Напутствие родителям
Хоть в школу нам и через год (а мандраж у меня уже сейчас), сохраню себе, дабы потом подготовить себя
Общие рекомендации родителям первоклассников:
- Не создавайте чрезмерную важность и, напротив, не обесценивайте новый, школьный этап в глазах ребенка. школа - неизбежный этап развития ребенка, пусть она плавно вольется в жизнь малыша, не форсируйте события
- Лишь часть первоклассников при поступлении в школу ориентированы на содержание учебы, то есть на получение знаний. Остальные же детки идут в школу, чтобы общаться с друзьями, чтобы "быть, как старший брат", чтобы "получать хорошие оценки", иными словами, чтобы казаться взрослым. Любая из причин непосредственна, т.е. ребенок не может объяснить, почему у него так, поэтому так или иначе его отношение к школе нельзя высмеивать, принимать за неправильное. Попросите об этом всех близких ребенка. Даже если деловитость ребенка в первое время посещения школы очень преувеличена, показательна, относитесь к ней с уважением. Где-то подыграйте, а что-то, наоборот, не заметьте, но не одергивайте малыша резким словом, т.к. его изначальное стремление казаться учеником (а в возрасте 6-7 лет "быть и казаться" это еще одно и то же) при благоприятных условиях перейдет в еральное, школьное состояние. При агрессивном же отношении ("Хватит хвастаться", "Что ты как маленький") или несерьезном отношении к стараниям ребенка у первоклассника могут опуститься руки и он будет бояться проявить себя даже в необходимый момент
- На первых порах адптации к школе (изначально 2-3 месяца, а если по-хорошему, то весь первый год) ребенок в школе и дома может вести себя абсолютно по-разному. Если в школе он важный и ответственный (по крайней мере, старается таким казаться), то дома может быть трогательным и ранимым, во всем нуждающийся в поддержке и участии взрослого. "Ты уже взрослый, веди себя как следует!" - не используйте в общении с ребенком. Он сам не может объяснить, почему так. Переждите, не делайте резких движений и выводов. Если любые проявления в поведении ребенка появились резко, вызванные или новым внешним этапом в жизни, или внутренним, возрастным, то чаще всего так же резко они и пройдут, когда переломный период будет прожит. От вас нужно терпение и снисходительность.
- Наблюдайте за ребенком, разрешайте дома играть в интересующие его игры, не только в учебные
- Исключите любую соревновательность и сравнение ребенка. Страх не успеть, не соответствовать, подвести родителей парализует нормальный процесс освоения ребенком пока еще новой для себя роли ученика
- Подчеркивайте любой успех (учебный, организационный, социальный) и не замечайте неудачи на первых порах. Особенно, если ваш первоклассник - шестилетка - они еще не умеют разделять оценку выполнения конкретного задания и оценку себя, как ученика. В данном случае лучше перехвалить, чем незаслуженно обидеть. В самой неважно выполненной работе можно найти что-то достойное похвалы. Только делать это нужно исключительно искренне, так как в шести-семилетнем возрасте дети уже могут увидеть наигранность и такая "жалость" со стороны родителей их может только разозлить или еще больше расстроить
- Примите изначально, что с моментом поступления в школу, авторитет учителя замещает собой родительский в вопросах учебы. Если учитель сказала сделать в тетради это и это задание, а на остальные либо не указала, либо (тем более!) сказала не делать, не настаивайте на их выполнении, чтобы не вступать в нерациональное сопротивление. Если видите необходимость в дополнительных упражнениях, заведите другую тетрадь - "домашнюю", которая будет только для заданий дома.
- Старайтесь не пропускать уроки по неуважительным причинам, так как быть "в курсе дел" для ребенка очень важно
- И, "на дорожку", старайтесь не показывать ребенку, что переживаете больше него, т.к. если маме страшно при слове "школа", то о каком покое в сердце ребенка может идти речью Давайте СЕБЕ время адаптироваться, как даете это время малышу, вам тоже нужно перестроиться и освоиться, но это состояние неопределенности и даже немного страха одновременно! Решайте проблемы по мере их поступления и не старайтесь подстелить соломы во все возможные места. Свой опыт очень полезен, как Вам, так и ребенку. Все будет хорошо, постепенно и последовательно