Массаж для детей.
/Руководство для любящих родителей/
Массаж способствует физическому и умственному развитию ребёнка, формированию устойчивой нервной и эндокринной систем, эмоциональному равновесию.
Он приводит к снижению уровня гормонов «стресса», что в результате повышает иммунитет, улучшает сон ребёнка.
Кроме того, это ещё один способ улучшить эмоциональный и психологический контакт с вашим ребёнком, который доставит вам обоим немало радости.
· Расслабьтесь сами.
Ваше тело напряжено? Где именно? Вы дышите глубоко и полной грудью? Вы обязаны снять умственное напряжение, прежде чем обратиться к процедуре массажа.
· Контролируемое дыхание животом.
Можно выполнять это упражнение, если вас ожидает какая-нибудь стрессовая ситуация, если ваш ребёнок довёл вас до белого каления. Это упражнение успокоит вас непосредственно перед процедурой массажа, и вы сможете сосредоточиться на одном – на своей ЛЮБВИ К РЕБЁНКУ.
1. Сядьте, где хотите, выпрямите по возможности спину. Глаза могут быть как открыты, так и закрыты. Сделайте глубокий выдох, полностью освободив лёгкие.
2. Теперь сделайте медленный вдох через нос на счёт «4»(«раз –и -два- и -три -и- четыре »).
3. Медленно освободите лёгкие в том же ритме («раз – и — два- и -три -и- четыре »).
4. Повторяйте вдохи и выдохи в течении трёх минут, следя по часам.
· Расслабляющее прикосновение.
Едва ли не самое лучшее, чему мать может научить своего ребёнка, — это умение расслабляться. Привлеките внимание малыша к определённому участку тела, покажите, как расслабить его, а затем, если малыш справился с уроком, закрепите свой опыт похвалой.
Например, вы начинаете массировать ножку, а она напряжена. Мягким движением поместите ножку между руками и нежно сожмите ладонями. Ваши ладони совершенно расслаблены. Теперь легко потрясите ножку, повторяя ласковым голосом: «Расслабься». Как только вы почувствуете, что мышцы хоть немножко расслабились, откликнитесь на это и похвалите ребёнка. С другими частями тела всё то же самое: для того чтобы добиться расслабления, используйте мягкое вращение, потряхивание, обхват, а добившись, похвалите.
· «Отдыхающие руки»
Согрейте руки и просто положите их на тельце ребёнка – на ножки, на животик на грудку, ручки, спинку. Сознательно расслабьте тело, дышите в замедленном ритме.
Попросите разрешения начать!
Во время массажа все ваши движения должны выражать вашу любовь к ребёнку. Ваши глаза, улыбка, голос – всё это для малыша составные процедуры массажа. Пристально смотрите на малыша, наполнитесь любовью, которая ему предназначена. Расслабьтесь и начинайте массаж с мягкого прикосновения к коже ребёнка.
Массируем ножки и стопы.
1. «Отдыхающие руки» / Просто положите их на ножки ребёнка. Затем начинайте медленно поглаживать ножки./
На кисоньку потягушеньки
На деточку порастушеньки.
2. «Кую ножку» /Легонько пошлёпывают по подошвам ножек/
Токи — токи –тошки,
Кую – кую ножки.
Ножки у Антошки едут по дорожке,
Дорожка кривая, ни конца ни края,
Лужи по колено,
Лошадь охрамела.
Топ-топ-топ-топ,
Приехали!
3. «Индийская дойка» /Проведём приём который напоминает доение на ножке, обхватывая её поочерёдно обеими руками. Движение руки завершается на бедре перед коленом, затем на голени, заканчивая на щиколотке, где рука задерживается мягко сжимая щиколотку./.
Тра-та-та, тра-та-та,
Поймал дедушка кота,
А бабушка кошку
За левую ножку!
Ай на-ри-на-ри-на-на,
Ри-да-ду, да ри-да-да!
4. Сжатие и кручение /Держите ножку указательными и большими пальцами — эта часть рук направлена вверх по ходу движения. Руки располагаются одна над другой, обхватываем ножку как можно плотнее. Мягко вращаем руки в противоположные стороны. На колене не проводится кручение/.
Ножки вы ножки,
Куда вы бежите?
-Пробегу по бору,
Тебе ягод наберу,
Чёрну чернику,
Аллу землянику
5. Большой палец /Большим пальцем одной руки вы проходите от пятки к пальчикам ступни, затем повторяете тоже большим пальцем другой руки/
Скрип, скрип скрипачёк
Купим новый башмачок
Кошке Машке /Сожмём и повращаем поочерёдно каждый пальчик/
Коту Никалашке
Свинке Ниниле
Кабану Говриле
Утке Анютке
Селезню Васютке. /Мягко надавливаем на стопу под пальчиками/
6. Зажатие большим пальцем /Пройтись лёгким нажимом обоими большими пальцами по всей ступне/.
Ножки, ножки,
Бегите по дорожке,
Нарвите горошку.
7. Тыльная сторона стопы /Передвигаем большие пальцы один за другим по тыльной стороне /по подъёму/ стопы в направлении щиколотки/.
Тяни холсты на покроечку,
Тяни холсты на рубашечку.
8. Кружение вокруг щиколотки /Большие пальцы совершают мелкие круговые движения малого радиуса вокруг щиколотки. Затем вращаем стопой в одну и другую стороны/.
Та – та – та, та- та- та,
Вышла кошка за кота;
Кот ходит по лавочке,
Водит кошку за лапочки.
Топы -топы по лавочке,
Цапы- цапы за лапочки.
9. «Шведская дойка» /Проведём приём напоминающий доение, на ножке от щиколотки до бедра, придерживая щиколотку одной рукой, а другой двигаясь сначала по внешней стороне ножки, затем по внутренней стороне. Помните, что вы не должны поднимать тело ребёнка.
Идёт петушок,
Красный гребешок,
Хвост узорами,
Сапоги со шпорами,
Двойная бородка,
Частая походка.
Рано утром он встаёт,
Красны песенки поёт.
10. Вращение /Вращаем ножку, поместив её между ладоней и продвигаясь от бедра к щиколотке. Большинству детей нравится этот приём. /.
Мешу, мешу тесто,
Есть в печи место,
Пеку, пеку каравай,
Переваливай, валяй!
11. Расслабление ягодиц./Обе руки совершают мелкие вращательные движения. Завершается приём поглаживанием ножек от бедра до стоп с лёгким потряхиванием/.
Валяй, валяй каравай,
Пришёл к Дуне пономарь.
-Давай, Дуня, тесто,
Мы приставим к месту.
Шувыль, шувыль –
В печку на лопаточке!
12. Соединение /Скользящим движением переместим обе руки по ножкам от ягодиц к стопам. Это движение как бы соединяет туловище с ножками, и вы даёте понять ребёнку, что переходите к массажу других частей тела/.
Тяги, тяги, потягушеньки,
На Машу порастушеньки!
Расти, доченька, здоровая,
Как яблонька садовая!
Потягушки, потягушки
У нашего Андрюшки,
Вдоль долгушки,
Поперёк толстушки!