Основы фотографии для начинающих
Хобби1) Экспозиция.
Экспозиция - ключевое понятие в фотографии. Говоря об экспозиции, мы говорим о том, какое количество света получила матрица (или пленка) камеры. Для каждого кадра требуется определенное количество света. У нас есть три возможности ограничивать поступление света на матрицу: диафрагма, выдержка и чувствительность. О чувствительности мы поговорим чуть позже, а вот выдержка и диафрагма - это не только «ограничители» светового потока, но и художественные инструменты.

2) Диафрагма
Расположена внутри объектива и отвечает за диаметр отверстия пропускающего свет на светочувствительную поверхность (в нашем случае матрицу). Диафрагма состоит из нескольких лепестков (5, 6, 7 или больше). Лепестки формируют это отверстие, сжимая или разжимая их, мы можем регулировать его ширину.
Представьте, что вы выливаете воду из двух сосудов: бутылки с узким горлышком и стакана. Из какого сосуда вода выльется быстрее? Конечно же, из того, у которого больше отверстие, то есть, из стакана. Вода - это свет, а диафрагма - это и есть наше отверстие.
Диафрагма - это отношение диаметра входного отверстия объектива к фокусному расстоянию, и обозначается она так: f/2.8 или f:2.8. Очень часто путают понятия открытой, большой диафрагмы (f/2.8) и большого диафрагменного числа (например, f/16). Не забывайте, что диафрагма - это отношение, дробь, в которой единичку наверху просто опускают. А значит, мы имеем дело с обратной пропорцией: чем меньше число в обозначении диафрагмы, тем сильнее она раскрыта.
3) ГРИП
Помимо функции ограничения света у диафрагмы есть и художественная функция. Максимально раскрытая диафрагма дает очень маленькую ГРИП (глубина резкости изображаемого пространства). При этом мы видим сильно размытый фон, красиво подчеркивающий главный объект.
И наоборот, для получения большой ГРИП используется максимально закрытая диафрагма. Чтобы получить большую глубину резкости в кадре, сожмите диафрагму до значений 8, 11 и дальше. Однако, не сильно увлекайтесь. При полностью раскрытой диафрагме - наихудшие показания резкости: не удивляйтесь, если вдруг ее не окажется нигде. А при закрытой вся пыль на матрице будет видна на снимке в виде темных пятен. Особенно на светлых участках, как, например, небо. Кстати, и на максимально сжатой диафрагме кадр тоже равномерно замыливается.
Управлять диафрагмой проще всего в режиме A (Av), Aperture. В этом режиме можно задать нужную диафрагму, а камера сама подберет под нее значение выдержки. Чтобы кадр правильно проэкспонировался.
4) Выдержка
Выдержка - это интервал времени на который открывается затвор для пропускания света на светочувствительный элемент.
Помните пример с водой и сосудами? Время, за которое вытекает вода, это и есть наша выдержка.
Выдержка измеряется в секундах и долях секунды. Обозначается как: 1/200, но в камере вы чаще всего увидите только знаменатель: 200. Если выдержка 0.3 секунды или длиннее, она обозначается так 0.3″ т.е. 0.3 секунды.
Если вы хотите получить резкий кадр, то минимальная выдержка при съемке с рук будет зависеть от фокусного расстояния. То есть, например, для фокусного расстояния 300 мм лучше использовать выдержки не длиннее 1/300 секунды, а при съемке широкоугольником можно увеличить значение выдержки до 1/25.
Выдержка, как и диафрагма, тоже выполняет художественную функцию.
Например, при съемке «с проводкой» на длинной выдержке можно подчеркивать динамику. При выдержке 1/60 и длиннее, камера следует за объектом, таким образом фон смазывается, а движущийся объект остается резким. Очень интересно на длинных выдержках смотрится вода - она превращается в белесую дымку. Короткие выдержки используют для того, чтобы «заморозить» стремительный момент, как, например, брызги упавшей капли или взлетающая птица. Управлять выдержкой удобнее всего в режиме приоритета выдержки: S (Shutter, затвор), он же Tv (Time, время). Вы выбираете нужную для сюжета выдержку, а диафрагма подстраивается под нее автоматически. Падающий теннисный мячик на выдержках 1/200 1/60, 1/6, секунды. Кстати, в зависимости от длины выдержки меняется и диафрагма. Посмотрите, как сильно размыт фон на снимке с самой короткой выдержкой. Короткое время выдержки компенсировалось широкой диафрагмой.
А теперь представьте такую ситуацию: вы снимаете людей в слабо освещенной комнате и хотите получить резкие снимки. Диафрагма открыта до предела, а выдержку нам предлагают не короче 1/6 секунды. То есть, мы встаем перед выбором: либо все будет смазано, либо, если насильно уменьшить выдержку, снимок просто будет темным. И тут нам на помощь приходит ISO
5) ISO
ISO (его еще называют светочувствительность) - это понятие, обозначающее чувствительность матрицы к свету. Представьте себе, что два человека попали под жаркое солнце. Тот, у кого кожа более чувствительная, обгорит быстрее, т.е. ему нужно меньше света для этого. Другой же наоборот, может находиться на солнце дольше, не рискуя обгореть, потому, что у него низкая чувствительность кожи.
При ISO 100 сигнал снимается с матрицы без усиления, при 200 - усиливается в 2 раза, и так далее. На высоких значениях чувствительности матрица изо всех сил старается захватить больше света за короткое время. При этом появляются помехи. Они и называются шумами.
Интенсивность шумов разная на разных камерах. При минимальном ISO шумы не видны и не так явно проявляются при обработке фотографии. Начиная с ISO 800 многие камеры достаточно сильно шумят, и даже если вы будете пользоваться программой для шумоподавления, шумный кадр станет более мыльным, но детали при этом уже не появятся.
6) Гистограмма
Мы уже знаем, что такое экспозиция и как ей управлять, но как проконтролировать ее при съемке? В этом нам поможет гистограмма. Чаще всего мы определяем, недосвечен кадр или пересвечен, глядя на дисплей, однако верить ему можно далеко не всегда. Дело в том, что производители, стремясь к универсальности, выкручивают яркость дисплея на максимум для того, чтобы изображение на нем было видно и на ярком солнце. В результате нормально проэкспонированные участки кажутся нам белыми, и мы стараемся уменьшить яркость снимка. На мониторе же снимки, которые нам так нравились во время съемки, выглядят мрачными. Чтобы избежать ошибок, пользуйтесь гистограммой. Часто до нее можно добраться через вынесенную на корпус кнопку info.
Что такое гистограмма? Это диаграмма распределения яркостей снимка - от самой темной области до самой яркой. Шкала снизу разделена пропорционально уровням яркости: слева она соответствует самым темным областям снимка, а справа - самым светлым, с градациями серого между ними. Чем больше пикселей той или иной яркости, тем выше столбик гистограммы.
Внимание: говоря о гистограмме, мы говорим только о яркости фотографии, речи о цвете здесь не идет вообще.
Иногда недосвечивать можно и специально, чтобы добиться эффекта «низкого ключа», но если не было цели делать темный, мрачный сюжет, то лучше распределять яркость так, чтобы гистограмма выглядела равномернее.
Пересвеченный снимок - это гораздо большая проблема, так как пересветы нельзя восстановить в редакторе. Здесь слишком много белых участков (пиксели справа). А глубоких теней нет. Однако, опять же, можно использовать пересвет в художественных целях. Светлый сюжет смотрится легко и чисто, такой приём называют «высокий ключ».
И в завершение маленький совет: попробуйте поэкспериментировать со значениями выдержки, диафрагмы и чувствительности самостоятельно, и все поначалу кажущиеся сложными понятия сразу станут на свои места.
Удачи!