Как выбрать дополнительные занятия для детей?
Море возможностей и мотивов
Языки, танцы, произведения искусства, каратэ, музыкальная школа, бассейн, театр... это всего лишь капля в огромном море внеклассных занятий для детей.
Нужны ли детям внеклассные занятия? Если да, то какие внеклассные мероприятия для детей выбрать? Когда самое лучшее время, чтобы записать ребенка на занятия? Что делать, чтобы они доставляли удовольствие маленькому человеку, а не неприятную рутинную работу?
Первый вопрос, который стоит рассмотреть: какова цель этой деятельности?? Неужели дело в том, чтобы развивать интересы ребенка??
Каковы твои мотивы как родителя? Почему Вы хотите, чтобы Ваш ребенок участвовал в этих мероприятиях, а не в других?? Некоторые родители чувствуют, что они выполняют свои родительские обязанности и помогают обеспечить, чтобы их дети не отставали. Для других, дети на этом этапе уже являются продолжением их собственных нереализованных амбиций. Я сам помню, как много лет я говорил, что если у меня когда-нибудь будет дочь, я сделаю ее фигуристкой, потому что это была моя несбыточная детская мечта, и я был смертельно серьезен к этому.
Конечно, сейчас я просто смеюсь над этим, но я знаю многих родителей, которые уже видят в своих детях великих пианистов, спортсменов, артистов... и все было бы хорошо, если бы не было фундаментального вопроса: хочет ли этого мой ребенок?? Везде, где вы слышите знаменитого: "Может быть, он еще не до конца понимает это, но я делаю это для его блага". Между тем, принуждение молодого человека к тому, чтобы сделать что-то, что от него никоим образом не исходит, несомненно, создаст в нем сопротивление и отвращение, которые могут иметь обратный эффект по сравнению с ожидаемым - стоит того, чтобы именно ребенок хотел этого в первую очередь, чтобы это исходило от его внутренней мотивации.
Другой проблемой является желание занять время, которое родитель не хочет или не может провести с ребенком, и встревоженный угрызениями совести решает "компенсировать" его. Если это так, то вместо того, чтобы упаковывать и так уже занятое расписание с большим количеством занятий, подумайте, можете ли вы каким-то образом найти способ откладывать для своего ребенка хотя бы полчаса в день. Ваш ребенок получит гораздо больше пользы от общения с Вами, чем от изучения чего-то, что ему на самом деле не нравится.
Или вы могли бы дать им время для бесконтрольной игры. Дети нуждаются в этом очень сильно, и такое время может быть для них более развито, чем время, когда все запланировано на минуту. Это то, что мы делаем на планетах, контент-партнером которых мы являемся - мы позволяем детям играть, потому что, как говорится, игра - это работа детства, и именно через игру происходит естественное развитие.
Другая сторона монеты
Я абсолютно не демонизирую идею, связанную с дополнительной деятельностью. Это прекрасная возможность для развития интересов, расширения знаний по интересующим ребенка темам (которые они не получат в школе), интеграции со сверстниками. Ребенок начинает верить в свои сильные стороны - потому что, делая то, что ему нравится, он, вероятно, довольно быстро начнет работать.
Таким образом, мы также прививаем детям желание учиться, пробовать и экспериментировать. Трудно найти лучший багаж для будущей взрослой жизни. Но то, что я призываю - это причина, которой, к сожалению, не хватает многим родителям в этой теме.
Итак, чем же стоит руководствоваться?
Вот список вещей, которые необходимо учитывать, чтобы ваш ребенок действительно развивался и получал удовольствие от развития:
1) Качество, а не количество
Каждый день загружен до краёв - а не так. Попробуйте начать с одного вида деятельности и посмотрите, как реагирует на него ваш ребенок, идет ли он с удовольствием или говорит об этом. Иногда одного действительно достаточно. Если у вас есть амбициозный ребенок, который хотел бы делать много вещей самостоятельно - будьте голосом разума и не позволяйте ему делать все. Наблюдения психологов показывают, что дети, перегруженные дополнительными занятиями, часто страдают депрессией, имеют проблемы с концентрацией внимания и апатичны.
2) Помните о досуге
Родители часто хотят заполнить календарь своих детей, потому что думают, что они будут проводить время после школы непродуктивно. И это также очень важно. Есть время учиться, развивать интересы, но должно быть и время расслабиться. Вот почему, просто говоря, стоит иногда позволять ребенку скучать. Исследования психологов показывают, что те малыши, у которых в детстве нарушалось равновесие между учебой и досугом, склонны впадать в трудоголизм и развивать гораздо более худшие отношения с собой, потому что они убегают от отдыха и ничего не делают.
3) поговорить с соответствующим лицом
Поскольку ребенок должен быть участником мероприятий, его предпочтения должны быть учтены в первую очередь. В противном случае у Вашего ребенка развивается убеждение, что он должен соответствовать Вашим ожиданиям и не может самостоятельно принимать решения. Слушайте своего ребенка, он может не понимать суть "что хорошо для него", но он, безусловно, знает, что его интересует и что ему нравится - и это то, о чем в основном и идет речь во внеклассных мероприятиях.
4) Помните, что ваш ребенок имеет право скучать
Помню, мои друзья годами жаловались на то, что они играют на инструменте или изучают язык, но они продолжали, потому что... их родители обидились бы, если бы я сказал им, что мне это не нравится! Такое убеждение создает давление, а давление убивает естественную мотивацию, желание учиться и развиваться без особых усилий. Ваш ребенок должен знать, что если ему перестанут нравиться занятия, ему надоест - во-первых, он сможет рассказать вам, а во-вторых, вы будете уважать его чувства и предпочтения.
5) учитывать различные уровни развития
Наилучшими видами деятельности являются те, во время которых ребенок может развиваться в различных областях. Обратите внимание на 4, в частности - ум, сердце, тело, отношения. Интеллектуальные усилия очень важны, но сами по себе их недостаточно для ребенка - в этом возрасте у молодого человека есть другие потребности. Более того, его ум восприимчив, как губка, и поэтому сейчас самое время посадить семена навыков, которые окупятся на протяжении всей его будущей жизни.
Ребенок с раннего возраста может научиться здоровой самооценке, позитивному отношению к жизни, принятию решений. Они также могут научиться здоровым отношениям со своими сверстниками. Это навыки, которые окупятся в его жизни гораздо больше, чем изучение того, что его вообще не интересует. Это то, чему мы учим в "Планетах". Прежде всего, мы концентрируемся на том, чтобы получать удовольствие, и его "побочный эффект" - это важнейшие жизненные навыки для обеспечения хорошего старта в будущем.
В заключение - помните, что внеклассная деятельность не является ни плохой, ни хорошей - именно наш подход делает ее такой. Давайте сохранять умеренность и в первую очередь всегда будем слушать то, что говорит нам ребенок - потому что ребенок всегда говорит, только мы иногда кажется, что не слышим. Давайте выберем то, что заставит лицо ребенка запечатлеться, а не болезненную гримасу неудовлетворенности.