Сегодня, начиная подвиг Великого поста, начнем же, други наши, решать два главнейших духовных урока: не судить и не соблазнять! А чтобы нам укорениться в спасительном блаженном неосуждении, положить начало этому подвигу с первых же великопостных дней, надо нам учиться видеть, судить и осуждать только самого себя - того единственного человека, которого мы знаем подлинно, всесторонне и глубоко. Вот где суд без милости будет во спасение. Ибо этот единственный суд приведет нас в разум истины. Он дарует нам зрение той пропасти, на краю которой мы стоим и которую изрываем своими грехами, своими долгами Богу и людям, своим осуждением других. И этот наш суд над собой исторгнет из сердца нашего живой спасительный вопль, достигающий неба: "Господи! Помилуй мя Боже, милостив буди мне грешному!" И начнется чудо нашего спасения. Миром, тишиной и любовью утешит Господь наши покаянные души и сердца. По слову же дорогого нам всем старца, преподобного Серафима Саровского: "Стяжи дух мирен, и тысячи спасутся вокруг тебя" - начнется преображение жизни вокруг нас.
Старец Иоанн Крестьянкин
Житейских дел весьма много, и они различны, смотря по тем состояниям и званиям, в которых мы живем.
Все не противные нравственному закону житейские дела, какие нам должно делать по нашему званию и состоянию, — должно признавать делами Божиими, делами, порученными нам от Самого Господа, ибо Бог, как Царь всея земли (см.: Пс 46, 8), установил разные законные звания и состояния, и Он же, а не мы сами, попустил и попускает нам стать в те житейские звания и состояния, в каких все мы находимся.
Без Божией воли или без Божия попущения ничего на свете не бывает. Итак, какие бы ты ни делал дела, все эти дела делай как бы для Самого Бога, и награду за это получишь от Бога. Кто же трудится не для Бога, того труд весьма жалок, ибо награда ему не от Бога, а от себя или от людей. А от себя и от людей какая награда? Земная, временная, ничтожная.
Делая все свои дела для Самого Господа Бога, непременно делай их так, как должно делать дела Божии, то есть делай все свои дела от души, с полною охотою и удовольствием, старательно, не допуская в них никакой медлительности и нерадения, по чистой совести, ибо сказано: «Проклят творяй дело Господне с небрежением» (Иер 48, 10).
Если твои дела идут успешно, то не гордись этим, а особенно — не приписывай успеха в делах своих собственным силам и умению, ибо Сам Господь сказал ученикам Своим: «Без Мене не можете творити ничесоже» (Ин 15, 5).
Если дело, которым тебе должно заниматься, трудно, неприятно, низко, малоуважительно, не ладится, замедляется, требует особенного терпения или ведет тебя к унынию, то не будь малодушен, не ленись, не досадуй, не предавайся гневу, нетерпеливости, ропоту и т.п., а оживляй и укрепляй себя мыслью, что эти труды, которые так тяготят тебя, так неприятны и досадны тебе, продолжатся не вечно. С земною жизнью все они кончатся, а там Господь «воздаст коемуждо по делом его» (Рим 2, 6). При этом поддерживай себя в трудах твоих каким-нибудь назидательным пением, тайною молитвою, размышлением о христианских истинах, рассуждением о делах, которыми мы занимаемся, вообще возвышением сердца к Господу Богу в кратких молитвенных воздыханиях к Нему. Например, весьма полезны следующие воззвания:
— Как беспредельно любит нас Господь!
— Чего Он не делал и не делает для нас?
— Чего Он не дает нам?!
— Боже, как нам должно быть благодарными Тебе!
— Господи, благослови меня! Очисти меня! Освяти меня!
— Только Ты, Господи, так много любишь нас!..
— Ах, если бы все люди узнали, как благ Ты, Господи!
— О, если бы я возлюбил Тебя, Господи, всем моим сердцем!
— Господи, когда я буду вечно хвалить Тебя вместе со всеми святыми?
— Господи! Ты мое прибежище, Ты мое утешение, Ты моя надежда, Ты мое спокойствие. Ты мой свет. Ты моя слава. Ты моя радость. Ты мое блаженство!
Такие и подобные воззвания, если обратятся в навык, во время труда бесценны. Непрерывно держи душу в соединении с Богом, они непрестанно оживляют ее, отгоняют от нее всякое зло, укрепляют ее в добре и весьма благотворно подкрепляют самые телесные силы.
Кто так трудится над совершением своих житейских дел, тот трудится, как и должно трудиться во славу Божию.
Само собою разумеется, что прежде всего должно делать дела важнейшие, не терпящие отлагательства, прежде обдумавши, как лучше сделать их, и что никогда не должно делать дел, несообразных с законом Божиим.
Приступая ко всякому делу, надо прежде всего усердно помолиться Богу о ниспослании Божия благословения на труд наш. Надо прочитать молитву «Перед началом всякого дела», затем хорошо продумать, как лучше сделать начинаемое дело, и тогда только приступать к труду.
После обычных трудов следует обед и отдых. Христианину нужно знать и то, как вести себя во время обеда и во время отдыха после обеда.
Перед обедом и ужином всегда возноси ко Господу Богу усердную молитву; молись также и после обеда, и после ужина. Ибо не кто другой, а Сам Господь доставляет нам пищу и питие. Он же доставляет нашей пище питательную силу для нашего тела, а нашему телу дает способность обращать эту питательную силу пищи нам на здоровье. Не молиться перед обедом и ужином и после оных может только или не понимающий сего, или же отъявленный эгоист.
Стол наш всегда должен быть умеренным. Пища для тела необходима. В необходимой пище не должно отказывать телу, но для соблюдения умеренности всего лучше прекращать употребление пищи в то время, когда позыв на пищу еще не совсем кончился. «Ешь столько, чтобы утолить голод», — говорит святой Иоанн Златоуст. «Воздержно пий, мало яждь, здрав будеши», — говорит другой святитель Божий, Митрофан. Опыт также свидетельствует, что только воздержные живут здраво, долговечно и хорошо.
Весьма неразумно поступают те, которые дозволяют себе пресыщаться пищею весьма питательною, горячительною, неудобоваримою, вкусною, сладкою, ибо пресыщение весьма вредно и для нашего тела и для нашей души. Расстройство желудка, порча крови, разные болезни, преждевременная смерть — суть следствие пресыщения. Невоздержный не способен ни к каким духовным упражнениям: он не может ни молиться, ни размышлять о Божественном. У пресыщенного бог — его чрево и целая бездна нечистых мыслей и пожеланий.
Во время обеда и ужина никогда не говори чего-либо греховного. Это оскорбительно для Бога, Которого дары вкушаешь, и соблазнительно для твоих ближних. Напротив, за обедом всегда должно рассказывать или слушать что-нибудь назидательное или в глубоком молчании, с благоговением принимать пищу. Истинные христиане, преимущественно во время принятия пищи, старались живее вспоминать свою смерть и Страшный Суд. Пустая болтовня — признак людей неразумных и пустых; всегдашняя назидательность — удел людей мудрых.
Кто так употребляет свой обед и ужин, то есть умеренно и с благодарностью Богу, тот поступает, как требует долг, праведно и богоугодно.
После обеда, без сомнения, нужен отдых. Но отдых всегда нужно употреблять как лекарство для восстановления сил душевных и телесных, поэтому отдых не должен быть продолжительным. Во время отдыха всякому должно думать: «Какой отдых в здешней жизни, отдохнем за гробом!»
«Праздность научила многому худому» (Сир 33, 28). «Мерзок пред Господом покой телесный», — говорит святой Варсонофий Великий. Так должно думать всем вставшим из-за стола, поблагодарить Бога и, немного отдохнувши, снова приниматься за дело.
Времени отдыха отнюдь не употребляй, как поступают многие неразумные, на какие-нибудь удовольствия или на какие-нибудь порочные забавы, бесполезные игры. Игра и христианин — две вещи непримиримые. Чтобы во время нужного отдыха не вошли в голову какие-нибудь богопротивные мысли, а в сердце богопротивные желания, христианин, смотря по состоянию своей души, старается питать себя разными духовными размышлениями, и особенно сердечным воззванием ко Господу Богу:
«Господи, как велика Твоя Премудрость и Благость! Всякий день питаешь Ты неисчетное множество живых созданий на земле: людей, птиц, скот, зверей, насекомых, — и все они сыты, никто не умирает с голоду».
Такие размышления и воззвания несравненно скорее восстанавливают наши телесные силы, нежели все другие способы восстановления их. А кроме того, такие размышления и воззвания чрезвычайно укрепляют душу в добре.
***
ссылка
В этом подвижническом усилии особо значительное место занимает пост. Он представляет собой одно ив самых действенных орудий в нашей духовной борьбе. Об этом свидетельствует слово Божие. Это открывается нам из жизни святых. Так верит и учит наша Церковь, воспринимающая пост как одно из своих древнейших и священнейших установлений.
Однако пост, как и другие церковные установления, в особенности в наши дни, находится в опасности потерять свой смысл или стать бесполезным! И, к сожалению, это случается и среди многих из тех христиан, которые ревностно хранят и в точности исполняют установления Церкви.
Итак, одни христиане - или по незнанию, или по небрежности - недооценивают значение поста и не соблюдают его. Другие до какой-то степени хранят его, но делают это формально. У них нет необходимого понятия о его глубинном значении, нет знаний о том, что касается поста и что нужно знать сознательному верующему. Таким образом, соблюдение поста превращается в формальное действие, не имеющее того глубокого смысла, который вложен в него верой и опытом Церкви.
Архимандрит Симеон Куцас
Т.е. благодаря болезни идет очень серьезная переоценка и переосмысление того, как человек жил. Как правило, болезни эти и даются людям именно тогда, когда еще не все надежды потеряны, и можно понять, чем человек живет, что для него главное и что для него радость. Что для него смысл жизни, какой смысл имеет одиночество.
В болезни человек начинает думать о важном и понимать.
А человек, который примирился с болезнью, начинает меняться в сторону совершенно удивительную. Вдруг он начинает понимать, для чего он живет. Оказывается, что самое важное в его жизни было: любовь, дружба, поддержка другого человека, мир, скрытый в другом человеке. А вовсе не то, о чем он думал и ради чего тратил все силы.
И он понимает, что даже если ему дано не очень много времени, он может очень многое успеть. Прежде всего, исправить ошибки. Можно, например, наладить отношения с людьми, с которыми были они не налажены.
http://boleem.com/main/smysl?id=287 - очень интересная статья.
Земля и солнце,
Поля и лес -
Все славят Бога:
Христос воскрес!
В улыбке синих
Живых небес
Все та же радость:
Христос воскрес!
Вражда исчезла,
И страх исчез.
Нет больше злобы -
Христос воскрес!
Как дивны звуки
Святых словес,
В которых слышно:
Христос воскрес!
Земля и солнце,
Поля и лес -
Все славят Бога:
Христос воскрес!
в честь Воздвижения Честного Животворящего Креста Господня г. Вольска
Воцерковление — длительный процесс, который нередко продолжается до конца жизни человека. Но иногда возникает иллюзия, что полное воцерковление произошло сразу же после искреннего обращения к Богу. Такое заблуждение имеет простое объяснение: обретая веру, ощущая впервые в жизни реальное действие Божественной благодати, человек получает такой приток радости, что думает, будто ничего больше не нужно, что он получил все, что можно получить, и на этом успокаивается. Однако останавливаться на этом нельзя. Сам Господь сказал: «блаженнее давать, нежели принимать» (Деян. 20, 35). Необходимо постоянное духовное усовершенствование, неторопливое последовательное упражнение в молитве и добродетели, то, что преподобный Серафим Саровский называл «стяжанием благодати Святого Духа». Иной человек удовлетворяется тем, что получил от Господа, забывая, что он сам для другого должен стать источником такой же любви, такой же радости, милосердия и долготерпения.
Фиктивность поспешного воцерковления легко определяется при помощи Священного Писания. Например, говоря об обретении истинной веры, а это и есть истинное воцерковление, Господь Иисус Христос объясняет: «Кто верует в Меня, у того… из чрева потекут реки воды живой» (Ин. 7, 38). Если же «воцерковленный» человек становится источником «воды мертвой», то это не воцерковление, а иллюзия, самообман и, увы, самое настоящее фарисейство.
Очень ясно о том, каким должен быть воцерковленный человек, пишет апостол Павел: «Плод же духа: любовь, радость, мир, долготерпение, благость, милосердие, вера, кротость, воздержание» (Гал. 5, 23). Очевидно, что если вместо радости в сердце живет только раздражение, вместо любви — осуждение, вместо долготерпения — нетерпимость к любому мнению, кроме своего, вместо кротости — стремление всех построить по своему ранжиру,— от истинного воцерковления такой человек далек. Следует помнить, что женщины отличаются от мужчин не только по физической, но и по духовной природе. Апостол Петр, например, называл женщин «немощнейшим сосудом» (1 Пет. 3, 7), а апостол Павел оставил для женщин особые назидания: «Жена да учится в безмолвии, со всякою покорностью; а учить жене не позволяю, ни властвовать над мужем, но быть в безмолвии» (1 Тим. 2, 11-12).
Печально, что преждевременно и превратно понятое воцерковление стало источником семейных конфликтов. Однако отчаиваться не следует. Не забывайте русскую пословицу: терпение и труд все перетрут. В данном случае подразумевается труд духовный. От мужчин в браке требуется гораздо больше, чем от женщины. Это видно из наставлений того же апостола Павла. В послании к Ефесеням он пишет: «Жены, повинуйтесь своим мужьям, как Господу…Мужья, любите своих жен, как и Христос возлюбил Церковь и предал Себя за нее» (Еф. 5, 22,25). Понятно, что любить куда труднее, чем повиноваться.
Воспринимайте все происходящее в Вашей семье как испытание, необходимое для укрепления Вашей собственной веры, для углубления Вашего собственного воцерковления. Всегда помните слова Священного Писания: «Носите бремена друг друга, и таким образом исполните закон Христов» (Гал. 6, 2).
Мне вспоминается рассказ одной мамы. Ее семилетняя Настя вбежала в комнату в слезах. « Мама, мама, побей меня! Что я наделала! Я забыла убрать куклины туфли! Ксюша (сестричка-ползунок), наверное, проглотила их, ей теперь будут резать животик. Мама, побей меня скорее!» — плакала малышка, не в силах нести тяжесть своего греха. Увы, среди нас, взрослых, так мало плачущих: «Господи! Господи! Я согрешил, побей меня скорее!» — напротив, мы только и ищем, как нам увернуться от заслуженного шлепка. А жаль...
Нередко, получив выговор или пережив какую-то неприятность, мы испытываем облегчение, словно заплатили часть долга. Осознавая свои грехи против ближнего, мы становимся более терпимы друг к другу. Нам легче сдержать свое раздражение и неудовольствие.
Молодые супруги, чтобы избежать подобных войн или семейных интриг, поступят разумно, если не будут «выносить сор из избы», станут избегать жалоб, не будут обнажать недостатки избранника. Всякие же осудительные в отношении мужа или жены речи следует сразу же пресекать, даже если они говорятся любимой мамой или милым отцом.
«Потому оставит человек отца своего и мать свою и прилепится к жене своей; и будут [два] одна плоть» (Быт. 2, 24), — говорит Господь, полагая условием создания брака оставление прежней семьи. Это совсем не значит, что надо бросить своих родителей, перестать с ними общаться, не помогать им, а означает переход в новое, более близкое родство. Если мать и дитя — это первая степень родства, то муж и жена — это нулевая степень родства. Это одно целое. Одна плоть. Для мужа нет человека ближе жены, для жены нет человека ближе, чем муж. «Тайна сия велика» (Еф. 5, 32). Не противостоять этому таинственному единению, противопоставляя одного супруга другому, но,