Пестушки.
Нужно
- Ритмичная, с четким произнесением звуков и слогов и с утрированным протягиванием гласных звуков речь мамы или бабушки.
- Действия мамы – поглаживание ручек и ножек малыша, массаж, покачивание ребенка – которые дают новые тактильные ощущения младенцу.
В пестушках в отличие от потешек нет активных действий самого ребенка. В них ребенок только «принимает» то, что «дает» ему мама.
Что же дают пестушки малышу?
1.Эмоциональный диалог с мамой.
Мамин голос знаком ребенку с периода внутриутробного развития. Современные исследования свидетельствуют, что совсем крохотные малыши отличают голос мамы от голосов других людей и разнообразных звуков. При этом именно голос мамы вызывает у них максимальную активность – зрительную, слуховую, двигательную. Поэтому очень важно, чтобы пестушки произносил не голос диктора с аудиодиска, а голос мамы. И маму для ребенка не заменит никто!
Ведя в пестушках диалог с малышом с первых дней его жизни, мама закладывает предпосылки для полноценного развития речи и речевого общения. Кроме того, она налаживает эмоциональный контакт с ребенком, от которого будет зависеть, насколько быстро и успешно будет развиваться малыш.
2.Развитие движений у ребенка, обогащение двигательного опыта малыша и его тактильного опыта.
Пестушки сопровождаются движениями тела младенца, массажем. Эти тактильные ощущения очень важны для развития младенца! Чем более они разнообразны, тем лучше развивается ребенок!
3.В пестушках мама говорит с малышом именно таким языком, который им наиболее хорошо воспринимается ребенком и который стимулирует развитие речи малыша:
- Мама тянет гласные звуки, и ребенок начинает выделять их из речевого потока: «Потягуууууууууунюшки, порастууууууууунюшки», «Ай – да – дааааааа! Ай – да – даааааааа!» Фактически этот способ говорения с ребенком говорит малыша к его собственным первым попыткам речевой активности – гулению, гуканью, лепету, стимулирует его вслушивать в речь взрослых, а затем и повторять за мамой звуки и слоги. Следующим этапом таких диалогов будет уже перекличка, когда мама тянет звук или слог, а малыш его будет повторять. А потом мама прислушается к звукам, которые говорит малыш и тоже станет их повторять за ним.
Вот как это было раньше – вспоминает Карпова Нина Леонтьевна (Лешуконский район Архангельской области):
«Маленький ребенок не говорит, а все понимает. Он глазками показывает, смотрит внимательно и слушает, и все-все понимает. И с ним разговариваешь: «дай-дай-дай! Ба-ба, ба-ба, ба-ба, ба-ба! Ма-ма, мА-ма, мА-ма! Па-па-па-па-па-па!» — чтоб он эти слова уже мог выговариать. Он уже умишком смекает, он уж начинает: «Ба, ба, ба,ба…». А разговаривать с ребенком не будешь, так он, конечно, долго не будет говорить».
- Речь мамы в пестушках ритмична. А ведь как легко дети запоминают ритмичные стихи и песенки! (и не только на родном, но и на других языках)
- Слоги и звуки в пестушках часто повторяются, что опять же помогает малышу вслушиваться в них и быстро запоминать.
- В пестушках можно менять интонацию речи: то вопрос, то ответ, то сердито, то ласково, то весело, то низким голосом, то высоким. Именно тон, тембр, интонацию ребенок в первую очередь выделяет из речевого потока.
4.В пестушках мама «программирует» счастливое будущее малыша, проговаривая это вслух, настраивает себя на то, что жизнь ребенка сложится удачно и желает этого своему сыну или дочке. Это тоже очень важный психологический момент.
Как же наши бабушки и прабабушки, наши предки использовали пестушки? Как они пестовали малышей?
Пестушка для умывания.
Умывая младенца, приговаривали:
«Свята-Божья водичка,
Умой Боре личико:
Чтоб глазки блестели,
Чтоб щечки краснели,
Чтоб смеялся роток,
Чтоб кусался зубок!
Чтобы у Бори головка была кругленькая-кругленькая!
Как с гуся вода, так и с Бори вся худоба!
Чтоб ты жил и никогда не хворал!
Расти большой и будь умнОй!»
Пестушки для купания.
Произнося слова пестушек, малыша гладили по спинке, по животику, вдоль ручек и ножек, по головке, лили на него водичку.
1.Вспоминает Болдина Татьяна Иосифовна (р. 1926 г.), Белгородская область:
«Ну вот, давай купаться, детка. Сейчас я тебя буду купать. Ну-ка давай ручки растянем, ножки вот так выпрямим. Давай водичкой тебя польем, будет тебе тепло, хорошо. Вот такая у нас будешь большая, красивая, такая румяная, щёчки как булочки – вот такая пригожая. Ну, давай, внученька, давай, Танечка. Вот умница какая. Лежит послушно… Какая разумница у меня, глядит глазками весело. Посидела в лоточке, а теперь мы тебя чистой водой обмоем. Вот так:
С гоголя вода,
с гоголихи – вода,
А с рабы Божьей Танечки –
вся тягота!
Водичка – под полОк,
А Танечка – на полОк.
Водичка – ниже.
А Танечка – выше!
Вот послушница! Помылась, давай убираться».
2.Когда младенца мыли в бане (Архангельская область), то всегда приговаривали. Сначала положат малыша на колени и начинают ручку с ножкой сводить и так разминают: «Ручки-грабУльки! Ножки – ходУльки!». Потом малыша растирали, говоря: «Моется, парится, спать собирается – на сон, на покой, на счастье, на здравие, ему спать по ночам, расти по часам». А когда обливали из ковшика, то говорили: « С гоголя вода, с лебедя вода, а с тебя вся худоба! На сон, на здоровье, на велику Божью милость, на родительскую радость! Отойди, вся боль и скорбь, в темную ночь!»
Пестушки для гимнастики и массажа младенца.
1.Когда малыш лежит на спине, его надо взять за ножки (за щиколотки) и в ритм пестушки стучать ножку об ножку:
Скок, скок, скок.
Побежали на мосток.
Побежали на мосток.
Потеряли сапожок.
2.Делаем ручками ребенка движения «как машут крыльями уточки». После этого кладем ручки на головку малышу.
Кши, кши, сороки!
Кши, кши, белобоки-
Полетели, полетели,
Ване на головку сели!
Сели, посидели,
Песенки попели
И дальше полетели!
Гуси прилетели,
На головку сели.
Сели,посидели.
Песенки запели.
И опять полетели!
3.Сажаем ребенка на колени и качаем, словно он едет по кочкам. Затем колени раздвигаем и ребенок «падает в ямку» (придерживая за ручки, сбрасываем вниз малыша)
По коч-кам, по коч-кам,
По маленьким вершоч-кам.
В ямку – бууууууух!
А там петух!
Мы ехали, мы ехали
За грецкими орехами
По кочкам, по кочкам,
По маленьким пенечкам.
В ямку – бууууууух!
4.Постукиваем своими пальцами по пяточками младенца в ритм словам пестушки:
Кую-кую-ножку!
Поеду в дорожку!
Куй, куй, чеботок!
Подай, Ваня, молоток!
5.Легонько крутим голову ребенка то направо, то налево и приговариваем слова пестушки:
Кудели, кудели.
Кудели, кудели.
На печи сидели.
Куда Таню (имя ребенка) дели?
Кудели, кудели,
Головушкой вертели!
Кудели, кудели
Пряли две недели!
6. Разводим медленно ручки малыша в стороны, потом перекрещиваем на груди:
«Тяяяяниииии хоооолстыыыы! Тяяяяниииии хоооолстыыыыыы! Тяяниии, потяяяягивай! Поперек поклаааадывай!»
7.Двигаем ножки ребенка к себе и от себя, когда он лежит на спинке (можно делать движение «велосипед»)
Дери-дери-дёрка!
Едет Егорка!
На серенькой лошадке,
В новой шапке.
С бородой. С усами!
Дери-дери-ногами!
8.Когда малыш учится переворачиваться со спины на бок и на живот, то делают упражнение «Каты-покаты». Малыш лежит на спинке. Его легко покатывают-поворачивают с боку на бок то в одну, то в другую сторону.
«Каааааты-покааааты. Женихи богаааты! Каааты-катышооок! Андрей – женишооооок!»
9. Постукиваем по спинке ребенка и говорим:
-
Что в горбу?
- Денежки.
- Кто наклал?
- Дедушка.
- Чем черпал?
- Ковшичком.
- Дай-ка мне! Дай-ка мне!
10. Упражнение с первых дней малыша. Мама гладит ребенка по бокам от подмышек до пяточек, затем гладит ножки, ручки и поглаживает головку. В ответ на это младенец рефлекторно потягивается, распрямляет ножки и ручки. Говорим пестушку, гладя малыша и протягивая гласные звуки.
Потягууууууунюшки. Порастууууууунюшки!
А в ножки – ходууууунюшки. А в ручки – хватуууууууунюшки!
А в роток – говороооооооок! А в головку – разумоооооооок!»
Тяги-тяги-потягууууушеньки!
На Катюшу порастуууууушеньки!
Расти, доченька,здороооооовая!
Как яблонька садооооовая!
11. В пестушке «Мешу тесто» очень ласково и осторожно «переваливаем» голову малыша с ладони на ладонь.
Мешу, мешу тесто!
Есть в печи место!
Пеку, пеку, каравай!
Головоньку валяй, валяй!
12.В следующей пестушке ручки ребенка двигают к себе и от себя.
Трататаааа! Трататааааа!
Пожалуйте решетаааа!
Мучки посейте, пирожки затейте!
Ай-тпруки-тпруки-тпруки!
Я насеяла муки!
Замесила пироги!
На пшеничных дрожжах!
Не удержишь на вожжах!
Тпрушечки-потрушечки.
Испекли ватрушечки!
Ватрушечки-колобушечки!
Нашему Андрюшечке!
13. В такт пестушке легонько стучат то ладошкой, то локотком малыша по столу:
Ай-тукиии-тукиии-тукиии.
Застучали молоткиииии!
Застучали молоткиииии!
Заиграли в локотки!
Тук-тук-ло-ко-ток!
Скоро Машеньке годок!
14. Когда малыш лежит на спинке и гулит, то наклоняются над ним так, чтобы он сосредоточил взгляд на мамином лице и говорят четко, протягивая гласные (приговаривая, гладят малыша):
Гули-гули-гулёёёёёночек!
Гули-гули-голубёёёёночек!
Пой, пой, хорооооошенький!
Хорошенький. Пригоооооженький!
Чтоб был здоровёёёшенький!
15. Когда малыш лежит на спинке, гладят его животик по часовой стрелке и приговаривают:
Хорошеньким хорошок!
Пригоженьким пригожок!
Стройненьким стройняшок!
Родненьким родняшок!
Ой ты мой, сыночек – пшеничный колосочек!
Лазоревый цветочек, сиреневый цветочек!
16. Когда младенец лежит на спине, «переступают» его ногами по кроватке:
Эх, топни, нога!
Топни, правенькая!
Как Катюша хороша-
Наша маленькая!
Топ-топ-топ, топ-топ-топ!
Всем мамам, бабушкам, педагогам очень советую познакомиться с книгами Ботяковой О.Ю. «Мамин массаж с потешками» и Науменко Г.М. «Народная мудрость и знания о ребенке». В них Вы найдете много пестушек для детей раннего возраста.
Приговорки, пестушки, потешки были тесно связаны с традициями и обычаями русского народа. На первом году жизни ребенка такими знаменательными событиями были первый зуб и первый шаг.
Когда взрослые видели у малыша первый зуб, то они говорили:
Расти-расти, зубок.
Твердый как дубок!
И обязательно покупали подарок, чтобы зубки росли крепкими. Во Владимирской области кто первый увидел зубок, тот покупал любой беленький материал на рубашечку для младенца. В Архангельской области тот, кто первый ощупал первый зубок, дарил поясок для рубахи. Пекли пирог под названием «зубок», а гости приносили пряники, калачи, пироги. В Вологодской области на первый зубок покупали серебряную ложечку.
А вот как стимулировали малыша к первому шагу. Вспоминает Справцева Харитина Ивановна (р. 1912 г) Брянская область:
«Когда ребенок впервые встает на ножки, говоришь:
Ай, дыбочки-дыбОк,
Скоро мальчику годок!
Вставай-ка дыбок,
Достанешь потолок.
Вставай и повыше,
Достанешь до крыши!
И зовешь его к себе, чтобы он пошел: «Ну-ка дыбоньки, ходи, дыбоньки! Ну-ка ножками дыбоньки! Ну давай, миленький, хорошенький, пригоженький!» И целуешь его тогда, и милуешь, и ласкаешь, и вкусненькое ему даешь. Это как он тольлко чуть ступнёт. И обязательно купляешь обновку ему, обновку-обувку какую-то на ножки там, чтобы становился на ножки и бегал по дорожке».
А девочке говорили по-другому. Вспоминает Болдина Татьяна Иосифовна, Белгородская область (р.1926):
«Ну-ка, Танечка. Встала. Давай постоим на ножках. Ну-ка дыбкИ-дыбкИ-дыбкИ! Можешь стоять дыбки. Потом ножкой переступать. Как будем ходить? Давай пробуй, пробуй. Раз, два…ой-ой-ой, упала! Ну ничего. Ну-ка вставай! Обратно дыбочки. Ой. Умница. Ну, какая умница! Скоро будешь бегать у нас:
«Ай. дыбОк, дыбОк, дыбОк.
Завтра Танечке годок!
Купим Танечке платок!
Во всю голову цветок!»
Когда малыш начинал ходить, то его первые шаги сопровождали действием «снятия пут», чтобы дать малышу возможность «ходить шибко и скоро». Для этого взрослые делали между детскими ножками движение, имитирующее разрезание, отчего действие и называлось «путы резать». Также делали и в тех случаях, когда младенец долго не начинал ходить.