В этом и есть главный для меня вопрос: для чего дети рисуют, или чего хотят мамы, занимаясь с детьми рисованием? Сразу скажу, я обычная мама, никакого художественного образования у меня нет, к вопросу подхожу не профессионально, обыденно так сказать. Есть только интуиция, пед. образование, много прочитанного и просто небольшой опыт и наблюдения за ребенком.
Чем навеяны подобные размышления? А тем, что каждый раз, оставляя ребенка с бабушкой, приходя, наблюдаю рисунки, как ни странно, с одинаковым содержанием: домик, деревце, цветочек, солнышко, иногда почему-то лягушка. Причем как на новых листочках, так и на тех, где уже было что-то ранее. Я ведь с ребенком занимаюсь рисованием, мы что-то придумываем, выполняем разные упражнения, в основном ориентируясь на настроение, на что-то увиденное, и.т.п. Да и ребенок сам может пожелать порисовать. А после посещения бабушки можно вполне обнаружить на сделанной ранее нами аппликации или рисунке подрисованное солнышко (неизменно с лучиками), то же деревце, тучки, лягушку. Это что? Ну вот как с этим бороться? Теперь что бы мы ни рисовали, на что бы мы ни настраивались (хоть на осенние краски, хоть на весенние ручьи, хоть на следы на снегу зимой, да хоть на что), ребенок предлагает нарисовать солнышко. Причем хоть карандашами, хоть красками.

И возвращаюсь к вопросу. Зачем дети рисуют и чего хотят родители от совместных занятий? Для чего? Для того, чтобы порадовать родителей (особенно бабушек) картинками с домиками и солнышками? Спасибо, меня это не совсем радует. Может я хочу вырастить из ребенка художника, раз так переживаю по поводу рисования? Нет, по крайней мере такой цели я себе не ставлю. Наверное, я хочу развить в ребенке хоть как-то художественные способности, хочу познакомить ребенка с возможностями красок, цветовых оттенков, хочу, чтоб ребенок смог выражать свои эмоции и впечатления, чтоб умел замечать красоту вокруг, какие-то мелочи. Но и мелкую моторику никто не отменял.
Пофилософствуем: а почему человек вообще рисует? Я думаю, когда человек чем-то увлечен, впечатлен, что-то увидел, как следствие, ему захотелось это изобразить. Только такая последовательность для меня, не наоборот. Что же происходит зачастую? Ребенку, к примеру, предлагают: а давай нарисуем травку. И ведь непременно требуют зеленую! А он еще и не заметил её на улице то, ему другое интересно в силу своего возраста (допустим, ребенку примерно 1,5): камушки, палочки, птички-гульки, и т.д. А на травку и цветочки ну не обратил еще внимание. Ну, может, обратил, но не решил, что это очень интересно. И что ребенок? Ему показывают то, что он не понимает, не умеет, да и вообще в таком возрасте он может еще не проводить аналогии между нарисованным и реальным. Хорошо если ему понравится чиркать на бумаге зеленым карандашом, а может получиться так, что ребенок просто испугается чего-то неизвестного, и у него даже возникнет страх перед тем, что он никогда не сможет сделать так же, как взрослый (который «умеючи» нарисовал целую картину). А этот взрослый может воскликнуть: а как же моторика, память? Пусть запоминает, и пытается повторить за мной. Ой, (бабушка), я вас умоляю. Сейчас так много можно придумать для того, чтобы развить мелкую моторику рук и память. От специальных игр, игрушек, шнуровок, бус, прищепок до разнообразных карандашных упражнений (дорожки, лабиринты, обводилки и т.п., для детей постарше). И вообще, ребенок должен сам придти к осмысленному рисованию. Хочет точки и палочки - пусть рисует точки и палочки и другие загогулины. Придет время, и он сам захочет нарисовать что-то, что имеет место в реальности (или в нереальности).
А теперь мои личные убеждения и правила, касающиеся рисования.
Во-первых, я стараюсь не давать ребенку никаких шаблонов. Не показываю и не рисую ему солнышко, зайчиков, медвежат и т.п. Во-вторых, рисуем и вообще как-то воспроизводим только то, что ребенок видел (трогал, ощущал). В-третьих, настраиваемся на предстоящее рисование, обсуждаем нарисованное до и после самого процесса. В-четвертых, у нас нет места критике, не бывает такого, чтоб я сказала, что что-то нарисовано неправильно. Всегда хвалю. И вообще главное процесс, ведь это так увлекательно, наблюдать за ходом мысли ребенка. К примеру, может зайчик попрыгать (это уже из мультиков мы знаем), следы на снегу оставить (следы зимой и сами на снегу неплохо делаем), а потом ветер подуть, вот и нету никаких следов, все зачеркано в итоге на листочке. То же, кстати, касается и лепки. Мы не лепим грибочки (которые ребенок увидел вживую кстати года в 2,5).
Для ребенка рисование - это прежде всего игра, веселое времяпровождение. А мы, взрослые, хотим, чтоб непременно был результат, чтоб на стену повесить и перед другими похвастаться.
Как и чем мы рисуем?
·Красками. Тут основная цель - познакомить со свойствами красок. Цвета, смешивание и оттенки цветов. Понятия светлый, темный, теплый, холодный, яркий, тусклый, бледный и.т.д.
a. Один из видов занятий, когда мы именно настраиваемся на какую-то тематику, настроение. Мы можем в итоге нарисовать: осенний ковер, весенние ручьи, снегопад, следы на снегу, звезды на небе, ночь, день, весеннее яркое солнышко, хмурая погода и дождь, лужи, море. Ну в общем, то что видим, то и рисуем.
b. Еще одно занятие, правда не рисование, но некая игра с красками. Баночки с цветной водой, цветной лед, рисование на молоке, просто смешиваем краски.
c. Иногда достаем раскраски. Но тут основная цель для меня - развитие моторики, умение подбирать цвета, умение правильно держать кисточку. Иногда помимо раскрашивания что-то еще дорисовываем, т.е. такое рисование на основе готового изображения.
d. Конечно, позволяю ребенку творить с красками и листочком бумаги все, что он хочет. А это мы очень любим.
В итоге мы рисуем кисточкой, ладошками и пальчиками, ватными палочками, даже нитками как-то рисовали, губкой и ватными дисками. Рисуем, капаем, брызгаем, размазываем и .т.п. Пусть ребенок изучает возможности красок.
· Карандашами. Для карандашей характерна графичность, некая четкость. Соответственно, и виды наших занятий:
a. Тоже рисование-настрой. Но тут кого захотел ребенок нарисовать, того и рисуем. Т.к. любимое животное сова - любим рисовать сову, еще деда мороза, обязательно с бородой и красной шубой. Почитали Айболита, там Айболит через море не мог переплыть, почему-то это ребенку запомнилось - в итоге порисовали высокие волны. Ну, в общем, все в таком духе.
b. Рисование на основе нарисованного частично изображения. Типа альбомов Таро Гоми. Т.е. тут я что-то начинаю рисовать, а ребенок по настроению уже сам дорисовывает. Я нарисовала всевозможные глазки - в итоге куча разных головастиков, я нарисовала несколько пар ног - тоже куча человечков. Нарисовала тарелку и сковородку - на ней в итоге котлеты и макароны - любимая еда. Ну и т.п.
c. Иногда раскрашиваем. Главные цели - моторика, усидчивость, аккуратность. Подобрать цвет, не выходить за края. Но мой ребенок не любит особо раскрашивать карандашами. Делаем это очень редко. И иногда совместно. Это уже охотнее идет.
d. Занимаемся в альбомах типа большой малякалки, большой калякалки. Фантазия, моторика.
e. Чисто для моторики: рисуем дорожки (раньше любили по таким дорожкам маленькими машинками ездить), обводим, соединяем по точкам, проходим лабиринты (тетради Кумон, Каляки-маляки (со смываемым фломастером которые)). Очень любим все это.
Прочитанная мною литература, которая существенным образом повлияла на все мои представления о детском рисовании: Это основное:
Книга Марины Озеровой «О детском рисовании».
Иванова, Васильева «Как понять детский рисунок и развить творческие способности ребенка».
Кроме этого были отдельные статьи, посты, коих великое множество и ссылки мной не сохранялись.