Почему дети не хотят учиться - 4.
Однажды, когда я ещё была учителем в обычной общеобразовательных школе, мой сын, на мои претензии по оценкам, сказал - да кому они нужны, эти пятёрки? Только тебе.
Он очень мудрый, мой ребёнок. Только тогда я ещё работала в Системе ( так я называю нашу общеобразовательную систему), была молодой и неопытной мамой, и воспринимала нежелание учиться на пятёрки как саботаж.
На самом деле, отличные оценки абсолютно не значат, что ребёнок будет счастлив, что в будущем найдёт себя.
Когда принятие в семье, способность решать нестандартные задачи, умение рационально использовать свое время, напротив, будет сильным подспорьем во взрослой жизни.
Приехали, скажут читатели. Оказывается, что и учиться не надо!
Надо. Даже очень. Только не делать из этого цель жизни, и не посвещать все свободное время учёбе. И не пытаться удовлетворить свои амбиции за счёт ребёнка. "Мой ребёнок должен быть только отличником!" - однажды услышала я. "Почему?" - "Ну, как же! Это же Мой ребёнок!" Мама вовсе не сошла с ума, она просто очень боится быть плохой мамой. Точнее, боится, что окружающие так подумают.
А беспокоиться нужно не об окружающих, пусть они себе думают, что хотят. А о своём ребенке, который явно не тянет на отличника, по крайней мере, на данный момент, и живёт в постоянном стрессе.
Одна мама привела мне девочку на занятия. Ей только - только должно было исполниться 6 лет, милая кудрявая девчушка.
Мама объяснила, что "у них" (слияние мамы и ребёнка, после года это местоимение для обозначения ребёнка уже не используется) много проблем. Ребёнок логопедический, раньше хорошо читал, сейчас уже всё забыл, много, очень много занимается, ходит на дополнительные занятия...
При обследовании ребёнка особых отклонений выявлено не было. Приличный словарный запас, хорошая слуховая память, концентрация внимания выше среднего для его возраста.
Да, читает "неважно", но для почтишестилетки - прилично, буквы все знает, не путает. Научиться хорошо читать при таком раскладе - дело времени, причём, небольшого.
Но мама на стрессе, переживает. "У нас проблемы!"
- У ребёнка нет проблем, - объясняю маме. - Есть некоторые вполне себе решаемые задачи.
Но я маму понимаю. Ведь наводят на неё панику и воспитатели в саду, и на подготовке к школе. И вон, соседский ребёнок в таком же возрасте читает бегло...
Другая моя ученица пришла, не зная букв и путая цифры. У неё была отличная база - с ней занимались развивающими играми. Но когда мама привела её на собеседование к первому классу, ей сказали - "Ай-яй-яй! Как это - ребёнок вообще не читает! Что она в школе делать будет!" Чем ввели маму в ступор - она думала, что как раз учиться читать ребёнок будет в школе. Но ей пояснили, что нет, и мама в панике стала думать, что же делать, и нашла меня. Букварь мы с девочкой прошли просто семимильными шагами, в школу она пошла уже с плавным слоговым чтением. Но маму мне все время приходилось успокаивать "У вас нет проблем! Есть задачи, они все решаемые!"
- Но, как же! В школе сказали, что есть!...
Рекомендации: уберите из своего лексикона слово ПРОБЛЕМЫ вообще. Совсем. Из всех сфер жизни. Это я вам как мама в прошлом "проблемного" ребёнка говорю.)
Слово" проблемы" заменяем словом" задачи" и планомерно решаем их.
Не поддавайтесь панике, как бы её на вас не пытались навести люди, работающие в Системе. Я тоже работала там, знаю, о чем говорю. Навести панику - это часть их обязанностей, и они сами этому не рады.
Снижайте значимость отметок. Не надо придавать им большого значения. Когда мой второй ребёнок, отличник, получил тройку, старший сын радовался :
-Ну вот! Значит, живая). А то как в эжд не посмотришь - одни пятёрки, чистый робот!
Наладьте контакт с учителями. Попросите сообщить их о "тревожных звоночках" (если ребенок уже занимается уроками самостоятельно): о невыполнении домашних заданий, необычном для него поведении, "съехал" ребёнок на самом деле, или это случайная неудачная оценка.
Кстати, если вы будете спокойными, и у учителей не получится" наводить на вас панику", общаться с вами они будут очень адекватно, и обращаться за помощью по реально весомым поводам.
Если ребенок ещё мал или уже постарше, но вы только на пути к самостоятельности, смягчайте контроль. Не ругайте за плохую оценку, а постарайтесь выяснить её причину. К примеру, один ученик имел двойку по английскому только потому, что боялся разговаривать. Мама отвела его в разговорный английский клуб, и через месяц проблема была решена.
В общем, как говорит Лабковский : оценка это не так важно, как отношения с ребёнком.
Могу ещё перефразировать Германику - школа уйдёт, а вы с ребёнком останетесь.)
Детям и так достаточно источников стресса. И без вас найдутся охотники рассказать ему о его "проблемах". Но, благодаря вам, он будет знать, что проблем у него нет, а есть задачи, которые он успешно решит.