Про типичные ошибки в обучении детей грамоте - взгляд специалиста.
Часть первая. "Моему ребёнку 2 года, а он уже знает все буквы!"
Осторожно, длинный пост! )))
Наконец дошли руки написать длинный пост о том, какие ошибки чаще всего допускают родители, увлекающиеся ранним развитием своих детей, в частности, обучением грамоте «с пелёнок». Надеюсь, многие получат ответы на свои вопросы и почерпнут что-то полезное для себя.
О себе: логопед, психолог, дефектолог с 15-летним опытом работы с широким кругом проблем, в том числе с нарушениями чтения и письма (дисграфия, дислексия).
Нередко приходится работать над исправлением нарушений, в основе которых лежит не патология, а ошибки и недочёты в методике обучения детей, допущенные родителями и педагогами, не сильно компетентными в данной области.
*********
Умение читать – сложно организованный процесс, требующий слаженной и чётко скоординированной работы различных составляющих – зрения, речевого аппарата, а также специфических зон головного мозга, отвечающих за различные психические процессы. Развитие и созревание, «наладка» этих зон происходит у ребёнка в определённые возрастные промежутки. Ни для кого не секрет, что для того, чтобы ребёнок научился сидеть, ползать, ходить, требуется, чтобы он для этого созрел физически и психически. То же самое требуется и для обучения чтению, но почему-то мамочки редко обращают на это внимание.
Существуют так называемые «предпосылки успешного обучения ребёнка грамоте». Перечислять всё долго, наберётся на изрядный кусок ВУЗовского учебника. Но очень было бы полезно многим мамам потратить часть своего рвения в деле «раннего развития» на получение хотя бы базовой теоретической подготовки, дабы избежать безграмотного подхода и грубых методических ошибок.
**********
Одно из самых любимых занятий взрослых – учить с ребёнком буквы. Упоминание, что «мой ребёнок в 2 года знает все буквы» встречается наиболее часто, и служит неким предметом для гордости, а очень зря.
Дело в том, что большинство родителей не осознают разницу между «ЗНАЕТ» и «СПОСОБЕН ПОЛЬЗОВАТЬСЯ». Ребёнок, как правило, любит учиться от взрослых чему угодно и, как губка, впитывает всё, что мы ему даём. Поэтому, при желании, ребёнок сможет выучить не только буквы, но и таблицу Менделеева. )) И существенной разницы здесь не будет, поскольку в обоих случаях оперировать своими знаниями ребёнок не сможет.
Часто попадаются фразы в духе: «Ну и что, пусть ребёнок знает буквы, это ему потом всё равно пригодится».
Приведу сейчас хорошую аналогию. Можно знать наизусть сотню кулинарных рецептов и, при этом, совершенно не уметь готовить. Точно так же можно знать буквы и совсем не уметь читать. Но стали бы вы заучивать наизусть рецепты, готовить по которым собираетесь через пару лет? Зачем же вашему ребёнку нужно уже сейчас знать буквы, если самому процессу чтения он сможет обучиться так нескоро? Излишняя нагрузка на психику, ничего более.
Часто встречаются высказывания в духе: «Мой ребёнок знает все буквы, но вот сливать их в слова пока не может». Внимание, господа! Вот это как раз он и есть, наш камень преткновения! И ещё долго не сможет, дорогие мамочки! Здесь мы подошли к самому главному. Для того, чтобы ребёнок смог сливать буквы в слоги и слова, необходимо, чтобы у него, помимо всего прочего (перечислять слишком долго, там куча всего) был сформирован процесс т.н. фонематического синтеза. Говоря по-простому, ребёнок должен суметь сначала в голове соединить отдельные звуки в целое слово и узнать его.
А сейчас практическая работа. Проведите эксперимент. Скажите своему ребёнку: «Давай поиграем – я буду говорить оооочень медленно, а ты постараешься угадать, что я сказала. К----О----Ш-----К-----А». Если ребёнок смог угадать слово из 5-6 букв, произнесённое по звукам с паузами между ними, значит, процесс синтеза у него сформирован. В норме это происходит к 5-6 годам.
Иногда бывает, что ребёнок умудряется назвать слово, но не узнаёт его. Задайте наводящий вопрос, чтобы убедиться, что ребёнок понимает, что он сказал (Какая она? Что она ест?)
Если здесь всё в порядке, ребёнок уверенно опознал 5-10 слов, которые вы таким образом произнесли, смело выбирайте методику и приступайте к обучению чтению. Про то, как грамотно выбрать методику, напишу как-нибудь в другой раз. Тут тоже много подводных камней.
Если же нет, ваши усилия будут напрасны. Учить ребёнка сейчас читать - то же самое, что учить ходить полугодовалого малыша. Созреет – сам пойдёт в свой срок, а пока – извиняйте! ))
Иногда неумение сливать буквы в слова перерастает в серьёзную проблему. Причин побуквенного чтения много, и одна из них – как раз то, что ребёнка заставляли читать раньше, чем он был к этому готов. На выходе получили ущербный результат, который закрепился. Остальные дети, родители которых не заморачивались их обучением, пришли в 5 лет на курсы и быстренько научились читать. А «продвинутые» застряли. Учителя разводят руками. Тут уже, и правда, нужны специфические навыки, чтобы помочь ребёнку. Приходите к нам, тётя логопед, у нас большие проблемы )))
***********
Идеи «раннего развития» прочно владеют умами взрослых. Чем младше ребёнок, тем сильнее родители хотят видеть в нём будущего гения. Заниматься развитием детей нужно непременно. Но среди великого множества разнообразных занятий важно суметь выбрать то, что надо вашему ребёнку в данный конкретный момент времени. Ориентироваться здесь надо на индивидуальный уровень развития вашего ребёнка, можно с небольшим опережением. Но учитывать примерные возрастные рамки нужно обязательно! Так ребёнок избежит ненужной и вредной нагрузки на психику, а родители – огорчения и разочарования, если ребёнок не справляется с поставленной задачей.
Не стоит воспринимать мозг ребёнка как бездонную бочку, куда надо напихать всякой всячины, и чем больше, тем лучше. И не стоит гордиться, что вы умудрились туда запихнуть больше, чем остальные. В лучшем случае бОльшая часть пропадёт, в худшем – вызовет различного рода проблемы.
Дорогие мамочки! Занимайтесь, пожалуйста, с детьми правильными вещами! Существует море вещей, которыми действительно можно и нужно заняться!
P.S.
Часто в своей работе сталкиваюсь с такой картиной. У очередного ребёнка выявлены нарушения речи, родители пришли на консультацию. Они крайне удивлены: «Мы же так много занимались с ним! А ну-ка, Даня, сосчитай до 100! А назови эту букву! А перечисли планеты солнечной системы! Вот видите, какой у нас развитый мальчик!»
А мальчик при этом путает овощи и фрукты, не знает, где у рубашки манжеты, не может подобрать обобщающее слово к группе картинок, неверно согласует слова между собой (пять карандашов, волкин хвост), не может составить внятный рассказ по картинкам. Диагноз: общее недоразвитие речи. Потребуются регулярные занятия с логопедом в течение 2 лет. Немая сцена. Занавес!
Продолжение следует.