Размышления по итогам прочтения "Ночная музыка" Д. Мойес
Решила я перечитать все ее книги :) Читаются они легко, но, при этом, есть в них и над чем подумать.
Эта книга показалась мне немного другой, отличающейся от остальных ее книг. Хотя бы тем, что главный герой в ней все время в тени, он как будто бы не особо значимая фигура. Сюжет передает, похоже, его отношение к самому себе, как к не значимому, второстепенному. На нем лежит печать его прошлого, которое все оценивают, как "ужасное", ставят на нем клеймо. Как будто в окрестностях живут одни святоши ни разу не преступившие закон.
Лора
С самого начала Лора предстает очень хорошей женщиной - она много лет два раза в день кормила и ухаживала за противным старикашкой, который даже не был ей родственником. Да, можно парировать, что она это делала в надежде на наследство, но даже ради наследства не каждая выдержит такое. Как она организовала поминки и ее реакция на отказ в наследстве тоже выдают в ней очень порядочного человека. Но при этом, она живет с мужчиной, который просто вытирает об нее ноги. Заставляет задуматься и развязка романа, когда она делает выбор в пользу мужа - свихнувшегося, больного по-сути человека, вместо того, чтобы связать свою жизнь с человеком который любит ее. Меня ее выбор и ее обстоятельства жизни наводят на мысль, что Лора выбирает сценарий мученицы. Это ее роль по жизни. Я все думала, что же побудило ее выбрать мужа, когда она уже была готова уехать с Николасом? Любовь к мужу? Чувство долга? Боязнь осуждения сына и соседей? Страх нового и неизвестного? Но сценарий мученицы расставляет все по местам. Есть такой термин - "профессиональная жертва". Человек, который получает вторичные выгоды от своих страданий. Если исходить из предположения, что наше намерение реализуется, ее выборы говорят о том, что она целенаправленно создает себе такую жизнь. Какая вторичная выгода, спросите вы? Как минимум, чувствовать себя порядочной, чистой, правильной (почти святой) на фоне всех тех, кому она позволяет плохо с собой обращаться. Если бы она ушла к Николасу, она бы получила любовь и достойное отношение, но потеряла бы вот именно такое восприятие себя, она стала бы как те, над кем она раньше возносилась.
Мэтт
Про себя я его назвала "Мачо местного пошиба". Пример того, как одно качество, которое признается другими людьми, затуманивает мозг человека, если у него нет других добродетелей. Мэтт - красавчик и считает себя на этом основании выше других людей (и в этом, он очень похож с Лорой, не даром, говорят что муж и жена - два сапога пара), поэтому он использует людей в своих целях, не задумываясь об их чувствах. Интуитивно чувствуя, что Изабелла - женщина из другого теста, он тянется к ней, но применяет свой привычный шаблон поведения: "Я все решил за нас обоих и меня не очень интересует, что ты об этом думаешь". Поэтому в какой-то момент его поведение становится неадекватным. Он действует из своей картины мира, но ответное поведение Изабеллы в нее не укладывается. Мэтт, в свою очередь, не желает корректировать картину, он не может допустить даже мысли, что он не нужен Изабелле. Потому что раньше все развивалось по привычному сценарию и он не может допустить мысли, что женщина может его отвергнуть, особенно после того, как провела с ним ночь. Это все увеличивающееся различие между картинкой в его голове и реальными событиями и сводит его с ума в конечном итоге.