Г. Померанц "Дьявол начинается с пены на губах ангела, идущего в бой за святое и правое дело."
Ролик "О смысле страдания" - http://shrew.livejournal.com/16511.html#cutid1
Григорий Померанц. Философ-эссеист, культуролог, критик, мемуарист. Родился в Вильнюсе в 1918 году, живет в Москве. Окончил Институт истории, философии и литературы (1940); не был допущен в аспирантуру из-за "антимарксистского" доклада о Достоевском. Участник войны, доброволец Красной армии, дважды ранен, награжден. После войны подвергался преследованиям за нестандартный образ мысли. В 1949 году арестован и осужден за "антисоветскую агитацию", провел в лагерях 4 года, освобожден по амнистии в 1953 году, реабилитирован в 1956 году. Работал преподавателем Тульского педагогического института, в тресте Союзэнергомонтаж, киоскером "Союзпечати", учителем в сельской школе. Библиографом, высказывая критическое отношение к закрашенной идеологией действительности в машинописных текстах, подхваченных самиздатом; писал о Достоевском. Печатал статьи по культурологии в советских научных журналах (есть переводы на английский и французский языки) и философские эссе в зарубежье. С 1976 года по 1988 год имя Померанца было запрещено упоминать в советской прессе. В 1984 году "предупрежден об ответственности по ст. 190" (за "клевету на советскую действительность"). Публиковаться на родине Померанц стал позже почти всех запрещенных в СССР авторов.Молчать не надо В 20 лет Померанца взволновала тема бездны в стихах Тютчева. Вместе с Паскалем он пережил страх перед бесконечным, а вместе с Толстым - "арзамасский ужас". Отсюда началось его духовное развитие, его путь и неиссякаемая любовь к русской литературе. В бездну можно провалиться, но над бездной можно и полететь. Тема открытости бездне связана у Померанца прежде всего с Достоевским, которому он посвятил книгу с таким названием. Всегда находились люди, глубоко ему симпатизирующие, но он никогда ни в какие компании не вписывался, поэтому так и не имеет ученых степеней. Померанц даже не был допущен в аспирантуру из-за "антимарксистского" доклада о Достоевском. А его диссертация была уничтожена, как не имеющий ценности "документ не относящийся к делу". Задумываясь о классической проблеме личности в истории (что мы можем?), он пришел к мысли, что никакое слово втуне не пропадает, поэтому молчать не нужно. В 1965 г. в Институте Философии АН он сделал доклад "О роли нравственного облика личности в жизни исторического коллектива". По сути, это была речь против реабилитации Сталина со многими историческими параллелями. Это оказалось возможным благодаря тогдашнему парторгу института Юрию Леваде, который пригласил Померанца поучаствовать в конференции. Вскоре Леваду вызвал "на ковер" глава КГБ Владимир Семичастный. После снятия Хрущева началась тихая ресталинизация. Александр Твардовский, тогда еще член ЦК, вроде бы согласился принять текст Померанца в портфель "Нового мира", но публикация так и не состоялась. Позже доклад появился в самиздате и стал одним из знаковых событий инакомыслия 60-х.Правда диалога По своей типологии мировоззрение Померанца относится к религиозной философии всеединства. Религия для него не "частное дело", а цельное знание, универсальный методологический принцип. Частности изучают науки. Рациональность (отвлеченные начала) может описывать лишь отдельные аспекты, но не жизнь в целом, которая остается невыразимой на концептуальном уровне. Отсюда его любовь к Востоку, к дзэн-буддизму. Выразить целое может лишь мифо-поэтический образ. Отсюда же интерес Померанца к поэзии и религии. Именно поэтому он пишет в неакадемическом жанре эссе, хорошо понимая пределы определимости. Померанц повторяет слова Людвига Витгенштейна: "Мистики правы, но их правота не может быть высказана, так как она противоречит правилам грамматики". Религия - это связь человека с вечностью, а вечность не гремит, в нее надо вслушиваться. Вечность, глубина - это больше, чем поэтические метафоры,это - высшая реальность. Он не доверяет четким застывшим догматическим определениям. Излюбленной для Померанца является метафора глубины. Он цитирует митрополита Сурожского Антония: "Каждый грех есть прежде всего потеря контакта с собственной глубиной". Для Померанца характерно принципиальное неприятие всех видов редукционизма,одномерных теорий: марксизма, фрейдизма, дарвинизма и прочих идеологий. "Я не верю в правду одного принципа, я верю в правду диалога. Но стиль полемики важнее самого предмета полемики, важнее победы в споре". Судьба правды быть разделенной. Объективность, по Померанцу, вовсе не синоним истины. "Глубина каждой великой религии ближе глубине другой великой религии, чем к собственной поверхности. На поверхности царствует пошлость, а в глубине царствует истина." Религия - это ориентация к живой вечности. Другое дело, что на социокультурном уровне религии исторически очень искажены. Но в своей глубине они сходятся и говорят об одном: о добре, мире, любви и милосердии. Чтобы пережить и понять это, нужны собственные духовные усилия. Но другого пути нет.Что есть истина? Согласно Померанцу, нет готового пути, который гарантированно ведет к Истине. Но есть пути, которые проходят близко от нее. Чтобы войти в истину, надо свернуть с дороги и самому проложить путь вдоль следа Божия. Существует зло, которое есть инерция добра. Всё, что становится инерцией, становится злом. Бог - это вечная динамика, это открытость и риск. Инерции опасны для религии. Именно инерция заставила людей думать о будущей жизни вместо того, чтобы воскреснуть в этой. Инерция увела людей от Царствия Божия внутри нас к поискам теплого места за гробом. "Воскресение - это не только мое воскресение. Я хочу, чтобы во мне воскресли те, кого я любил. Мы должны помочь иконе (нашему эйдосу) воскреснуть в нас". "Человек живет в нигде и только в никогда (т.е. без идолов) он находит свое завершение, свою вечность. Ныне из запутанности рождается свобода, из свободы - любовь, из любви - новая запутанность. И только немногие проходят через царство Люцифера легкими неслышными шагами, не путаясь в его соблазнах. Как жил Лаоцзы, как шел по водам Христос". Померанц полагает, что нет жесткого закона, управляющего историей. Есть множество законов, противостоящих друг другу, есть некая равнодействующая. Пророки - люди, избранные Провидением, - порой угадывают какую-то неожиданную, скрытую возможность и осуществляют ее, часто погибая при этом. В то же время он заметил большое сходство между проблемами модернизации стран Азии, Африки и России. Россия также относится к группе "стыковочных", "перекресточных", смешанных культур. Здесь было влияние Византии, Скифии, Великой степи и Запада. Создать из всего этого устойчивую форму было непросто. В России чередуются периоды "смуты", дикой степной воли, деспотизма. Развитие русской цивилизации шло через усиление рабства, а не свободы. России предстоит сделать большие духовные усилия по преодолению хаоса и эклектики в себе. Из западных социологов ему наиболее близок Роберт Белла (р. в 1927 г., Bellah), у которого он позже обнаружил ту же мысль на примере модернизации Германии. Белла указал на две основные тенденции в ходе модернизации - романтический национализм и радикальный социализм. В другой формулировке: почвеннический интуитивизм и западный (просвещенческий) рационализм. Отдавая должное тому и другому, Померанц замечает, что первый более хорош для искусства, "для души", второй - для созидания политического социума. Особое внимание Померанц уделяет теории этносов Льва Гумилева и теории культур Клода Леви-Стросса. Двух мыслителей объединяет важная черта: отказ от принципа духовной иерархии культур. В этом смысле, они - предтечи мультикультурализма, избегающего оценочности. Культура Древней Греции и, к примеру, тюремная субкультура изучаются мультикультурализмом как равно имеющие право на существование. В этом смысле можно предположить, что Померанц ближе к гегелевской философии, где вся мировая культура рассматривается как последовательная манифестация Абсолютного Духа. С Александром Солженицыным у Померанца есть общее: разоблачение иллюзий коммунизма и сочувственное внимание к почвенничеству. Но все же их разделяют сами типы их духовных структур. Померанц не приемлет того, что он называет "страстной односторонностью" и вел полемику с Солжениценым. Сказал так кратко о своем современнике: "Он слишком хорошо знает, как надо".Где начинается дьявол Условием ощущения невыразимой целостности является тишина созерцания. Эта мысль роднит мировоззрение Померанца с восточной религиозной культурой. Сегодня, в технологизированную эпоху, ориентированную на получение быстрого эффекта и измеримого результата, мысль о духовной силе созерцательности и самоуглубления сознания может показаться странной. Отсюда - недостаточная популярность работ Померанца. Суть истины созерцательности он поясняет на простом примере: будучи на природе, нужно ей внимать, а не глушить ее - например, крикливой музыкой. Сегодня, по Померанцу, нужны не деконструкции и не реконструкции. Нужно вслушивание в тайну Бытия, благоговение перед непостижимым, способность везде разглядеть "след Божий". "Дьявол начинается с пены на губах ангела, вступившего в бой за святое и правое дело. Спасти может не страстная односторонность, а ощущение целого и "бесстрастие духа"". Это не означает, что Померанц - полный квиетист. "Я сознаю, что всякое практическое действие не безупречно, но бездействие порой бывает еще хуже". Померанц следует восточному принципу минимально необходимого действия. В целом для Померанца жизнь - это путь мудреца с учетом всей многомерности жизни. Этот путь к Богу через глубину в себе. Это путь к людям, к добру. Жизнь сложна. Все изучить невозможно, поэтому важно не потерять и развивать в себе чувство истины. Однажды он сказал: "Я хочу, чтобы у меня была тонкая кожа". "Не вторгаясь в политику надо стремиться помочь молодым людям стать самими собой. Я начал этот путь при сталинской диктатуре, значит он возможен при любых порядках". В конце 1980-х гг. Померанц пришел к обоснованию религии и глубинной философии как основам человеческого бытия. Отказ от наукообразных и мифологизирующих идеологий, “самостоянье” личности в религии и культуре, путь в глубь себя взамен растворения в массе — таков предложенный Померанцем выход из духовных и политических кризисов современности. “Только новый дух, найденный в собственной глубине, может нас вывести из трясины. И об этом, собственно говоря, идет речь во всех моих книгах”. Таков Померанц - живой мудрец среди нас. В 2011 году ему исполняется 93 года. Долгих лет жизни Вам!был использован текст с сайта http://magazines.russ.ru/zvezda/2008/3/no9.html