Сегодня я хочу поделиться с Вами некоторыми своими соображениями по вопросу “денежного” воспитания детей.
Некоторые из нас считают, что когда ребенок с малых лет, еще в школе, пытается подрабатывать, то это формирует в нем правильное отношение к деньгам,не имеет значения , из богатой он семьи или из бедной.Вот несколько примеров воспитания детей относительно денег.
Марина совсем недавно пошла в школу, но уже умеет складывать трехзначные цифры в уме. Мама дает ей 100 рублей в неделю на карманные траты. Эти деньги она может истратить на конфеты либо отложить на куклу о которой мечтает. Кукла стоит 800 рублей, и это значит, что два месяца Марина не сможет баловать себя конфетами и пирожными. Только ведь удержаться не очень то просто.
Лене родители не стали давать деньги за отличные оценки, а давали просто так. Они считали, что прилежно учиться и получать хорошие оценки необходимо не ради денег. Если у ребенка есть деньги, он не выпрашивает покупки в магазинах. Сама Лена говорит, что покупает себе что-нибудь, а также помогает родителям, если им не хватает.
Эти две Хабаровские школьницы записались в кружок народного промысла для того, чтобы научиться росписи по посуде и игрушкам. Игрушки были очень популярны на выставках юных мастеров. Вскоре они сообразили, что на этом можно и заработать. Они стали продавать свои игрушки, зарабатывая за один день торговли по 50 рублей. Это, понятно, немного, но школьницы были очень рады, что теперь могут зарабатывать сами, а не клянчить деньги у родителей. Родители,конечно, также были рады, так как дети узнают цену своего труда.
Еще одним открытием учениц стало то,что они поняли, чтобы дороже продавать, необходимо, чтобы качество их товара становилось все лучше и лучше. Отсюда следует,что материальная выгода может мотивировать детей на творческое развитие.
В данном кружке также обучается школьница Света. Для нее деньги не являются основным стимулом. Заниматься росписью – это удовольствие и работа.Только , теперь юному мастеру трудно решить, кем она хочет стать, когда вырастит – художником или продавцом. Свете нравится, когда на выставках люди с ней советуются, что купить, нравится сам процесс общения с людьми.
Семиклассница Рита уже давно решила, кем станет в будущем. Уже ,почти, два года все свое свободное время она проводит в магазине детских товаров. В магазине своей мамы она своего рода “консультант”-помогает с подбором ассортимента, а также рекомендует покупателям, что лучше. Однако она не забывает делать уроки, прямо в магазине. Рита рассказала, что научиться работать было легко – сначала она наблюдала за другими продавцами, а затем и сама стала советовать покупателям. Первое время ученица не получала никакой зарплаты. Но затем, увидев, как дочка старается, мама решила ее вознаградить. Сначала Рита зарабатывала 100 рублей в день, а теперь ее зарплата выросла уже до 250 рублей.Школьница превосходно разбирается в популярных детских мультиках, книгах, одежде, тем самым помогла бизнесу достичь коммерческого успеха. Мама считает, что детям необходимо знать, каким трудом зарабатывается каждый рубль.
Виктор Мельник, психолог и специалист в области работы с детьми и подростками уверен, что уже с трех лет нужно детям рассказывать, что такое деньги и как они зарабатываются. Рассказывать это необходимо простым и доступным методом. Родители на работе проводят,достаточно много времени, чтобы заработать как можно больше денег и купить детям как можно больше. Здесь очень важно, чтобы ребенок понимал, что только родители принимают решение, на что эти деньги израсходовать. Бывает,что у ребенка возникает вопрос, почему родители тратят деньги на уроки английского языка для него, но не хотят купить новую машинку. Деньги же есть. Здесь нужно пояснить ребенку, что деньги то есть, но только родители могут принимать решение, на что их потратить. Вот когда ребенок сам станет зарабатывать, тогда и будет принимать свои решения.
Ребенку детсадовского возраста тоже достаточно легко пояснить, что такое деньги. Не один ребенок не откажется от предложения поиграть в магазин. Необходимо пояснить просто и доступно, что деньги – это то средство, которое взрослые(и не только) могут обменять на товар. Тут же можно показать, что деньги имеют свойство заканчиваться. И, тогда, он ничего купить не сможет.
Карманные деньги – это достаточно индивидуальный вопрос.После того,когда родители поймут, что ребенок готов ответственно потратить деньги на то, на что они дают, можно начинать давать деньги на карманные расходы. Часто это наступает в районе 4-5 класса. Сумму карманных денег определить будет немного сложнее, так как, сколько бы Вы не дали, ребенок потратит все. Здесь, главное знать, на что именно ребенок собирается истратить деньги,и только после этого выделять определенную сумму.
Необходимо ли давать детям деньги за хорошие оценки? Это достаточно спорный вопрос, зависящий от того, какие цели Вы ставите перед обучением. Если Вы хотите, чтобы ребенок с отличием окончил школу, ВУЗ, и больше к этому вопросу никогда не возвращаться, то материальное вознаграждение допустимо. Когда же Вы хотите, чтобы ребенок учился из-за собственного интереса, то давать деньги за хорошие оценки не следует.
Виктор Мельник также убежден, что не нужно ребенка отправлять на подработку, если семья очень в этом не нуждается, иначе ребенок может решить, что учиться необязательно.
Хотя есть масса примеров того,когда ,даже не окончив школу люди становились очень успешными и обеспеченными-Р.Кийосаки и т.д
А что Вы думаете по этому вопросу?