Многие люди свыкаются со своими недостатками. Это начинается уже в школе: "Я не разбираюсь в математике". В семье ребенок слышит подтверждение этому от одного из родителей: "Это у нас семейное. У меня тоже постоянно были двойки". А дело иногда всего лишь в том, что учитель не сумел предельно просто объяснить математический закон.
Неудачи тоже относятся к приобретенным реакциям. Это наглядно демонстрируют заики. В раннем детском возрасте речевые трудности совершенно нормальны. У большинства детей они проходят, у некоторых этот процесс затягивается. Если в подобном случае самооценка ребенка нарушается, если он начинает отождествлять себя со своими неудачами или ожидает их, то они продолжаются. Если исключить такие приобретенные реакции, например, с помощью гипноза, то выключаются и механизмы, вызывающие нарушения речи. Заика под гипнозом говорит совершенно свободно.
Даже брошенные вскользь и без всякой задней мысли замечания могут вызвать расстройство здоровья.
Больные мысли – больные люди. Хранить в себе отрицательные представления равносильно мучению, причиняемому самому себе, или даже медленному самоубийству.
Линдеман Ханнес