Отзыв о книге Анны Быковой о детском саде - есть над чем задуматься
Анна Быкова («ленивая мама» если кто не в курсе) и ее книга «Мой ребенок с удовольствием ходит в детский сад» открыли сад для меня с совершенно неожиданной стороны.
Эта книга в сочетании с теорией привязанности и курсом Екатерины Кес о подготовке к легкой адаптации в саду (про курс отдельный пост будет) дают исчерпывающие ответы о том, что делать с ребенком после 2 лет, что такое сад для ребенка, для мамы, для воспитателя, и вообще сад - это хорошо или плохо, нужно или не обязательно и что делать, если возникли трудности у ребенка или в голове у родителей.
Книга не большая, а размышлений мнооого. По сути, в ней изложен опыт и лайфхаки автора как воспитателя гос.сада и детского психолога. Читается легко, с первых страниц книга захватывает и понимаешь, что в руках не просто педагогическая теория, а история реального человека с историями из жизни и важными выводами для мам.
Мои главные инсайты:
1. «Садик - это место, куда просто НАДО ходить, если родителям НАДО ходить на работу». (с) Другими словами детский сад - это такая же услуга, как развивашки или плавание. Пользоваться ей или нет - каждая семья решает сама. В России нет закона, обязывающего детей посещать сад в отличие от школы.
2. Ребенок ходит не в детский сад, для него это абстрактное понятие. Он ходит к воспитателю Оксане Анатольевне, как в нашем случае - человеку, который заменяет ему маму (аж мурашки, но это так...). Отсюда следует, что и у родителей, и у ребенка отношения с воспитателем должны сложиться близкие, честные, доверительные, а не формальные.
3. Не всем детям подходит такой сценарий организации времени как сад. Есть дети готовые с первой недели остаться на весь день в группе, а есть дети с низкими адаптационными способностями и сильнейшей привязанностью к своим взрослым. Им сад навредит. Но и они адаптируются, правда, через 2-3, а то и 6 месяцев мучений. Другими словами, пока не созреют психически. Из этих соображений стоит следить за ребенком и его готовностью, зрелостью остаться без мамы.
4. Самое тяжелое для меня осознание - адаптация не что иное, как сильный кризис, когда сердцу больно, страшно, тревожно. А проходит она, когда ребенок принимает внутреннее решение: «Ок, меня регулярно оставляют здесь, а потом забирают. Давай-ка посмотрим, чем интересным тут можно заняться пока я жду, когда за мной придут».
5. Родители сколько угодно могут быть выше «предрассудков общества», но отправляя ребенка в сад нужно понимать, что придется обеспечить ему полное соответствие всем шаблонам и традициям, иначе к ребенку сформируется предвзятое отношение и он станет изгоем, просто потому что слишком мал, чтобы отстаивать родительские представления о жизни.
Книга полна интересных историй: иногда смешных и нелепых случаев, а иногда таких, от которых комок в горле, их я запомнила навсегда.
Еще описаны очень диагностические и корректирующие приемы, которые родители могут использовать сами для того, чтобы узнать "как обстоят дела в саду" в представлении ребенка. Мы уже попрактиковали))
Я осталась очень довольна чтением и потраченными 336 рублями.
Советую всем, кто готовится к саду, у кого проблемы в саду и обязательно тем, кто считает сад сущим злом и райским добром.