чем заняться с годовасом?
На параллельном форуме мама задала вопрос, чем заняться с годовасом. Родился ответ, который решила продублировать и здесь, - вдруг кому пригодится) Сразу хочу подчеркнуть, что он вряд ли откроет что-то новое для мам "прокаченных", поэтому строго не судить)))
Небольшая предыстория - с первым ребенком у меня было очень много свободного времени. И каждое утро я просыпалась с настроем: ни минуты, проведенной впустую))) В связи с этим штудировался интернет, покупались пособия и прочее и прочее. Сейчас детей двое, свободного времени меньше, да и отношение к занятиям несколько поменялось - со вторым ребенком в принципе "отпускает". Поэтому то, что описывается ниже, это такой лайт-вариант для тех, кто хочет заниматься со своим ребенком, но не готов на это "жизнь покласть")))
Для наглядности я все разделила на группы (очень грубо). Возраст - от 1 до примерно 1.6:
1) развитие речи. Самое основное в периоде накопления пассивного словарного запаса - проговаривание: что происходит вокруг, называние предметов, объяснение их предназначения, особенно если ребенок чем-то заинтересовался. Чтение коротких стихов, потешек, простых русских народных сказок с демонстрацией движений (Репка, Курочка ряба, Теремок), маленьких рассказов (мы читаем отдельные произведения из "Сказок и картинок" Сутеева). Очень понравился комплекс занятий "Новый ребенок - гений с пеленок" Е.А. Янушко
2) развитие музыкального слуха. Прослушивание музыки (разной;))). Знакомство с доступными музыкальными инструментами (в нашем случае - пианино, металлофон, трещетка, маракас, кастаньета, барабан, дудка). Вообще музыку извлекать можно из чего угодно, что мы и стремимся подчеркнуть: стучим по столу, хлопаем в ладоши ит.п. Яйца киндер сюрприз или любые емкости можно наполнить разными крупами, макаронами - звук, производимый каждой из них, будет разный, и ребенок это обязательно заметит и оценит. В дальнейшем пробуем просить "Играй громче/тише", "Покажи, где самая громкая погремушка", "Какой звук похож на шум дождя, а какой на стук в дверь?" и т.д. В нашем возрасте уже можно знакомиться с логоритмикой Железновых. Первые песенки - "Кукла с кубиком", "Кыш, муха", "Автобус", "Погремушка-музыкальная игрушка". Они предполагают повторение простых движений под музыку, найти можно в интернете по запросу "Музыка с мамой".
3) развитие тактильных ощущений, мелкой моторики. Любые игры с крупами - рисование на манке, пересыпание риса или чечевицы (что не жалко), можно сделать "мини-песочницу" из прямоугольного контейнера для хранения, заполнить ее крупой, а внутри спрятать разные интересности вроде мелких игрушек, камешков, раковин. На улице - это игры в песке. Про пальчиковые краски и пластилин тоже напишу, хотя у нас самих с ними не все гладко: по началу Амалия использует их по назначению, но быстро начинает тянуть в рот. В той же "Школе 7 гномов" и серии "Это может ваш малыш" есть пособия, где нужно "рисовать" пластилином. Это подходит даже таким всеядным деткам, как наша, так как контакт с материалом недолгий, и ребенок не успевает его съесть))) Суть проста: мама скатывает кружочек, а ребенок должен приклеить его, сплюснув пальцем. Позже задание усложняется - необходимо не просто "придавить" кружок, а как бы "размазать" его. Игры с водой я бы тоже отнесла к этой категории. Полезно также просто давать трогать разные фактуры и проговаривать "холодный металл", "нежный мех", "шершавая наждачка" - гыгыггы))) Здесь же - всевозможные каляки-маляки любыми подручными средствами: карандашами, мелом, фломастерами. Наша художница обожает Икеевский мольберт - рисует, потом стирает губкой.
4) развитие крупной моторики. Всевозможные догонялки, пролезалки в тоннель или под доской, подъем по лестнице, игры с мячом (катать, кидать), перешагивание через препятствия. Честно сказать, тут я совсем не эксперт - по большей части обхожусь ресурсами детских площадок и домашней горкой.
5) расширение кругозора и освоение элементарных понятий. Есть три кита - цвет, форма и размер. Цвет мы изучаем опять-таки называнием плюс играми на сортировку. К примеру, я сгребаю несколько кучек разнообразных вещей по цветам, потом смешиваю и сортирую обратно, четко произнося название и цвет предмета (но вскоре, уверена, Амалия это будет делать сама). Ничего специального для этого не нужно - пойдут даже носки))) Форма - у нас через сортеры и рамки-вкладыши. Размер - любые вкладываемые друг в друга предметы: стаканчики, Матрешки, и все-что-угодно, сравнимое по величине) Под расширением кругозора я понимаю знакомство с миром. А мир - это все вокруг (бытовые предметы, животные, растения, части тела - а дальше, кому на что фантазии хватит). Для занятий в этой области мы смотрим книжки, играем со зверюшками, куклами, на iPad развлекаемся приложением Sound touch, воспроизводящим звуки окружающего мира в сопровождении соответствующей картинки. На улице обязательно обращаю внимание на жучков-паучков, животных, птиц. Также сюда можно добавить зачатки ролевой игры и знакомство с повседневными делами - покормить куклу, погладить кошечку, вытереть тряпочкой со стола, выкинуть мусор в ведро, положить вещи в стиральную машину и т.д
Отдельно напишу про интересные на данный момент развивающие игрушки. Возможно, кто-то ищет подарок детю, и эта инфа тоже пригодится.
Доска-стучалка (
икеевские стаканчики (
пирамидка с колечками - колечки можно также использовать для объяснения понятий "большой"-"маленький";
сортер - у нас после Дорика остался вот такой
рамки-вкладыши (из наших "закромов" достала "геометрик" и с игрушками, где под формочкой остается картинка-подсказка) - честно говоря, они, по моим наблюдениям, не очень понятны Малечку, но пробовать все же стоит. К тому же, на первом этапе можно использовать их иначе - просить показать что-либо;
конструктор Mega bloks - соединяет несколько элементов, детали крупные и удобные для малышковых рук;
просто кубики - максимально из 3 штук строила башенку.
С Дорой в этом возрасте у нас прекрасно шел интерактивный щенок, который называет части тела и поет песни, произносит чистоговорки
Вообще игрушки повсюду! Очень редко что-то мастерю специально, поэтому вопрос, чем занять ребенка, зачастую решается так: "на 10 вермишелек и 2 тарелки - перекладывай" (тренировка "пинцетного" захвата, координации движений) или "вот тебе пластиковые контейнеры - из них можно строить пирамиды, делать вагоны поезда и вкладывать друг в друга". А сколько "игрушек" Амалия находит сама!!!
П.с.: еще с Дорой я познакомилась с большинством популярных сейчас систем воспитания и поняла, что в чистом виде нам ничего не подходит - что-то - из-за разницы приоритетов - моих и автора, что-то - из-за темперамента, что-то просто разочаровало после изучения подводных камней. Тематические недели, которых сейчас полно в интернете, для себя рассматриваю как источник отдельных идей и не практикую целиком, так как предпочитаю импровизацию))) Наша методика простая: есть время - позанимались тем, что в данный момент под рукой. В любом случае, все занятия направлены на одно и то же, каждый выбирает удобную ему форму. Даже если времени чуть-чуть - лучше делать понемногу, чем не делать вообще)
и всем привет от главной героини)))