Об этикете
Материал для занятий с детьмиДелаю выборку книг для детей о правилах поведения, этикете и истории этикета.
Приходит осознание того, что этикет-это рамки, границы. А мне хочется помочь детям наоборот стать свободными.

И тут крепко задумалась над этой мыслью. Ведь правила этикета учать что можно делать в обществе,а что нет, что прилично,а что некрасиво. Свбода ли это? Или все же теже рамки , но просто более красиво оформленные?
А что значит свобода? Пришел на ум анекдот про ребенка, который лупил ногами по коленям рядом сидящей бабушки, а мама ребенка на замечание утихомирить ребенка ответила "мы воспитываем его свободным,что хочет-то и делает" и тогда слышавший этот диалог парень наклеил жевательную резинку на лоб мамочки со словами "меня тоже так воспитывали".
И тут же вспомнились слова Бакунина "Свобода одного человека заканчивается там,где начинается свобода другого".
А это важно. На мой взгляд, наравне с воспитанием свободной воли человека, свободного мышления,должно быть и воспитание, пробуждение в ребенке эмпатии-чувства другого человека. Общество может быть здоровее и комфортнее только когда состоит из людей одинаково уважающих и себя и других, только такое общество может работать на созидание.
"«Тем не менее, - пишет Соллогуб - он был истинный аристократ, потому что жил только для науки, для искусства, для пользы и для друзей, т. е. для всех порядочных и интеллигентных людей, с которыми встречался.»" -цитата из книги "Как воспитывали русского дворянина". Здесь у меня встал другой вопрос " а что делал аристократ для себя и нормально ли воспитывать только для другого?" :-) Но это уже другой вопрос. Первая мысль после прочтения этой фразы аристократ=наука=искусство ,а это те вещи, которые, как мне кажется, способствуют эволюции и души и общества.
Так что ,да, этикету быть! )