Татьяна
10 лет
Развиваем моторику.
РАЗВИТИЕ МЕЛКОЙ МОТОРИКИ.
Развитию мелкой моторики сейчас уделяется много внимания, и это очень хорошо. Так как успехи в учебе ребенка напрямую зависят от того, как хорошо он умеет владеть пальчиками, держать в руку кисть, ручку, брать маленькие предметы.
Ведь часто бывает, что шестилетнему ребенку, который знает множество стихов, умеет читать, мама сама шнурует ботинки или застегивает пуговицы. Все это говорит о том, что заниматься развитием мелкой моторики никогда не рано и не поздно. Тогда успехи Вашего ребенка будут заметны.
К примеру, можно поиграть с прищепками! С прищепками можно придумать множество игр, причем все они будет интересны как годовалому малышу, так и трехлетнему ребенку, проверено! Такие игры очень полезны для развития мелкой моторики ребенка, способствуют развитию речи, учат хорошо владеть маленькими пальчиками, массируют пальчики ребенка, развивают фантазию, учат ребенка мышлению.
Вот для примера несколько игр, в которые мы с удовольствием играем!
Для них потребуются:
Прищепки, желательно выбрать разноцветные, и удобные для малыша, если они будут слишком тугие, есть вероятность того, что игра не вызовет интереса, та как ребенок просто не сможет одеть прищепку..
Солнышко.
Для солнышка нужно из цветного картона вырезать круг, любого диаметра, но не слишком маленький. Для того, чтобы играть было интересней, нарисуйте с обеих сторон личико солнышку - с одной стороны грустное, с другой - счастливое.
Далее расскажите малышу : Смотри какое солнышко у нас грустное, нужно его развеселить, чтобы оно улыбалось. Давай повесим на него лучики!»
Если ребенок маленький, покажите как нужно цеплять на солнышко лучики, помогите. В конце предложите ребенку снять лучики и уложить солнышко спать.
Ежик.
Из того же цветного картона вырезаем фигуру ежика. Нарисуем глазки носик. Предложите ребенку одеть ежика, пусть одевает-раздевает его
Веревочка.
На уровне груди ребенка протяните толстую веревку и приготовьте несколько платочков, носочков и т.д. и покажите, как мама вешает вещи сушиться. Ребенку наверняка понравится повторять за мамой. К тому же это весело.
Найди прищепку.
Очень интересная забава. На одежду ребенка цепляются прищепки, пусть он попробует их отыскать. Таким же образом можно учить цвета. Пусть найдет прищепку определенного цвета. Если детки постарше, мы, к примеру устроили небольшое соревнование, деткам с закрытыми глазами цепляются прищепки (одинаковое количество), а они на скорость их ищут и снимают, причем нужно не срывать их с одежды, а снимать пальчиками.
Змейка.
Возьмите прищепки одного цвета, можно и разные, и цепляйте одну за другой, таким образом, чтобы получилась змейка.
Елочка.
Из картона вырезаем треугольник, предлагаем одеть елочку. Пусть это будут прищепки одного цвета, если ребенок плохо различает цвета, тогда лучше его усвоит.
Также можно сходить «на рыбалку». Если у вас есть дома магнит, или детская удочка с магнитом, то ею можно ловить прищепки.
Можно одевать прищепки на разные поверхности, кружки, миски, коробки и .т.д.
УЧИМСЯ РИСОВАТЬ
Многие дети очень любят рисовать. Но как быть, если малыш еще маленький и рисовать не умеет? Существует множество приемов, с помощью которых можно создавать оригинальные работы и поделки для детей, даже не имея никаких художественных навыков. И вы, и ваш ребенок получит от таких занятий не только удовольствие. В этих играх он познакомится с цветом, свойствами красок, у него разовьётся художественный вкус и пространственное воображение, фантазия и трудолюбие. А ещё проникнется уважением к родителям, которые умеют делать такие вещи! Вот игры с красками, которые привлекут интерес к рисованию и помогут в развитии малыша. Данные игры могут применяться с детьми различного возраста: от полугода !
"Невиданные следы"
( подходит для самых маленьких деток)
В небольшую и неглубокую коробочку постелите чистый лист бумаги. Горсть фасоли густо обмакните в гуашь и выложите в коробку. Все это делается в присутствии малыша, чтобы он мог наблюдать за процессом. Далее начинайте активно шевелить коробкой, чтобы фасолины в свободном порядке перемещались по дну и оставляли "невиданные следы". Потом можно придумать сказку или историю о том, чьи это следы.
"Дорога"
Наверняка в доме найдутся пара колесиков от машинки. И если они будут разных размеров - будет еще интереснее.
В небольшую емкость налейте немного гуаши, опустите колесико и покатайте туда-сюда, чтобы краска закрепилась на нем. Потом аккуратно поставьте колесо на лист бумаги и возите в разных направлениях. Делать это можите и вы сами и ваш малыш. Если использовать разные цвета, размеры колес - будет необыкновенный узор, созданный руками ребенка!!
"Пятна"
Достаточно небольшое количество краски нанести на лист, а потом свернуть его пополам краской внуть. Аккуратно развернув, вы увидите необычное и симметричное изображение, которое обязательно будет на что-то похоже
Примакивание.
Примакивание - это такой способ рисования красками. Берем кисточку, набираем на неё краску (лучше гуашь) и плашмя прикладываем к бумаге. Получается ровный красивый отпечаток. Что можно изобразить таким способом?
Вот некоторые темы: Орешки - Прочитайте с малышу стихотворение "Белочка"
Орешки, орешки у белки на тележке.
Всем она их раздаёт.
-Вот тебе, лисичка,
Это двум синичкам,
Вот зайчику, вот мишке,
Да позовите мышку,
Пусть бежит скорее к нам,
Я и ей орешков дам.
Нарисуйте или наклейте вырезанных зверюшек , которым белочка будет раздавать орешки . Предложите ребенку побыть белочкой и изобразить орешки приемом " примакивание " , в лапках животных или в мисках.
Принцесса(нарядное платье)
. - Нарисуйте или обведите по контуру кукол в пышных платьях. Рассмотрите, какие бывают узоры на тканях. Покажите ребенку, как можно украсить платье приемом "примакивание". Это могут быть цветы, полосочки, звёздочки. Не забудьте нарисовать принцессе украшения - серьги, бусы.
Так же можно сделать красивую скатерть, ковер. Только здесь задание усложняется. Нужно нанести узор по краям - сделать кайму, стараясь, чтобы он получился симметричным.
Цветы
- сначала кончиком кисти делаем серединку цветка, а затем вокруг нее по кругу "примакиваем" лепестки. Также делаем и листочки.
Деревья
Нарисуйте ствол и ветки и предложите ребенку сделать разноцветные листочки.
Птицы
Используя кисти разных размеров и разную краску, можно изобразить птичку. Самой толстой кистью делаем туловище, кистью поменьше - крылья. Той же кистью делаем хвостик - три - четыре примакивания. Головку и лапки делаем обычным способом.
Рыбки
Толстой кистью делаем туловище. Маленькой кистью плавники. А вот хвостики рыбкам можно сделать как угодно. Это может быть и длинный пышный хвост, как у золотой рыбки и короткий, прямой, и длинный. Рассмотрите с малышом картинки или лучше живых рыбок. Обратите внимание на то, какие бывают разные рыбки.
Выбери цвет
. Малышам даются трафареты с изображением различных предметов. Их задача - определить, какими цветами эти предметы могут быть окрашены (солнышко - желтое, елка - зеленая, цветок - красный, белый, синий, шапочка и т.д.). Затем закрашивается краской лист бумаги по размеру трафарета и трафарет наклеивают на закрашенный лист.
Коробочка для подарка
Возьмите пакет из-под молока или другую коробку. Лучше предварительно обклеить её белой или другой бумагой светлых тонов. Предложите ребенку сделать красивую коробочку для подарка (стаканчик для карандашей). Хорошо заранее рассмотреть с ребенком такие коробки, шкатулки, обратить внимание на узоры. Для такой работы необязательно пользоваться кисточкой. Можно наносить узоры в виде цветов и ватной палочкой. Не забудьте выполненную вместе с ребенком работу использовать по назначению.
Дорожки
На листе бумаги или картона в разных углах нарисуйте (или приклейте вырезанные из бумаги) домики и зверюшек. Предложите ребенку нарисовать разноцветные дорожки к каждому домику, чтобы зверюшки не заблудились. Помните, что кистью по бумаги надо рисовать сверху вниз!
Солнышко.
Сделайте на бумаге круг желтой или оранжевой гуашью (не жалейте краски) и предложите малышу палочкой для чистки ушей провести от круга лучики в разные стороны.
Ёжик.
Нарисуйте гуашью ёжика и вместе с малышом с помощью зубочисток или спичек нарисуйте ему иголки. Елка с шариками и огоньками. Нарисуйте елку. отдельно разведите гуашь разных цветов и с помощью ушных палочек нарисуйте разноцветные шары и огоньки.
Волшебные кляксы.
Вам понадобится гуашь, толстая кисть и бумага (лучше 1/2 или 1/4 листа). Согните лист бумаги пополам и разверните снова. На одной половине попросите ребёнка поставить несколько жирных клякс, мазков или завитков. Теперь согните лист снова пополам и плотно прижмите ладонью. Осторожно разверните лист. Вы увидите причудливый узор. Подумайте вместе с ребёнком, на что это похоже? Можно подрисовать фломастером какие-то детали.
Варианты: можно нарисовать на половинке листа какую-нибудь фигуру - овал, треугольник и т.д; можно рисовать несколькими цветами. Попробуйте все способы.
Картинка с двух сторон.
Вам понадобится картонный лист, широкая кисть, скрепки, цветные карандаши. Сначала надо закрасить любой краской лист картона (подойдет старая картонная папка). Сразу же, пока краска не высохла, положите сверху лист обычной белой бумаги (лучше писчей). Прикрепите бумагу скрепками и пусть ребёнок нарисует что-то цветным карандашом на белом листе. Если хотите, можете использовать раскраску, но рисунок должен быть простым - какой-нибудь предмет. Когда рисунок будет закончен, открепите и снимите бумагу. Смотрите, что получилось - на той стороне, что была прижата к папке, получилась цветная картинка с выпуклым, как бы оттиснутым рисунком.
Возьмите густую не разведенную водой краску (лучше использовать акриловую или гуашь) и нарисуйте цветное пятно. Кусочком картона или вязальным крючком процарапайте линии. А можно вырезать картон зубчиками и процарапать в краске гребешочки. Крючком процарапайте разные завитки. Краем картона выдавите линии крест-накрест. Сделайте отпечатки колпачком фломастера. После того как ребенок освоит эту технику, можно приступать к созданию картины. Для этого на нескольких листах бумаги нанесите краску разных цветов и разными способами процарапайте поверхность. Теперь собирайте композицию. Например, из кусочка с гребешками вырежьте водоем, из завитушек - небо с облаками, из чешуйчатой поверхности сделайте змейку и так далее. Вырезанные элементы наклейте на чистый лист бумаги.
Очень интересными получаются рисунки из точек. Для этого воспользуйтесь обыкновенной палочкой для чистки ушей. Для каждого цвета вам понадобится отдельная палочка.
С помощью этой техники прекрасно получаются цветы сирени или мимозы. Проведите линии-веточки фломастером. А гроздья цветов уже делайте палочками. Но это уже высший пилотаж! Не меньшее удовольствие принесет ребенку и рисование более простых вещей - цветочки и ягодки (стебельки можно нарисовать фломастером). А можно вырезать из бумаги платье (платок, скатерть, варежки) и украсить орнаментом из точек.
Прекрасные работы можно сделать, используя отпечаток пальца. Для этой работы подойдут раскраски из книжек - мишки, зайчики, цыплята, в общем что-то пушистое. Только одно условие - рисунки должны быть крупными, без мелких деталей. Макайте пальчик в краску (неразведённую гуашь или полусухую акварель) и прикладывайте к рисунку. Хорошо ещё смешивать несколько цветов и оттенков. Например, сначала прикладываете желтую краску, а потом коричневую или оранжевую, получается пушисто!
Техника разбрызгивания.
На цветную бумагу наложите трафарет. Это могут быть различные цветы, силуэты домов, деревьев. В баночке из-под йогурта жидко разведите краску. В краску опустите зубную щетку и проведите линейкой по щетине щетки в направлении к себе, разбрызгивая краску вокруг силуэта. Старайтесь, чтобы весь фон был покрыт крапинками. Снимите трафарет и дорисуйте детали на "незапятнанной" части рисунка. Можно так же использовать в качестве трафаретов листья деревьев.
Отпечатки.
Для этой игры вам понадобится гуашь, бумажная салфетка, плотная бумага, предметы, которые могут оставить след какой-нибудь геометрической формы. Например, квадратный кубик, катушка от ниток, коробочки от духов, овальная щётка. Разведите гуашь на палитре. Готовая краска по густоте должна быть похожа на сметану. Сначала можно просто потренироваться и посмотреть какие отпечатки остаются от разных предметов. Сначала бумажную салфетку нужно положить прямо на краску. Салфетка впитает излишки краски и печатать будет легче. Затем прижимайте различные предметы сначала к салфетке, а затем к бумаге. Правда, здорово? А теперь попробуйте изобразить что-нибудь по принципу конструирования из разных деталей.. Например, машину (катушка - колёса, кубики - кузов и окно); замок волшебницы, животных и.т.д.
ИГРЫ С КРЫШКАМИ.
Рамки-вкладыши
Простейшую рамку-вкладыш можно сделать, используя крышки и толстый (лучше гофрированный) картон или коврик от компьютерной «мышки».
- на листе толстого картона (или на компьютерном коврике) расположите крышки в нужном вам порядке и обведите контуры
- вырежьте отверстия
- наклейте полученную основу на лист картона соответствующего размера
Рамка готова!
Развивающая панель «Бутылочные горлышки»
Возьмите несколько пластиковых бутылок с горлышками разного диаметра.
- верхняя часть бутылки (высотой 3-5 см.) отрезается, разрезается на полоски, полоски отгибаются в разные стороны
- на листе плотного картона делаются отверстия в соответствии с диаметром горлышек
- бутылочные горлышки вставляются таким образом, чтобы отогнутые «лепестки» располагались снизу, а на лицевой части были непосредственно горлышки бутылок
- второй лист картона приклеивается снизу, чтобы горлышки не вращались
Развивающая панель готова!
Коробки-сортеры
На изготовление самого первого сортера для малыша вы затратите минимум времени. Вам понадобится пластмассовая емкость с крышкой. Подойдет любая банка, контейнер или ведерко: от майонеза, мороженого, печенья, кофе пр.
В крышке аккуратно проделайте отверстие.
Детям очень нравится кидать в коробку металлические крышечки от баночного детского питания, они весело звенят при падении. Научите малыша самостоятельно открывать банку, доставать крышки и закрывать обратно. Полчаса свободного времени вам гарантировано.
РАЗВИВАЮЩИЕ ИГРЫ ИЗ ПОДРУЧНЫХ СРЕДСТВ.
Меня всегда выручали пакеты
из-под сока. Из них всегда можно придумать какую-нибудь развлекалочку для
крохи. Например, возьмите такой пакет и разрежьте его на дне, а на двух
противоположных стенках прорежьте ножом щели. Проденьте в них неширокую
атласную ленту или тесьму длиной 20-30 см. На ее концы привяжите средней
величины пуговицы (или какие найдете). Малыш будет стараться вытянуть
пуговки с одной стороны, возвращая другую на место. Такая игра развивает
ручки ребенка и его мышление.
Есть еще одна замечательная
игра, для которой подойдет пустая обувная коробка. Возьмите такую коробку
и проделайте в ее дне шесть круглых дырочек. Вставьте изнутри коробки
небольшие кусочки ткани различной фактуры, ленточки, мех, шелестящую
бумагу и плотно закройте коробку.
Малышу будет очень интересно выдергивать все это богатство! Но для этого
ему сначала надо постараться ухватить эти предметы своими пальчиками, а
это не так-то просто. Чтобы интерес к игре у малыша не пропал - чаще
меняйте содержимое коробки. Игра знакомит ребенка с новыми тактильными
ощущениями и хорошо развивает мелкую моторику.
Возьмите плоскую
одноразовую тарелочку и на ее дно налепите тонким слоем пластилин.
Насыпьте гречку, горох или макароны (на ваш выбор, можно и сочетать) и
хорошенько вдавите их в пластилин. Малыш с большим удовольствием будет
отковыривать крупинки и макарошки. Эта отличная тренировка маленьких
пальчиков. Игра непременно должна проводиться под чутким наблюдением
взрослых!
Возьмите веревочку,
ленточку или тесьму длиной один метр. На некотором расстоянии друг от
друга привяжите к ней несколько игрушек, погремушек, сойдут и разноцветные
прищепки, кусочки шелестящей бумаги и других безопасных для маленького
ребенка предметов. Затем эту гирлянду необходимо спрятать в кастрюлю,
оставив «хвостик» тесьмы (примерно 15 см) свободно свисать на пол. Предложите
малышу потянуть за веревочку и посмотреть, что будет. Кроха с интересом
выполнит задание и придет в восторг от пойманного «улова».
На полу в детской
расставьте небольшие пластмассовые миски. Под них положите что-нибудь
интересное: небольшие игрушки, детали от конструктора, крупные пуговицы.
Самое главное - постоянно их менять. Малыш будет постоянно проверять, что
там спрятано на этот раз? Такая игра подогревает познавательный интерес и
помогает закрепить навыки ползания.
НУ И КОНЧНО ЖЕ - ПУГОВИЦЫ.
Какая замечательная вещь - старая бабушкина коробка с пуговицами! Предложите вниманию ребенка пуговицы разной фактуры и размера и цвета. Во время такой забавы у малыша будет развиваться не только мелкая моторика, но и закрепятся знания формы, цвета и размера.
Высыпьте перед ребенком горку самых разных пуговиц. Пусть они будут маленькие и большие, плоские и выпуклые, с ножкой и с отверстиями, золотистые и перламутровые, разных форм и узоров. Чем разнообразнее будут пуговицы, тем интересней будет играть малышу. Рассматривайте вместе с малышом пуговицы, но не забывайте рассказывать, какого цвета пуговица, какого она размера (большая-маленькая), посчитайте, сколько дырочек в пуговице (две или четыре) и т.д.
Единственное «НО» - ребенок не должен тянуть пуговицы в рот или засовывать в нос.
1. Возьмите одну пуговицу, покажите малышу, а потом зажмите ее в своей руке и спросите «В какой руке у меня пуговица?». Пусть ребенок угадает, где спрятана пуговка.
2. Подготовьте (или лучше сшейте) красивый мешочек и насыпьте туда много разных пуговиц, пусть ребенок достает из «волшебного» мешочка по одной пуговице. Можно усложнить задачу для деток постарше: пусть ребенок расскажет, какого цвета и размера он достал пуговицу.
3. Попросите разложить пуговицы по цветам: синие в одну сторону, зеленые в другую, красные в третью. Или же дайте ребенку две маленькие коробочки: в одну коробочку он будет собирать большие пуговицы в одну коробочку, маленькие - в другую.
4. С определенной закономерностью выложите пуговицы в ряд, например: синяя-белая-синяя-белая. Предложите ребенку продолжить закономерность (для детей 5-6 лет).
5. Складывайте пуговицы в стопочки, соревнуйтесь с малышом, чья стопочка будет выше (для детей 3-4 лет).
6. А когда ребенок немного подрастет можно научить его пришивать пуговицы.
7. Разложите пуговицы по кучкам: одна - пуговицы с двумя дырочками, вторая - пуговицы - с четырьмя дырочками, третья - пуговицы с хвостиком.
8. Играйте, сравнивая гладкие и шершавые пуговицы, металлические и пластмассовые.
9. Если ваш малыш уже знаком с цифрами, то вам подойдет следующая игра: нарисуйте различные цифры, пусть ребенок на против каждой выложит такое же количество пуговиц.
10. Рисуем пуговицами картины.
11. Играем с машинками. Так как наш сын любит играть с машинками, то мы выкладываем из пуговиц дорожку, по которой машина должна ехать. В кузов грузим пуговицы и перевозим «из пункта А в пункт Б».
Игра «Забавная змейка»
Для этой игры понадобятся пуговицы с крупными дырочками и шнурок. Предложите крохе нанизать пуговички на шнурок. Важно, чтобы, нанизывая, ребенок почувствовал пальчиками различие фактур, - таким образом, будут стимулироваться тактильные рецепторы. А меленькие модницы смогут оценить по достоинству такой браслет из пуговиц.
Игра «Больше - меньше»
Для этой игры подойдет прозрачный пластмассовый контейнер с крышкой и пуговицы разного размера. Сделайте в банке три отверстия: маленькую, среднюю и большую. Покажите малышу, как бросать маленькую пуговицу в маленькое отверстие, среднюю в среднее, большую в большое. Для деток до 2 лет достаточно двух отверстий. Эта игра научит ребенка различать предметы по размеру.
Пуговичная мозаика
Выкладывая из пуговиц узоры или фигуры, ребенок невольно овладевает счетом. Такое развлечение превращается в полезное занятие! Но самое интересное то, что пуговицы можно сгрести в кучу, пересыпать из руки в руку, насыпать в стакан и погреметь как погремушкой.
Игры с пуговицами отлично развивают:
мелкую моторику и тактильное восприятие;
зрительно-моторную координацию;
точность движений и внимание;
математическое мышление (ребенок учиться классифицировать, различать предметы по размеру, считать);