О наших занятиях. Или где найти силы и время работающей маме.
Развивающие игры и занятия от 3 до 4 летКак совместить работу, детский сад и занятия с ребенком? Как найти на занятия силы и время? - очень часто мне задают эти вопросы в комментариях и сообщениях.
Хочу поделиться с вами нашим опытом.

1. Когда заниматься? В те дни, когда Катюша ходит в детский сад, заниматься мы можем (естественно) только вечером. Я забираю ее домой примерно в 17-00, и у нас есть на занятия около часа до ужина (ужинаем мы вместе с папой, а он приходит с работы ближе к 19-00) и час после ужина.
2. Я всегда продумываю, что мы будем делать вечером, стараюсь разнообразить занятия. В течение недели у нас обязательно есть дни математики, моторики, изучения окружающей среды, развития памяти и внимания, музыки, творчества. Я подбираю книги, пособия, готовые альбомы, печатаю задания и составляю примерный план занятия днем, до того, как Катюша приходит из сада.
3. Где брать материалы? У меня большой архив разных тематических и развивающих материалов для распечатки, которые собирались не один год в разных источниках. Все встречающиеся мне интересные материалы я сразу сохраняю на диск. А потом пользуюсь: печатаю то, что мне понадобилось.
4. Как мотивировать ребенка на занятие? Честно говоря, у нас нет такой проблемы. С Катюшей я стала заниматься ежедневно с её года, поэтому такое времяпровождение не является для нее чем-то неординарным или неинтересным. Дочка всегда рада играм вместе со мной и любит их.
5. Чем полезным можно заняться, если мама приболела, плохо себя чувствует, очень устала и не может ни подготовить материалы, ни активно участвовать в играх, ни убирать после игр с песком, сыпучестями или водой?
Сначала расскажу о покупных играх.
1. Самое простое и очевидное - это готовые пособия, альбомы и другие печатные издания развивающими заданиями. Их сейчас огромное множество, на любой вкус и кошелёк, от
Но даже тут есть некоторые секреты. Если Вы хотите, чтобы ребенок выполнял упражнения именно САМОСТОЯТЕЛЬНО, пособия должны быть, во-первых, по силам, а во-вторых, сами задачи (вернее правила их решения) должны быть хорошо знакомы малышу. Т.е. если предлагаете лабиринты, то ребенок без ваших подсказок должен знать, только взглянув на страничку, что ему нужно будет проложить путь от стрелочки до звёздочки, не пересекая границ дорожек.
Не давайте заведомо сложные задания, с которыми ребенок (возможно) не справится и через пару минут попросит помощи. К примеру, если ему 4 года, лучше выбрать пособие с маркировкой "3-4", чем "4-5".
2. Наклейки - выбирайте хорошего качества, чтобы ребенку не составляло трудностей их отклеивать. И позаботьтесь о тематическом поле (фоновом рисунке), куда эти самые наклейки нужно поместить - иногда такие поля есть в комплекте с наклейками.
3. Мозаика - классическая, магнитная, напольная, или любая игра, в которой нужно выложить из каких-нибудь материалов рисунок по образцу. Например, танграм или геоборд.
4. Лото, мемори, другие настольные игры для одного игрока. Чаще всего логические, от простеньких карточек "Кто где живет?" или "Кто что ест?" до "Застенчивого кролика" и "Цветового кода".
5. Пазлы, раскраски - для любителей таких занятий.
6. Поделки, аппликации - выбирайте несложные, чтобы ребенок мог сам и вырезать, и сложить все детали.
7. Ролевые игры - попросите ребенка приготовить обед для игрушек, вылечить их, поселить в домики, расставить машинки или солдатиков, соорудить зоопарк или лес.
8. Конструкторы - Лего, Банчемс, Магформерс, деревянные кубики, железная дорога и прочее, что больше нравится.
9. Рисование - попросите нарисовать картину, открытку для папы или бабушки. Задайте тему или это будет свободное творчество. Предложите готовую репродукцию, чтобы её перерисовать.
А если без покупных пособий/игр?
1.Развитие памяти - учим стихи, песенки, скороговорки, считалки.
2.Развитие речи - сочиняем сказку: по очереди придумываем по одному предложению, чтобы получилась связная история.
3.Развитие фонематического слуха
*называем первую/последнюю букву озвученного слова;
*ищем определенную букву в словах;
*называем слова на определенную букву (можно в заданной тематике).
4.Развитие скорости реакции - "Съедобное -несъедобное": бросаем ребенку мячик, произнося название какого-либо предмета. Если он съедобный - мяч нужно поймать, если нет - отбить. Можно задать и любой другой критерий.
5.Развитие логического мышления: просим ребенка назвать обобщённо группу предметов (например, стол, кровать, шкаф - это мебель; или клубника, малина, голубика - это ягоды).
6. Развитие речи - обсуждаем или пересказываем любую сказку, историю из книги.
7.Развитие воображения - задаем вопросы по типу "Что бы ты сделал, если бы..." был самым сильным, началось землетрясение, сломался дверной замок и т.д. Обсуждаем, предлагаем варианты.8.Развитие системного мышления - найдите объяснения событиям, как обычные, так и сказочно-невероятные: Почему появилась лужа? Почему завял цветок? Почему не видно на небе солнца? и т.д.
И самое главное правило - пусть ребенок займется тем, что ему действительно нравится и интересно. Просто задайте направление деятельности или предложите несколько игр на выбор. Искренняя заинтересованность малыша - это залог не только успешного развивающего эффекта от выполнения заданий, но и хорошего настроения мамы, которая сможет в это время спокойно отдохнуть или заняться своими делами.
Пришлось от всего отказаться. С осени начнем опять ходить. Катюша мечтает на танцы вернуться. А я хочу к логопеду ее поводить, для постановки проблемных звуков. После логопеда, думаю, что-то еще подключим, скорее всего английский