Помните, что мясо вариться отдельно. Мясное пюре, тефтели или суфле.Очень полезна ребенку печень, её лучше давать в виде паштета. К мясным блюдам хорошо добавлять неострый соус (поджаренная мука, разбавленная бульоном и заправленная сливками или сметаной).Гарнир лучше овощной.
Не злоупотребляйте картофелем, в нем большое содержание крахмала.
Напитки: Компот или кисель, можно фруктовый чай или сок.
Можно чередовать мясные и рыбные блюда, но помните, что неплохо устраивать 1-2 раза в неделю вегетарианский обед для малыша. Овощные пюре рекомендуется делать из цветной капусты, белокочанной капусты, кабачка, картофеля, моркови и зеленого горошка.
Раза два в неделю, вместо мяса малышу можно давать речную или морскую рыбу. Обязательно не жирных сортов:минтай, треска, терпуг, хек.Рыбные блюда – отварная морская рыба или запеченная, сваренное филе с тщательно удаленными костями измельчают и делают котлетки, суфле или смешивают с овощами. В неделю ребенку полагается до 80 грамм рыбы.
Полдник
Кефир, йогурт, молоко, сухарики, творог(если не подавался к завтраку), фрукты – по вашему усмотрению, или, например, фруктовый салат.
Фруктовые салаты, состоящие из протертых на мелкой терке плодов, готовят из яблок, груш, бананов. В них, а также в каши, можно положить свежие ягоды: малину, черную смородину, облепиху, бруснику и клюкву. Фрукты и ягоды – отличная пища для полдника.
Начиная с 1,5 лет – оладушки и блинчики с творогом, небольшими порциями.
Напитки: сок, фруктовый чай.
Ужин
На ужин можно предложить овоще-крупяное или овоще-мясное блюдо. Например: суфле из кабачков с мясным пюре, каша овсяная с тыквой, тушенная свёкла с яблоками, овощное рагу с мясным пюре. Плюс фруктовое пюре или сок (в сутки ребенку предлагают не более 100г фруктового пюре и не более 100мл сока). Но лучше мясные продукты и каши часто на ночь не давать.
Современные производители детского питания, предлагают готовые блюда из овощей со злаками, которые рассчитаны для детей старше 1 года. Приготовьте на ужин омлет, если вы не подавали его на завтрак или отварите вермишель. В качестве, напитков, можно предложить ребенку что-то из молочного: молоко, кефир и т.п.
Перед сном. Если вы продолжаете кормить малыша грудью, то в этом случае, грудное молоко. Либо кисломолочный напиток (детский кефирчик).
В этом возрасте ребенок начинает отучаться от грудного вскармливания — количество прикладываний 1-2 в сутки. Не стоит прикладывать малыша к груди, непосредственно, перед засыпанием. В это время, желательно, постепенно приучать ребенка засыпать самостоятельно, без груди и укачиваний.
В этом возрасте, в рацион малыша не должны входить: торты, пирожные, шоколадные конфеты, как бы вам не хотелось побаловать своего малютку. Это не значит, что вы его можете побаловать свое чадо, выбирайте из сладостей: пастилу, джемы, мармелад, варенье (если они будут на фруктозе).
Важно помнить.
Существует основное правило, питание ребенка от года до полутора лет должно быть четырех-пятиразовым, с промежутками между кормлением 4 часа. Соблюдайте достаточно строгий режим питания, у малыша должен вырабатываться условный рефлекс.
Следите, чтобы ребенок получал соответствующий его возрасту объем пищи. Так, для ребенка в возрасте от 1 года до 1,5 лет он должен составлять в среднем 1000-1200 мл, от 1,5 до 3 лет – 1400-1500 мл (соки, отвары и другое питье в этот объем не входят). Уменьшение количества пищи может привести к недоеданию, превышение – к снижению аппетита. Особенно нерационально увеличивать объем первого блюда, что нередко делают родители, если ребенок охотно ест суп или бульон. Однако съев много супа, ребенок не может уже справиться со вторым блюдом, которое, как правило, бывает более полноценным, так как содержит мясо, овощи и др.
Примерный разовый объем пищи (в граммах), рекомендуемый для детей в возрасте от 1 до 1,5 лет Суточный объем пищи – 1200-1250 мл… Калорийность суточного рациона – 1200 ккал
Завтрак: Каша или овощное блюдо (150 г); мясное или рыбное блюдо, или омлет (50 г); Молоко (100 мл)
Ужин: Овощное блюдо или каша, или творожная запеканка (150 г); молоко или кефир (150 мл)
Примерное меню на 1 день:
Завтрак: Молочная каша с фруктами; Хлеб
Обед: Суп-пюре овощной; овощное пюре из цветной капусты с мясом; галеты; Фруктовый сок.
Полдник: Йогурт или биокефир; печенье детское.
Ужин: Творожок или молоко; фруктовое или овощное пюре.
На ночь: Кефир.
Для сохранения питательной ценности продуктов необходимо строго соблюдать правила их кулинарной обработки.
Молоко можно кипятить не более 2-3 мин, не допуская повторного кипячения. При приготовлении каш, овощных пюре, запеканок молоко добавляют в уже разваренные крупы или овощи.
Мясо после тщательной механической очистки лучше варить крупным куском, опуская в горячую воду. При этом на поверхности мяса белки свертываются и мясной сок не вытекает. Жарить мясо, котлеты надо в кипящем жире, что также способствует образованию корочки, удерживающей мясной сок. Тушеное мясо готовится путем легкого обжаривания и затем варки в небольшом количестве воды.
Очень важно правильно обрабатывать овощи. При чистке срезайте как можно более тонкий слой, именно в верхних слоях содержится наибольшее количество витаминов. Для винегретов и салатов овощи лучше варить в кожуре в небольшом количестве воды или на пару. Очищенные овощи нельзя надолго оставлять в воде, чтобы не произошло вымывание витаминов и минеральных веществ, а варить их надо в малом количестве воды, используя потом ее в пищу. Время варки строго ограниченное: картофель, капусту, морковь варят не более 25-30 мин, свеклу – 1-1,5 ч, щавель, шпинат – до 10 мин. Овощи и фрукты для сырых салатов чистят и нарезают (натирают) непосредственно перед приемом пищи, так как при воздействии кислорода воздуха на очищенные и измельченные продукты в них происходит разрушение витаминов, особенно аскорбиновой кислоты.
Мамочки, соблюдайте правила введения новых продуктов, следите за чистотой и свежестью продуктов. так же следите за чистотой своих рук и рук малыша, а так же за чистотой посуды ребенка, дабы избежать кишечной инфекции.
При подозрению на пневмонию и появлении соответствующих симптомов обязательно надо будет сделать анализ крови клинический. Резкое увеличение лейкоцитов, повышение количества палочкоядерных нейтрофилов, и СОЭ – могут указать на острое бактериальное воспаление. При этом, повышение концентрации лейкоцитов более 10*109 с высокой степенью вероятности указывает на развитие пневмонии. Снижение лейкоцитов менее 3*109 или повышение более 25*109 являются неблагоприятными прогностическими факторами, указывающими на тяжелое течение заболевания и высокий риск развития осложнений.
СТИМУЛЯЦИЯ РЕЧИ РЕБЕНКА Уважаемые родители, вы познакомились с этапами развития собственной речи ребенка. Возникает вопрос, что делать, если малыш не укладывается в приведенные нормы? Прежде всего, вы должны сказать о своих опасениях своему педиатру. Возможно, врач сочтет нужным назначить дополнительные обследования малыша. Безусловно, одним из первых должно быть обследование слуха. Если врачи сочтут, что проблем с развитием ребенка нет, вы можете сами предпринять некоторые меры по стимуляции речи ребенка. Все, что я опишу ниже, интуитивно делает каждая мама, но эти рекомендации помогут вам действовать более целенаправленно. Примечание: После полугода у ребенка начинает развиваться понимание речи окружающих (импрессивная речь). Эта сторона развития речи, тесно связанная с мышлением, игрой, предметной деятельностью и социализацией ребенка, вместе с активной/экспрессивной речью обслуживает общение ребенка с окружающими. А это значит, что развивать речь нужно в процессе общения и совместной игры ребенка и взрослого. Про развитие понимания речи/импрессивной речи вы можете прочитать здесь http://forums.rusmedserv.com/showthread.php?t=104307 Стимуляция гуления Привлекайте внимание ребенка к своему лицу. Позовите его, подуйте, поцокайте малышу, дожидаясь его взгляда. Разговаривайте с малышом, ведя с ним своеобразный диалог. Издавая звуки, напоминающие гуление, воркование, делайте паузы, давая возможность малышу ответить вам. Повторяйте звуки, которые произносит ваш малыш. Помните, что «говорящее лицо» является самым сильным стимулом для привлечения внимания ребенка. В этом возрасте детям нравится плавная певучая речь. Они внимательно вслушиваются в интонацию, еще не понимая смысла речи. Будьте внимательны к сигналам ребенка, возможно, он тоже хочет с вами пообщаться. Об этом свидетельствуют его взгляд, улыбка, воркующие звуки. Разговаривая с малышом, пощекочите его, погладьте. Ваша речь и ваша улыбка в сочетании с тактильно-двигательной стимуляции поможет малышу улыбнуться именно вам. Кроме того, подобное «тормошение» стимулирует комплекс оживления. Если ребенок отвел взгляд, отвернулся, закинул руки за голову – это сигнал о том, что он устал и вам нужно сделать перерыв в общении. Стимуляция лепета Играйте с малышом, сидя лицом к лицу. Для этого вы можете использовать специальное кресло с наклонной спинкой (детский шезлонг, автомобильное кресло). Сидя с комфортом, ребенок с удовольствием будет играть с вами. Повторяйте за ребенком звуки, которые он произносит. Делайте паузы, давая ему возможность ответить вам. В то время, когда малыш произносит протяжные гласные звуки, положите свой указательный палец под нижнюю губу и помогите ему сомкнуть губы. Повторите эти движения так, чтобы у ребенка, произносящего а_________, получились слоги ба-ба-ба. Поощряйте малыша брать в рот удобные для этого игрушки. Они создают во рту дополнительные смычки, что тоже стимулирует появление слогов с согласными звуками. Используйте сочетание цепочек движений с цепочками слогов: произнося слоги, например, ба-ба-ба, ма-ма-ма, совершайте с ребенком подпрыгивания. Для этого можно посадить ребенка на большой мяч, другую пружинящую поверхность, или просто к себе на колени. Тормошите, подкидывайте малыша, обычно это вызывает у него смех, громкие возгласы. Имитируйте лепет младенца. Старайтесь полностью сохранять темп, тембр и высоту детской речи. Произнося губные звуки и слоги, привлекайте внимание ребенка к своему рту. Делайте паузы, давая ребенку время повторить звуки. Если есть такая возможность, запишите лепетную речь другого ребенка и давайте ее прослушать вашему малышу. Если у вашего ребенка есть периоды активной вокализации, обычно это бывает по утрам, запишите «речь» своего ребенка и давайте ему для прослушивания.
От лепета к лепетным словам Ниже приводится пример работы по стимуляции экспрессивной речи от года до 2-х, 2,5 лет. Если вам кажется, что малыш отстает в развитии собственной (экспрессивной) речи, можно попробовать следующие приемы приемы стимуляции. ШАГ1 Внесение смысла в лепет: если ребенок говорит «мама» - положительная реакция мамы (мама, папа, баба, дррр(машина) аааа (спать) бах(упал) -
Шаг 2. стимуляция использования первых 5-7 слов. Задавайте вопросы: "Кто пришел, кто это, позови маму". Сами используйте лепетные слова и звукоподражания наряду с полными словами "Как Ваня упал? Бах!" Ориентировочный возраст - с года до полутора лет
Шаг 3. Наблюдая за за игрой ребенка, запишите его "речевую продукцию" 1. Имеющиеся слова (любые звуки, слоги и звукоподражания, несущие смысл) 2. имеющиеся лепетухи ( различные звуки и слоги, не несущие смысла)
Проделайте анализ артикуляционных возможностей ребенка, например ребенок в словах и лепетухах использует следующие буквы и слоги.: МА, па, ба, ааа да-да-да, ва-ва-ва, ка-ка, у, га-га
Шаг 4. Составление предположительного словаря с использованием лепетных слов Слово звукоподражание Барабан бам-бам-бам Упал бах, бабах Качаться, качели кач-кач Дождик кап-кап Гусь га-га-га лягушка ква-ква Дай, дать? дай Собака ав-ав Ворона кар-кар Спать а-а-а, бай-бай Возможно ваш ребенок будет почти одинаково называть дождик, ворону и качели (ка-ка), но это будет три слова. И если вы прислушаетесь, то говорить малыш их будет по-разному. Шаг 3 и 4 - приблизительно в полтора года
Шаг 5 Появление слов взрослого лексикона: Бабака (собака) Титики (часики) Моти (смотри) Появление галофразы, например, ребенок говорит «папа» в ответ на предъявление молотка, что означает «папа стучал этим молотком» Появление двухсловных конструкций: яя бах (Ляля упала) Приблизительный возраст начала этого этапа -год 8 месяцев.
Для появления слов взрослого лексикона предлагаем поиграть в игру «Повторялки»* Все дети разные. Одни слышат, как говорят родители и повторяют как могут, то есть у них как бы есть умение упрощать слово и произносить его. Например, слышит "Большая", говорит "аяя" и все довольны, вместо слова "трактор", говорит "такта", или "тата" и опять это хорошо. Это уже взрослые слова, ребенок говорит их неправильно, но это допустимо для этого возраста. Есть дети, которых я бы назвала максималистами "или все или ничего". Похоже, что они думают так: " Я не умею говорить "большая", и не буду говорить, я отрицательно покачаю головой, если меня об этом попросят или попрошу сказать взрослого, используя указательный жест и вопросительную интонацию". Что делать? Мы не можем попросить "скажи "аяя", предлагая пример искаженной речи. Звукоподражания говорить взрослый может (ко-ко, га-га-га), а искаженные слова нет. Поэтому можно попробовать играть в повторялки со слогами. Они ничего не значат. Просто веселая игра. Но ребенок учится повторять осознанно (!) разные сочетания звуков и слогов. Кроме того, что это развивает слуховое внимание и расширяет произносительные возможности, это помогает ребенку сказать "кусочек взрослого слова. Предполагает осознанное повторение ребенком звуков, слогов и их сочетаний, предлагаемых взрослым. • Всегда начинайте с одного и того же: Например, со звука «А». Это позволит ребенку настроиться на игру, а также сказать вам о том, что он хочет поиграть в повторялки. Малышу достаточно подойти к вам и сказать «а!» • Говорите только те звуки и слоги, которые есть в репертуаре ребенка • Используйте один-три повторяющихся слога (это среднее количество слогов в словах русского языка. Например, па, папа, папапа. • Если ребенок произносит не те слоги, например, вместо «га-га», говорит «па-па» не поправляйте его, не говорите «нет», просто еще раз повторите «Га-га» • Когда ребенок будет легко повторять за вами цепочки одинаковых слогов, начинайте учить его переключаться с одного слога на другой: па-пу (смена гласного) па-та (смена согласного) • Если и здесь вы достигли успехов, можно предложить простые слова, состоящие из слогов, хорошо произносимых ребенком: пока, иди, нога, кукла (ребенок скажет «кука»), трава (тава). Всегда говорите слова правильно, но принимайте любое произнесение слов ребенком. • Постепенно расширяйте репертуар ребенка, предлагая ему слоги, которые он пока еще не начал сам произносить. Делайте это в таком порядке: 1. Знакомый слог 2. новый слог 3. новый слог (тот же) 4. знакомый слог 5. Знакомый слог. Знакомые слоги могут быть разными, важно, что ребенок легко повторяет их. * Часто бывает так, что ребенок повторяя какое- либо слово/звук/слог спонтанно, на высоте эмоционального подъема не может повторить его по просьбе взрослого. Это значит, что произвольного повторения еще нет и нужно создавать эмоционально насыщенные ситуации, когда у ребенка слово "вылетит" непроизвольно. Со временем ребенок научится повторять по вашей просьбе, то есть произвольно.
Помните, что все это должно быть интересно и привлекательно для ребенка. Удачи.
От слов к фразе.
Стимуляция появления простой фразы. Слово часто выступает в роли однословного предложения. Так слово «мама» может означать просьбу взять на руки, то есть заменить собой фразу «мама, возьми меня на руки», а слово «Ди!» - «Мама, иди сюда!»
Объем словаря. Для появления двухсловной фразы важно чтобы в активном словаре ребенка было, как минимум 30 лексических единиц.
Состав словаря. Среди слов, входящих в словарь ребенка должны быть не только слова-названия, но и слова-действия. Первыми двухкомпонентными высказываниями могут быть сочетания слова и жеста. Напомним, что словом мы, в данном случае, считаем любой звук, слог, звукоподражание несущие постоянный смысл. Так сочетание указательного жеста в сочетании со звукоподражанием «ав-ав» означает «это собака» и может считаться первой фразой. Это в полной мере относится к сочетаниям этого же звукоподражания и жеста «спит».
Приведем советы, которые могут помочь вашему малышу строить фразы из двух компонентов: Если ваш малыш использует одно слово или жест в качестве фразы, постарайтесь «развернуть» это высказывание. Первый способ – это повторение с дополнением. Приведем пример того, что может сделать взрослый в определенной ситуации. Итак, ребенок увидел кошку, спящую на солнышке, и сказал «ксс». • Подтвердите правильность сообщения ребенка: Да, это кошка - киса • Повторите слово ребенка и добавьте к нему еще одно: «Киса спит» • Вводите в свое высказывание доступные ребенку слова. «Киса спит – бай-бай». Если у ребенка нет слова «бай-бай», то произнесите то, что ребенок уже умеет говорить, например «а-а-а». • Если у ребенка совсем нет слова, обозначающего действие «спит», используйте жест, сопроводив его лепетным словом. • Произнесите фразу так, как ее может повторить ребенок, например: «Киса бай-бай»
Второй способ – это повторение с уточнением • Повторите за ребенком слово, которое он произнес, и подтвердите правильность сообщения: «Да – это киса» • Задайте ребенку вопрос, который поможет ему произнести второе слово или сделать жест. Это может быть вопрос: «Что киса делает?» или более простой: «Киса кушает или СПИТ?» В этом случае, вы можете голосом выделить нужный ответ. • Подтвердите правильность ответа ребенка: «Да, киса спит бай-бай». Если у ребенка нет слова, введите в высказывание жест. • Произнесите фразу так, как ее может повторить ребенок, например: «Киса бай-бай»
Еще один пример: если ребенок, увидев молоток, говорит «папа», то развернуть фразу можно так: 1 способ: «Да, папа стучал молотком – тук-тук!» 2 способ: «Как папа стучал молотком?» Слово, которое скажет ребенок в ответ, включается во фразу: «Да, папа стучал – тук-тук, папа тук-тук». Если при ответе на вопрос ребенок вместо слова использовал жест, то взрослый в своей фразе использует и жест и лепетное слово. Еще раз напоминаем: если ребенок уже использует облегченные взрослые слова: тата (трактор), бака (собака), тина/титина (машина), то повторять их так, как произнес ребенок нельзя, нужно повторить их правильно, уже не сопровождая лепетным словом.
4. Игры, расширяющие представления об окружающем мире
Игра, развивающая представление о цвете Первый шаг к умению определять цвета – это подбор предметов по цвету. Сядьте на пол вместе с ребенком и катайте игрушечную машину. Выберите красную или голубую машину. После того, как вы и ваш малыш поиграете с этой машиной некоторое время, возьмите машину другого цвета и поиграйте с ней. Теперь возьмите два листа бумаги тех же цветов, что и машины, расстелите листы бумаги на полу и на каждый из них поставьте машину соответствующего цвета. Уберите машины с бумаги и попросите ребенка поставить машины на листы бумаги соответствующего цвета. Играя в эту игру, обязательно называйте каждый из выбранных вами цветов. Систематическая игра в цвета разовьет у ребенка навык находить соответствующий цвет.
Игра с переносом игрушек Поместите две большие емкости в противоположных сторонах комнаты. Наполните одну из емкостей игрушками. Вам понадобится еще и третья емкость, которую легко передвигать, например корзина с ручкой. Покажите малышу, как перегружать игрушки из полной емкости в корзину, затем везти корзину через комнату и вываливать эти игрушки в другую пустую емкость. Возможно, ему придется совершить не одно путешествие с корзиной и не раз опорожнять ее. Когда малыш высыпет игрушки из корзины, скажите: «Вот и все!» Повторите игру. Каждый раз, когда малыш разгрузит корзину, говорите: «Вот и все!» Многократно повторяя эту игру, старайтесь употреблять слова «пустой» и «полный».
«Чем пахнет?» Привлеките внимание ребенка к запахам в кухне. Это особенно легко, когда в духовке что-нибудь печется. Посадите малыша на высокий стул и положите перед ним разные виды съестного, чтобы он их понюхал. Покажите ребенку лимон и скажите: «Это лимон». Понюхайте его и скажите: «Мммм, он хорошо пахнет!» Поднесите лимон к носику ребенка и скажите ему, чтобы он его понюхал.
«Довольные ножки» Прогулки босиком по разным поверхностям помогают ребенку развивать координацию глаз и ног. Прогуливайтесь босиком по гладкой гальке. Поговорите с малышом о том, что ощущают ваши ступни. Прогуливайтесь босиком по песку. Отметьте, что вы испытываете разные ощущения, ступая по гальке и по песку. Постарайтесь прогуливаться босиком по подушкам, бревнам, траве, цементированным, кирпичным и другим поверхностям. Каждый раз, переходя на новую поверхность, вы заставляете свое тело приспосабливаться к ней, что, в свою очередь, развивает согласованность движений глаз и ног.
Гуляем и цвета изучаем Прогуляйтесь по комнате с ребенком. Выберите игрушку какого-нибудь цвета и возьмите ее с собой. Найдите один или два предмета того же цвета, что и игрушка. Поговорите о том, что вы нашли, например: «Папочкин желтый галстук того же цвета, что и твой желтый мячик» или «Мамочкина голубая блузка того же цвета, что и твой голубой кубик». Можно видоизменить эту игру: взяв большую корзину и прогуливаясь с ней по комнате, собираясь в нее игрушки и другие предметы одного и того же цвета.
Рассмотри внимательно Сядьте за стол вместе с ребенком и объясните ему, что вы собираетесь сделать нечто особенное. Взяв апельсин в руку, назовите его и скажите, какого он цвета. Дайте апельсин малышу. Пусть он его понюхает и пощупает. Поговорите о запахе апельсина и о том, каков он на ощупь (шершавый, прохладный и т.д.). Очистите апельсин и разломите его. Покажите отдельные дольки ребенку. Дайте ему дольку апельсина и покажите тонкую пленку, в которую она заключена, и зернышки. Съешьте одну дольку и спросите ребенка, не хочет ли он тоже попробовать апельсин.
5. Просто полезные игры
«Где мишка?» Обвяжите одним концом длинной тесемки любимого мишку малыша и спрячьте его в чулан (стенной шкаф и т.п.) Закройте дверь чулана, а тесемку, вынув ее из-под двери, протяните по мебели и под ней, а также под и над другими предметами, находящимися в комнате. Скажите малышу: «Ищи мишку». Помогите ему взять тесемку и следовать за ней в поисках мишки. Ваш ребенок непременно полюбит эту игру. Играйте в нее много раз и, когда будете идти, следуя за тесемкой, говорите, где она лежит, например: «Тесемка за стулом» или «Тесемка под ковриком» и т.д. Когда вы найдете мишку, крепко обнимите его и скажите: «Мишка, дорогой! Как мы рады, что нашли тебя!»
«Вместе с мишкой» Можно очень многое делать с вашим малышом вместе с мишкой: покачайте мишку на руках; поцелуйте мишку; поднимите его высоко вверх; пощекочите мишке животик… В конце игры обязательно попросите мишку помахать «на прощание».
«Слушай, мишка...» Скажите своему малышу, что вы начинаете играть с мишкой и что мишка будет делать все, о чем вы его попросите. Декламируйте стишок:
Мишка, лапки подними. Мишка, лапки опусти. Мишка, мишка, покружись. А потом земли коснись И животик свой потри, Раз, два, три, раз, два, три!
Читая стишок, выполните с мишкой все упражнения и попросите ребенка проделать с мишкой то же самое.
«Восхождение на башню» Поиграв в эту игру с ребенком, покажите ему, как играть в нее с мишкой. Посадите малыша себе на колени, а одну его руку высоко поднимите. Затем, декламируя стишок, передвигайте пальцы другой своей руки вверх по ручке ребенка.
По ступеням шаг за шагом Должен я теперь спешить На вершину башни старой, Чтобы в колокол звонить: Динь-дон, Динь-дон.
Когда вы произнесете «динь-дон», слегка покачайте ручку малыша, как будто звоните в колокол. Изображайте звенящий колокол разными способами: покачайте ручку ребенка или один пальчик, можно также сжимать и разжимать пальцы. Повторите игру с участием мишки или других зверюшек. Вашему малышу будет весело играть в нее с мишкой.
Забава с мишкой Дайте ребенку его любимого мишку или другую зверюшку. Скажите ему, чтобы он посадил мишку на стул. Если он сумеет сделать это как следует, похвалите его. Теперь попросите малыша помещать мишку в другие, самые разные места: на пол, стол, книжную полку и т.п. читайте стишок и поступайте в соответствии с его содержанием:
Если мишка хочет есть, Он за столик должен сесть. Почитать он хочет книжку - Посажу на стульчик мишку. Чтобы он гулять пошел, Опущу его на пол. Чтобы мишка мой спал сладко, Уложу его в кроватку.
Игра с куклой Это замечательная игра в ожидании еды. Дайте ребенку его любимую куклу или какую-нибудь зверюшку. Спросите его о кукле: «Она хочет есть?», «Она спит?». Скажите ребенку, чтобы он делал с куклой то, что вы скажете: «Поцелуй куклу» или «Обними ее крепко», «Покачай ее», «Дай кукле немножко молочка», «Можешь ли ты искупать ее в ванне?», «Поменяй ее пеленки». Все эти указания будут пробуждать у вашего малыша чувство ответственности. А если он будет выполнять их с радостью, его слуховые навыки разовьются в большей степени.
«Высоко» и «Низко» Сядьте на стул и посадите ребенка к себе на колени так, чтобы его лицо было обращено к вам. Скажите: «Высоко-высоко» и, крепко обняв малыша, высоко поднимите его. Теперь скажите: «Низко-низко». Раздвиньте ноги и осторожно опустите ребенка на пол, крепко держа его. Проделав так несколько раз, спросите малыша, что ему хочется – чтобы было «высоко» или «низко». И сделайте то, что он предпочтет. Когда ваш малыш научится играть в эту игру, предложите ему самостоятельно поиграть в нее со своими игрушечными зверюшками.
Забава с наручной куклой С помощью маленькой наручной куклы можно придумывать множество игр для вашего ребенка. После того как вы покажете ему эти игры, он займется ими самостоятельно. Наденьте куклу себе на руку и разговаривайте с малышом измененным голосом. Расспросите его о нем самом: «Как тебя зовут?», «Умеешь ли ты махать ручкой на прощание?» и т.п. Дайте куклу ребенку и покажите ему разные способы игры с ней: «Сумеешь ли ты положить куклу?», «Сможешь ли ты уложить ее спать?», «Сможешь ли ты сделать так, чтобы она попрыгала?».
6. Развивающие действия с предметами
Занятия с коробками Занятия с коробками и коробочками может доставить вашему ребенку многочасовое удовольствие. Соберите вместе несколько маленьких игрушек и пластмассовых коробок. Дайте ребенку большую коробку. Пусть он кидает в нее игрушки и вынимает их оттуда. Из крышки коробки вырежьте разные геометрические фигуры (кружки, квадраты, треугольники). Дайте ребенку эти фигуры и посмотрите, сумеет ли он вставить их в соответствующие отверстия в крышке коробки. Дайте ребенку несколько коробок разного размера и помогите ему поставить их одну на другую. Вскоре он поймет, что самую большую коробку нужно класть вниз.
Прикрепи прищепку Снимите крышку с большой банки или какой-нибудь другой подобной емкости, у которой отсутствуют острые или зазубренные края. Покажите ребенку, как прикрепить пластмассовую прищепку на край банки. Дайте ему несколько прищепок для этого упражнения, а потом покажите, как бросать прищепки в банку. Детишки бывают очарованы этой игрой, которая превосходно развивает согласованность действий глаз и рук.
Строительные кубики Сядьте на пол вместе с ребенком. Положите один кубик и скажите: «Я кладу один кубик на пол». Добавьте к нему еще кубик и скажите: «Я кладу два кубика на пол». Проделайте то же самое с третьим кубиком. Развалите башенку из кубиков. Пускай ребенок построит ее снова; если нужно, помогите ему. По мере того, как координация движений ребенка будет возрастать, высота башни станет больше.
Совпадающие формы Сделайте отверстия в верхней части коробки или в пластиковой крышке кофейной банки таким образом, чтобы по форме они совпадали с предметами домашнего обихода, которые вы выберете. Возьмите круглые, треугольные и квадратные предметы, например, катушку ниток, пластиковые бигуди, формочки для печенья и т.п. Поставьте коробку или банку перед ребенком и предложите ему «исследовать» ее руками. Киньте один из предметов внутрь банки через совпадающее по форме отверстие. Теперь дайте малышу такой же предмет и, направляя его руку своей, помогите ему нащупать подходящее отверстие. Повторяйте игру со всеми отобранными предметами. Пусть теперь ваш малыш сам займется этим делом.
Мишкин поезд Найдите несколько достаточно больших коробок, чтобы в них можно было посадить мишку и других игрушечных зверюшек. Свяжите коробки крепкой тесемкой или веревкой. Спросите мишку, не хочет ли он прокатиться на поезде. Попросите малыша поместить мишку в коробку. Спросите малыша, не хочет ли он прокатить еще каких-нибудь зверюшек. Дайте веревку малышу и посмотрите, сможет ли он тянуть поезд, в то время как вы проговариваете:
Мишкин поезд, мишкин поезд, Чу-чу-чу. Мишкин поезд, мишкин поезд. Чу-чу-чу.Побыстрей поехал поезд. (Говорите и тяните быстрее.) Медленней поехал поезд, (Говорите и тяните медленнее.) К станции он подъезжает, (Говорите очень медленно.) СТОП!
Попробуй разорви Детишки этого возраста любят рвать на части разные предметы. В эту игру хорошо играть в кухне, где вы можете особенно близко общаться со своим ребенком и наблюдать за ним. Соберите старые журналы, папиросную и оберточную бумагу, фольгу. Каждый из этих видов бумаги очень интересно рвать, поскольку это сопровождается разными звуками и, кроме того, все они разные на ощупь. Покажите ребенку, как разрывать бумагу и бросать ее в коробку. Поскольку детишки этого возраста любят тащить в рот все подряд, неотрывно наблюдайте за малышом. Скатайте лист бумаги в шар и бросьте его. Покажите ребенку, как это делается. Если у него не получится бумажный шар, сделайте его сами и дайте малышу, чтобы он его бросил.
Игра с привязанными игрушками Сидя на высоком стуле, ваш ребенок с радостью играл бы игрушками. Но не менее интересно бросать предметы на пол. Обвяжите веревками несколько игрушек. Другой конец каждой веревки привяжите к стулу. Это позволит ребенку играть, не бросая игрушки на пол. Замечание: убедитесь, что веревки не длинные и не могут случайно обвиться вокруг шеи малыша. Перед вашим ребенком встанет также и задача вытягивать веревку, чтобы достать ту или иную игрушку.
Забава с рисом Игра с рисом – прекрасное занятие для детишек этого возраста. Она помогает им понять, как ощутить вкус и запах чего-либо, а также развивает осязание. Сварите и охладите немного риса. Положите рис в большую пластиковую миску. Дайте ребенку чашки и ложки, которые понадобятся ему для этой игры. Покажите ему, как наполнять чашки, накладывать рис, брать отдельные зернышки – последнее развивает координацию движений – и пробовать их на вкус.
Смотри, как он падает Когда ваш малыш научится брать в руки предметы и удерживать их, ему нужно научиться и выпускать их из рук. Очень удобно заниматься этим, если ребенок сидит на своем высоком стуле. Оттуда ему будет хорошо видно, как падают из его рук те или иные предметы. Дайте малышу несколько предметов разного размера и веса. Пусть он берет из и бросает. Хороши для этого перышки, пластиковые крышки, кубики, шарики для игры в пинг-понг, а также игрушки, которые при падении издают звук. Малыши с удовольствием играют в эту игру.
7. Игры, развивающие навыки самообслуживания
Игра с куклой Предлагаемые упражнения трудны для подрастающих малышей, мак как требуют от них и слушать и действовать одновременно. Однако эта игра хорошо помогает развить такие навыки. Дайте ребенку его любимую куклу (или какую-нибудь тряпичную зверюшку) и попросите его найти те или иные части ее тела. Спрашивайте, где у куклы головка, ушки, ножки, животик и т.д. Пусть он проделывает с куклой ряд характерных действий: причесывает; щекочет животик; умывает лицо; чистит зубы. Ваш малыш в процессе этой игры разовьет не только навыки слухового восприятия, но и те практические повседневные навыки, которые вы прививаете ему.
«Вместе с мишкой» Мишку можно использовать для развития навыков самообслуживания у подрастающего малыша. Поговорите «на равных» с мишкой и собственным ребенком, например, таким образом: «Катя, нравится ли тебе пить из чашки?», «Мишка, нравится ли тебе пить из чашки?» Сделайте вид, что вы поите мишку.
«Подметаем пол» Помогайте своему подрастающему малышу подражать тому, что он видит вокруг себя; это подготовит его к более серьезным играм, которыми вы будете занимать его, когда он станет постарше. Найдите картинки с изображением того, что вы делаете в кухне, – моете тарелки, едите, подметаете, готовите и т.п. Покажите эти картинки ребенку и расскажите о каждой их них. Возьмите одну из картинок и спросите малыша, что на ней изображено. Если у него еще совсем небольшой запас слов, то задайте вопрос таким образом, чтобы малыш мог ответить одним словом. Например: «Это мамочка подметает пол?» После того как вы поговорите, начните выполнять работу, изображенную на картинку: «Теперь мама будет подметать пол». Попросите малыша помочь вам.
«Маленький человечек в темной шахте» Детишки этого возраста обычно не любят надевать и снимать одежду через голову. Возможно, этот стишок сделает эту операцию более приятной. Прежде всего освободите от одежки руки малыша, а затем начинайте приговаривать:
Маленький человечек в темной шахте (Возьмите одежку и приготовьтесь протащить ее через голову.) Киркой работает – тук, тук, тук, (Нежно коснитесь три раза его головки уже через одежку.) Теперь он выходит, теперь он выходит Из темной шахты на свет, на свет. (Отбрасывайте снятую одежку и говорите: «Малютка, привет».)
Потереть капусту на крупной терке, морковь и картофель – на мелкой, перемешать, вбить в овощную смесь яйцо, подсолить, всыпать около 2 ст.л. муки и перемешать еще раз.
Смазать сковороду маслом, разогреть, сформовать из овощного фарша небольшие котлетки, запанировать их в муке.
Сначала обжарить детские овощные котлетки на сильном огне с обеих сторон, затем накрыть сковороду крышкой, потушить котлеты с каждой стороны еще по 10 мин на слабом огне.
Перемешать сметану с пропущенным через пресс чесноком, подавать котлетки с приготовленным соусом.
Уважаемая администрация сайта. В связи с тем, что вы не хотите отвечать на вопросы, я вынуждена писать пост и просить поддержки у других обитателей Babyblog. Большая часть из нас сидит на сайте через мобильный телефон. В связи с этим у нас возникла некая проблема, а именно - РЕКЛАМА! Если раньше она никому не мешала, то сейчас пребывание на сайте стало невозможным. Реклама подгузников Pampers постоянно всплывает при написания поста или комментирование. И это очень мешает!!!!! Мы, мамы, которые всей душой полюбили этот сайт будем вынуждены его покинуть и перейти на более удобный мобильный ресурс. Просим вас, в ближайшее время, исправить эту оплошность и дать нам опять общаться спокойно и без рекламы. Рассчитываю на то, что администрация дорожит своими обитателями и будет только усовершенствовать сайт.
который позволяет лишнии раз порадовать любимых)))) а то в этои суете будней, можно замататся так что забыть о приятных мелочах для любимых)))))
хорошо что есть этот день, а еще он тепло весении, дарит уже весеннее настроение)))))
я очень жду весну))) поэтому собрала такую, наверное даже большую подборку, тепла, любви и улыбок
под катом наидете много идей как украсить дом, какои сюрприз сделать любимым и чем занятся с ребенком, и пара романтических идеи и даже в еде в этот день любовь ярковыражена))))))))))