Всем привет!!!!! 20 апреля едем на диагностику, естественно переживаю, что там будет, как.....ну и вот нашла))) Может кому то пригодится.
Маленький человечек - даже в самом образцовом детдоме - хочет родительской ласки. Папу и маму не заменят самые лучшие педагоги. Ведь потребность в доброте и чуткости нельзя просчитать, как продуктовую корзину. В Новгородской области сегодня число желающих заменить детям-сиротам настоящих родителей постоянно растет. Чтобы не допустить ситуации, когда ребенку в его новой семье плохо, необходимо подобрать ему родителей, подходящих именно ему
Процедура оценки кандидатов в приемные родители в Центре состоит из изучения следующих аспектов:
1. Знакомство с прошлым кандидата, с его детским опытом. Как показывает практика, очень часто неудача устройства связана с тем, что психотравма ребенка вступает в резонанс с психотравмой воспитателя. Например, если воспитателя в детстве жестоко наказывали, помещение в его семью ребенка, перенесшего жестокое обращение, может вызвать иррациональные, непредсказуемые реакции. Это может быть панический страх перед воспоминаниями ребенка о своем прошлом, или сильная ненависть к кровным родителям ребенка, или «жалостливость» и неспособность устанавливать границы, или воспроизведение жестокости своих родителей в ответ на провоцирующее поведение ребенка.
2. Многочисленные исследования, опыт в области воспитания приемных детей, накопленный и в нашей стране и за рубежом, показывает, что успешность воспитания определяется личностными особенностямикандидатов и особенностями мотивов, которые побуждают человека взять ребенка в семью. Педагоги-психологи Центра изучают особенности личности кандидатов в замещающие родители, принимая во внимание, что оптимальными личностными особенностями кандидата в замещающие родители являются:
- Отсутствие агрессивных проявлений.
- Отсутствие эмоциональных отклонений.
- Отсутствие патохарактерологических черт характера.
- Адекватная или несколько завышенная самооценка.
- Личностная зрелость, т.е. способность принимать решения.
- Потребность в достижении успеха, а не стратегия избегания неудач.
- Ответственность, принимаемая на себя.
- Гармоничные отношения в супружеской паре.
Оценивая мотивы, которые побуждают человека взять ребенка в семью, обращается внимание на то, насколько осознанны его мотивы, как соотносятся мотивы «взять ребенка для себя» и «помочь ребенку». Мотивы усыновления или опеки бывают разными. Многим надо просто заполнить пустое гнездо: свои детки из него выпорхнули, а потребность заботиться о ком-то осталась. Другие мечтают о девочке, а в семье рожаются одни мальчики. Третьих привлекает возможность заработка в качестве воспитателя. Но, как бы то ни было, рекомендацию о передаче ребенка на воспитание в Центре могут получить только люди, любящие и понимающие детей.
3. Знание особенностей семьи позволяет подобрать ребенку семью, подходящую с системной точки зрения, то есть такую, в которую он хорошо впишется, и которая будет способна удовлетворить его потребности. С другой стороны, это позволяет предвидеть возможные трудности, например, осложнение отношений между супругами в связи с изменением их семейных ролей, конфликты между поколениями, ревность со стороны других детей и т. д. Сама процедура исследования и оценки семейной системы в какой-то мере является процессом подготовки к устройству ребенка в семью. Отвечая на вопросы, рассказывая им о своей семье, люди задумываются о распределении семейных ролей, о внутрисемейных коалициях, о ситуациях, повторяющихся в их семье из поколения в поколение. Это позволяет им полнее дать себе отчет в мотивах своего решения, предвидеть будущие сложности.
4. Оценка способности выполнения работы по воспитанию. Если воспитание ребенка - это работа, состоящая из выполнения конкретных задач, - значит, принимая решение о способности семьи воспитывать ребенка, нужно искать ответы на вопросы: Что он умеет как воспитатель и чего не умеет? С чем справится и с чем нет? Чему он может научиться? Чем специалисты Центра могут ему помочь? Оцениваются в данном подходе не качества человека, а его компетентность как воспитателя, т.е. сможет ли данный конкретный человек хорошо воспитывать данного конкретного ребенка.
Таким образом, процедура отбора является одновременно процедурой самоотбора со стороны самого кандидата. В ходе оценки способностей кандидата в замещающие родители и семьи в целом к воспитанию приемного ребенка у всех участников процедуры появляется возможность выявить свои сильные стороны и возможности по воспитанию чужого ребенка. Это, в конечном итоге, положительно отражается на результатах: уменьшается число неудачных попыток помещения ребенка на воспитание и число отказов от воспитания.