РАЗВИВАЮЩИЕ ИГРЫ С ПЕСКОМ
игрыРАЗВИВАЮЩИЕ ИГРЫ С ПЕСКОМ
КАК ИГРАТЬ С ПЕСКОМ?Детям показывают, как можно глубоко погрузив руки в чистый речной песок, перетирать его между ладонями, сжимать, просеивать. Следует учить детей проговаривать свои ощущения: «Я чувствую маленькие крупинки. Они колются. Мне приятно.» «Я чувствую тепло (холод) песка».
МОКРЫЕ ОТПЕЧАТКИ. (1,5 - 4 года).
Сделайте на песке отпечатки своих ладошек, кисти, ступней, локтей. Вы можете чередовать рисунки: сначала след оставляете вы, затем ребенок. Придумывайте вместе узоры и сравнивайте размер: У мамы большая ладошка, у тебя поменьше.
ТАИНСТВЕННЫЕ СЛЕДЫ.Устройте угадай-ку: показывайте ребенку разные отпечатки на влажном песке (например, от ракушки, мяча, папиных сандалий) и предлагайте угадывать, кто оставил этот таинственный след.
ЗАБАВНЫЕ ЛАДОШКИ. Сделать отпечатки ладошек; палочкой дорисовать изображение.
«ЗОЛОТОИСКАТЕЛИ». Разбросать камешки по песчаной поверхности, спрятать, искать «золото», складывать в сито.
БРОСЬ КАМЕШЕК. В песке сделать ямки, начертить линию, у которой стоят игроки. У каждого ведерко с камешками. Бросают по три камешка. Победителей угощают песчаными тортами.
ПЕСОЧНАЯ ЧЕРЕПАХА. Сделать из влажного песка большой овальный холм - туловище, маленький холмик наверху - голова, выпуклость по бокам - ноги.
ПЕСОЧНЫЕ ЗАМКИ, Для малышей насыпать песок в кучу, сначала маленькую, затем все больше и больше. У кого хватит сил? Кто съел всю кашу?
КАРТИНЫ НА ПЕСКЕ. На ровной влажной поверхности палочкой, прутиком рисуются различные изображения животных, людей, зданий и т.п.
ОПЫТЫ С ПЕСКОМ, Задание: насыпать сухой песок в ведерки, баночки, в воронки, в формочки. Вопросы: какой песок? (Сухой, хорошо сыплется, шуршит и т.д.) Что можно вылепить из сухого песка? Попробуйте сделать домик.
Задание: полить песок из леек, кружек, баночек. Вопросы: Какой стал песок? (Потемнел, не сыплется, хорошо накладывается в формочки, ведра). Сделаем большую горку. У кого больше? Какой песок вам больше нравится: сухой или мокрый? Почему?
УГОЩЕНИЯ. Детям предлагается сделать «кашу», разложить в кастрюли, тарелки, кормить кукол, зверюшек (игрушки резиновые). Затем можно приготовить угощения для членов своей семьи.
САЖАЕМ КЛУМБУ. Несложно с помощью грабелек и лопатки сделать клумбу из веточек и травинок. Научите малыша выкапывать ямку для саженца и поливать растения.
ДЕЛАЕМ ЗООПАРК. Для этого занятия понадобятся формочки с рельефами животных.
ВСЕ ЛОМАЕМ. Если малыш хочет, пусть развалит все свои сооружения. Ведь он изрядно потрудился и под конец ему тоже нужно расслабиться. К тому же в общественной песочнице, ребенку может быть обидно, если его труды разрушит другой ребенок. А так сделаем это частью игры.
ФОРМОЧКИ (2 - 4 года). Приготовьте ведерко и формочки 3-4 видов и размеров по 8-10 штук каждого вида. Предложите ребенку опускать формочки в ведерко и проверять насколько быстро оно заполняется. Расскажите, что формочки лежат неплотно и гремят, и спросите, что нужно сделать, чтобы ведерко было заполнено плотно (досыпать между формочками песок).
ДВИЖЕНИЯ (1,5 - 3 ГОДА).
Предложите малышу сесть рядом с вами на песок и опустить в него ручки. А теперь обеими ладошками изобразить, как месят тесто, как рубят дрова, как едут санки, как скачет лошадка, как ползет змея. Усложните задание, вообразив, что вы играете на рояле, печатаете на компьютере. добавляйте новые движения для всей ладошки и каждого пальчика в отдельности, предлагайте ребенку выдумывать свои и комментируйте то, что вы чувствуете
САПЕР (ОТ 3 ЛЕТ).
Погрузите в песок собственную ладонь или закопайте крупную игрушку. Ребенок должен, не дотрагиваясь до вашей ладони руками, полностью раскопать ее и сдуть весь песок. дотронулся до руки (игрушки) - проиграл (мина «взорвалась»), и нужно поменяться ролями.
ТИР (ОТ 5 ЛЕТ)
Возьмите несколько камешков, пробок или ракушек-они будут «пулями. На песке отметьте мишень: расчертите несколько концентрических кругов (для усложнения можно пометить каждый определенным количеством баллов). С расстояния 5-10 шагов старайтесь вместе с ребенком за- бросить камешки в самое «яблочко'.
ОЩУЩЕНИЯ (2-7 ЛЕТ)
Сядьте рядом с ребенком на песок, прижмите к нему ладони, предложите ребенку сделать то же самое. А теперь расскажите о своих ощущениях («песок теплый, нагрелся солнцем, песчинки щекочут руки»). Попросите ребенка описать свои ощущения. Не расстраивайтесь, если сначала он будет использовать ваши слова. Спросите, что ребенок будет ощущать, если поменяет положение рук, если будет ими двигать, а затем выполните это действие и сравните ощущения с описанными.
ЧУДО-ЗВУКИ (4-10 ЛЕТ)
для игры понадобятся ведерко, формочки (желательно закрывающиеся), пластиковая бутылка, коробочки от киндер-сюрпризов, шуршащий пакет маечка, пустой спичечный коробок. Предложите ребенку поочередно насыпать песок в разные формы, встряхивать его и прислушиваться к звукам. Поясняйте, что предметы сделаны из разных материалов (пластмасса, картон, полиэтилен) и поэтому издают разные звуки. Вместе вы можете придумать целую 'мелодию» из разных звуков и сыграть ее.
УГАДАЙ-КА (от 3 лет).
Спрячьте в песок небольшие фигурки или листочки с написанными словами. Это - ключи к загадкам которые будет разгадывать ребенок. Отгадав ответ, вместе раскопайте песок и проверьте правильность догадки. Эта игра подойдет для группы детишек, можно устроить конкурс эрудитов, а призами станут раскопанные игрушки - «отгадки».
ПЕСОЧНЫЕ ЧАСЫ (от 3 лет).
Возьмите две небольшие пластиковые бутылки, в одну из них насыпьте песок и закройте крышкой. В крышке сделайте небольшое отверстие. Пустую бутылку без крышки прикрепите к бутылке с песком - часы готовы. А теперь можно устроить соревнование на время, например кто больше сделает куличей, пока пересыпается песок.
СОЛНЕЧНЫЕ ЧАСЫ (от 6 лет).
На песке начертите круг, в центре поместите палочку, ветку или пластиковую бутылку, наполненную песком для устойчивости. По наручным часам проверьте, когда наступит полдень, и отметьте на «циферблате 'число 12. Можно повторять проверку каждый час и предлагать ребенку выкладывать остальные цифры или усложнить задачу: по симметрии от «12» выложить остальные отметки на «циферблате», а затем проверить точность по наручным часам.
БУКВЫ И ЦИФРЫ (от 3 лет).
На песке легко писать, используя любые подручные средства: веточку, палочку или собственный палец. Вы можете обучать ребенка письму, показывать незнакомые буквы и цифры. С детьми постарше можно устраивать «диктант» или предлагать вставить пропущенные буквы в написанных вами словах.
ИСТОРИЯ И МИФОЛОГИЯ (5-8 лет).
Потихоньку от ребенка спрячьте в песок несколько «предметов древнего быта» (маленькие глиняные кувшинчики сойдут за амфоры, если вы рассказываете о древнем Риме; фигурка кошки будет символизировать древнеегипетские верования и т.д.). Вы можете сначала немного рассказать ребенку, а затем начать «раскопки», предупредив, что «где-то здесь спрятана вещица, связанная с вашим рассказом», а можете «случайно вместе раскопать сокровище, а затем сопровождать находку рассказом. для полноты картины захватите в свою археологическую экспедицию кисточки и мягкие тряпочки, чтобы аккуратно, не дыша, стирать песок с вашего открытия. Такой игрой можно заинтересовать и поклонника древней истории, и того, кто скучает на уроках.
ВЛАГОСТОЙКИЙ ПЕСОК
Понадобится:
- Обычный мелкий песок,
- Цветной песок (его можно купить или сделать самостоятельно),
- Защитный спрей для ткани (для водонепроницаемости)
- Бумага для выпечки.
На листы бумаги нужно разложить кучки песка (обычного и цветного) и хорошенько сбрызнуть их защитным спреем, чтобы песок полностью пропитался. Теперь кучки необходимо разровнять по листам вощеной бумаги и оставить просохнуть в хорошо проветриваемом помещении, на что уйдет около часа. Волшебный водяной песок готов, остается только рассыпать его по пластиковым контейнерам и позвать детей для игры.
Пользоваться волшебным песком нужно следующим образом: наполнить стеклянную емкость (аквариум, банка и т.п.) водой и сыпать в них песок. Зрелище получится незабываемое - песок будет не намокать, а укладываться в причудливые фигуры! Немного практики и этими «струями» можно будет управлять, и создавать целые подводные царства. Но самое интересное это то, что если слить воду, то песок все равно останется абсолютно сухим, и его снова можно будет рассыпать по контейнерам!
«ЖИВОЙ» ПЕСОК
Рецепты:
1. 4 чашки мелкого песка+2 чашки крахмала+1 чашка воды. Смешиваем, играем с детьми!
2. 5 чашек муки + детское масло для тела. Добавляем масло небольшими частями до нужной консистенции. Перемешиваем. Можно делать куличики!
3. Цветной «песок»: часть муки+ 3 части соли+ акварельные краски, лучше в тюбиках или очень густо разведенные водой. Хорошенько миксуем. Можно делать песочную пирамидку из разноцветных слоев.
Творите! Получайте от этого удовольствие!
Что вам понадобится:
1 стакан мелкого песка
1/2 чашки кукурузного крахмала
1/4 чашки + 1 столовая ложка воды
Что делать:
1. Смешайте воду и кукурузный крахмал до однородной массы.
2. Наливайте в песок смесь и перемешивайте до приятной консистенции. Масса должна лепиться и не рассыпаться.
3. Храните получившуюся массу в герметичном контейнере.
4. Для цвета можно добавить пару капель пищевого красителя.