Каждая эффективная мама должна знать периоды максимальной эффективности (простите за тавтологию) своего ребёнка при освоении тех или иных навыков. Если ребёнок
🔺отказывается играть с теми игрушками, которые вы старательно выбирали по рекомендациям в соц.сетях;
🔺крушит очередную "сенсорную коробочку";
🔺устраивает истерики во время или после "обучения", то вы делаете что-то не то🙈 и необходимо ознакомиться с понятием и особенностями сенситивных периодов. ✍
Сенситивными периодами называют периоды особой восприимчивости детей к тем или иным способам, видам деятельности; к способам эмоционального реагирования, поведения вообще и пр. - вплоть до того, что каждая черта характера наиболее интенсивно развивается на основе некоторого внутреннего импульса и в течение некоторого узкого промежутка времени.
Характеристики периодов: ▫️Периоды универсальны, т.е. возникают в ходе развития всех детей, независимо от расы, национальности, темпов развития, геополитических, культурных различий и т.д. ▫️ Периоды индивидуальны, если речь заходит о времени их возникновения и длительности у конкретного ребенка. ▫️Человеку никогда более не удается так легко овладеть некоторым знанием, так радостно научиться чему-либо, как в соответствующий сенситивный период. ▫️Периоды длятся определенное время и проходят безвозвратно - независимо от того, удалось ли ребенку полностью воспользоваться их условиями для развития каких-либо своих способностей. ▫️Протекание каждого сенситивного периода характеризуется: ▪️более или менее медленным началом, которое заметить довольно трудно, если не предполагать возможность его наступления; ▪️этапом наибольшей интенсивности (пиком), который наблюдать наиболее просто; ▪️более или менее медленным (пологим) спадом интенсивности. ▫️Даже самая эффективная мама извне не может повлиять на время возникновения и длительность сенситивных периодов.
Какие же бывают сенситивные периоды? В настоящее время их выделяют от трех (язык, порядок и движение) до одиннадцати (включая творческие и математические способности), несколько различаются и временные границы периодов, что абсолютно понятно, ведь ВСЕ ДЕТИ РАЗНЫЕ. Длительность сенситивных периодов примерно одинакова для всех детей, однако границы могут быть сдвинуты в ту ли иную сторону на несколько месяцев (но не лет😉). Даже при одновременном прохождении периодов у разных детей могут отличаться наивысшие их точки. Однако основная мысль М. Монтессори, которую необходимо постоянно иметь в виду: если детям приходится делать что-то вне рамок соответствующего сенситивного периода, т.е. под принуждением (учиться читать, писать и пр.),то к результату они приходят позже или не приходят совсем.