Любить ребёнка - это уметь отделить личность ребёнка от его поступков.
В жизни каждого родителя и его ребенка было благословенное время, когда в отношениях их была любовь, безусловная и глубокая, была близость и соединенность в одно целое, было ощущение мира, и покоя, и счастья, оттого что у тебя есть твой малыш - самый родной и любимый...
Время нашей безусловной любви к ребенку длится до тех пор, пока ребенок не подрастает и не начинает совершать поступки. И вот тут-то и начинается долгий и иногда такой мучительный период воспитания. Потому что теперь, с момента, когда ребенок начинает совершать поступки - есть за что, есть что воспитывать!
Действительно - чего ему было читать нотации, когда он лежал себе и безмятежно сопел в коляске? За что его критиковать и отвергать - когда он еще ничего не делал просто потому, что еще ничего не умел делать?
Но вот он подрос до такой степени, что может что-то делать: что-то взять, что-то разбить, что-то разлить. Мало того, он подрастает до такой степени, что уже не хочет чего-то делать: не хочет есть кашу, которую ему приготовили, не хочет спать, когда родители хотят, чтобы он спал!
Начинается период действий и поступков ребенка - и начинается период воспитания.
Я обращаю ваше внимание на этот простой факт: объектом нашего воспитания, по сути, являются поступки, поведение ребенка. Но парадокс заключается в том. что, воспитывая, мы критикуем, ругаем, отвергаем - ребенка! Мы на ребенка направляем весь свой педагогический пыл, обвиняя его, обзывая его. наказывая его.
Мы делаем плохим и виноватым ребенка, вместо того чтобы просто разбираться с его поступком. Мы навешиваем ярлыки на ребенка, на всю его личность, хотя нам нужно было разбираться с тем действием, которое он совершил.
Ребенок не повесил на место рубашку - и мы называем его неряхой. Его, всего его, его личность мы маркируем этим плохим словом - за то, что он всего-навсего не положил вещь на место.
Ребенок не убрал за собой тарелку или не помыл чашку, и мы называем его бездельником, но он всего-навсего не совершил какие-то действия, какие должен был совершить. И за это непринятие всей личности ребенка!
Не кажется ли вам это перекосом? Почему мы оцениваем личность ребенка, отвергаем ребенка, наказываем ребенка там, где просто должны разбираться с его поступком? Если мы хотим научиться строить новые, уважительные отношения с детьми и формировать яркую и сильную личность, а не воспитывать маленького послушного заморыша, нам нужно сделать еще один шаг в перемене наших убеждений.
Нам нужно отделить ребенка от его поступка, убрать тот знак равенства, который существовует в нашем отношении к ребенку, совершающему плохие, неправильные поступки.
Не осознавая этого, мы считаем, что раз поступок плохой - то, значит, и ребенок плохой!
И это одно из самых больших и трагичных по своим последствиям убеждений!
Маруся Светлова
(с) Подборка статей от Екатерины Кес
Бесплатная книга. «Как воспитать счастливого ребенка - 9 подсказок родителям» от Екатерины Кес:
http://ipsyholog.ru/?utm_medium=affiliate&utm_source=ameellia&aff_medium=display&aff_campaign=babyblog
«Секреты воспитания» - еженедельная бесплатная группа поддержки для родителей от Екатерины Кес:
Регистрация здесь - http://ipsyholog.info/info/sekrety/?utm_medium=affiliate&utm_source=ameellia&aff_medium=display&aff_campaign=babyblog