Пожалуйста
Как и все нормальные родители, мы хотим, чтобы наши дети были хорошо воспитаны.
И с некоторых пор «здравствуйте», «до свидания», «спасибо» и «пожалуйста» вполне вошли в обиход.
Конечно, как и во всем остальном, действуем без фанатизма.
Но девчонки и сами видят, как эти слова работают.
Например, одно дело просто пойти мимо комнаты консьержки, а другое – притормозить и громко, хором, с чувством и расстановкой поздороваться. В первом случае – просто улыбка при виде дочек, во втором – «Ой, какие же вы, девочки… (далее следует длинный набор дифирамбов)». Про бабушек на лавочке я вообще молчу…
Но недавно стал замечать элементы педагогики внутри. В смысле между собой. Прибегает, к примеру, Лизуньчик. Весь в слезах и расстроенных чувствах. Громогласно так прибегает.
- Папа! А Вика мне не дает игрушку!
Недоуменно смотрю на Викушку. У той на лице – ну ни капли раскаяния. Более того – некая уверенность в собственной правоте.
- Викась! Ты чего это сестренку обижаешь, до слез доводишь?
- Папочка! Но она не сказала «пожалуйста»!
И все. Крыть мне совершенно нечем. Перевожу недоуменный взгляд на младшую.
- Лизуньчик! Ты чего, правда что ли?
Та не верит своей удаче. Глаза моментально высыхают. Подходит в сестренке.
- Вика, дай, пожалуйста!
Деваться некуда и желанная игрушка очень чинно и почти даже торжественно перекочевывает в Лизины руки. И всем хорошо! Лиза с игрушкой, Вика – с чувством выполненного долга.
Я вот только пока для себя не уяснил – что это. Желание хоть на несколько мгновений, но отсрочить расставание? Но тут речь идет именно о мгновениях. Хотя вижу, как порой не хочется отдавать. Или некое педагогическое начало? Дескать, меня учат – и мне кого-то научить охота.
Лично мне этот вариант нравится больше. Причем, речь не идет о ситуациях, когда вмешательство родителя неизбежно. Не раз и не два подобные «разборки» заканчивались полюбовно без апелляции ко мне или Кате. Произношением все того же «пожалуйста». Тут поневоле поверишь в волшебную силу слова :)