Детский эгоцентризм: И мы попались на эту бяку. :(
Ну вот и новая заковырка в голове - как справиться с многократно усилившимися проявлениями детского эгоцентризма... Загадка...
Мирычу в декабре стукнуло 5 лет. Ну уж сколько я читала литературы про кризисы возраста, но про пятилеток ничего такого прям ахового я не встречала. А тут на тебе: "не хочу я выполнять ваши просьбы! Хочу только, чтобы вы мои выполняли! И всё!" И это самое безобидное, даже в чём-то забавное проявление эго... И вот как тут быть?... Ругать? А надо ли? Объяснять? Как, если он никого не слушает, зациклен на своих "хочу"... Загадка...
Стала искать в мировой паутине статейки по этому поводу. Много информации на самом деле.. Вернее, много постов и статей на тему. Но суть всё же одна - это врменное явление, свойственное всем детям. И задача родителей - помочь ребёнку понять, что кроме его мнения есть ещё и мнения других людей, с которыми нужно считаться. Но для начала советуют позаниматься, поделать простые упражнения, наглядно демонстрирующие, что один и тот же мир двумя разными людьми воспринимается по-разному.
Вот варианты такого упражнения для детишек 5ти лет:
1) Попросите ребёнка ответить на вопросы такого характера: что ты видишь справа, слева, впереди себя и позади? А теперь повернись налево (потом направо, затем кругом). Скажи, а что теперь ты видишь справа, слева, впереди и сзади себя?
В процессе этого упражнения ребёнок убеждается в том, что при изменении его позиции меняется и характер ориентации в окружающем мире.
2) В этом упражнении обязательно участвуют два человека - ребёнок и например мама или брат\сестра.
Встаньте перед ребёнком на некотором расстоянии или поставьте другого ребёнка вместо себя. Сначала пусть ребёнок расскажет, что он видит справа, слева, спереди и сзади себя. А затем, что видите вы (или другой ребёнок). Помните, что конечно, ребёнок не сразу научится правильно видеть то, что видит другой, но после нескольких упражнений он этим умением овладеет и тем самым начнёт понимать, что его точка зрения на мир, на окружающие – не единственно возможная, что другие видят этот же мир иначе, чем он.
В старшем дошкольном возрасте полезно изредка давать решать ребёнку следующие задачи:
1) .Расскажи, как ты будешь идти из дома до….(дома бабушки, магазина, кинотеатра, детского сада т .п.)
Рассказ ребёнка должен быть примерно такой: «Пойду по улице, пройду два квартала, поверну налево, пройду один квартал, поверну направо и т.д.» Эту задачу можно предложить решать ребёнку на плане города, леса, местности.
2). Представь, что твой друг Вася живёт на улице… в доме №…. Он никогда у нас не был, а ты хочешь его пригласить в гости к нам. Тебе нужно по телефону объяснить ему, как он должен идти, чтобы прийти к нам (или приехать). Расскажи, что ты будешь ему говорить. И эту задачу тоже можно давать решать ребёнку по плану
3).Наконец, надо учить ребёнка слушать другого, приучать его быть внимательным к другим, объяснять ему, что в общении партнёры равноправны, что не следует возмущаться, если другой высказывает свою точку зрения, что нужно спорить спокойно и не удивляться, если твой собеседник останется на своей точке зрения
Важно не только объяснить это детям, но и подавать самим пример такого разумного общения – между членами семьи, особенно между супругами. В семье, где нет эгоцентризма взрослых, и дети никогда не будут страдать ни эгоцентризмом общения, ни моральным эгоцентризмом, замкнутостью на себе
И вот вроде бы так всё просто... но на деле оказывается всё гораздо труднее...
Дорогие мамочки! Поделитесь опытом, если таковой у вас имеется!