Светофильтры
Азы фотографииКонверсионные светофильтры созданы для того, что бы произвести основные поправки в цветовую температуру освещения. Их задача - радикально преобразовать тип освещения под неподходящую для него фотоплёнку. Они делятся на «повышающие» и «понижающие». Когда этот фильтр может пригодиться в пейзажной фотосъёмке? Иногда можно его использовать перед закатом, для охлаждения слишком тёплого тона сцены, однако следует помнить, что сам закат как раз и приятен преобладанием теплых оттенков, и слишком сильное принудительное "охлаждение" может лишить закат самого главного. Но тут стоит вспомнить, что удачная любительская фотография получается не благодаря, а вопреки приложенным усилиям, но без этих усилий вообще не получилась бы, поэтому попробовать надо всё.
Коррекционные светофильтры созданы для того, чтобы произвести не столь существенные поправки в цветовую температуру света. Их задача - скорректировать цветовую температуру освещения на несколько сотен градусов. Они тоже делятся на «повышающие» и «понижающие». Когда нам понадобится применять эти фильтры? Многим знакомо чувство огорчения после съемок пейзажа, когда при съёмке душа поёт, а на фотографиях тот же самый пейзаж выходит холодным и отталкивающим. А что, собственно говоря, мы ожидали получить? Трава, небо, деревья - все эти объекты имеют холодные цвета (зеленый, голубой и синий). Особенно на тон влияют рефлексы от неба на траве и листьях деревьев. Вот тут-то и помогут фильтры серии 81. «Притепляя» сцену, они сделают её более приятной для восприятия зрителем. Не надо бояться экспериментировать с фильтрами этой серий с большой плотностью (до EF), результат вас не разочарует.
Одними из самых полезных и распространенных фильтров (они же самые дешевые), являются защитные фильтры. Основная их задача - предохранять дорогостоящую оптику от пыли и загрязнения. К таким фильтрам можно отнести бесцветный нейтральный (Neutral), ультрафиолетовый (UV), фильтр SkyLight (1A или 1В) и фильтры против дымки (Haze). Упомянутые фильтры не требуют никакой коррекции экспозиции.
Эффект, производимый поляризационными фильтрами на изображение, обусловлен тем, что они задерживают, либо определённым образом преобразуют поляризованный свет, образующийся в результате отражёния от любых поверхностей, при этом зачастую насыщая цвета. По эффекту, производимому на изображение, поляризаторы можно разделить на три группы:
- обычные поляризаторы,
- поляризаторы, совмещённые с другими фильтрами,
- поляризаторы, меняющие цвет отражений.
Поляризатор – это второй светофильтр, после защитного, который обязательно должен иметь в своём арсенале каждый уважающий себя фотограф-пейзажист (третьим и последним будет нейтрально-серый градиентный фильтр).
При покупке поляризатора обязательно обратите внимание на то, чтобы он не имел никакого постороннего остаточного цвета (например, голубого, розового и т.п.): хороший поляризационный фильтр должен быть нейтрально-серым. Скажу также, что по моему опыту, не стоит покупать дешёвые поляризаторы мало кому известных фирм – они плохо работают, при этом придавая изображению грязный оттенок. Из самых недорогих из качественных, могу порекомендовать поляризаторы американской фирмы Tiffen, японской Hoya и немецкой B +W
Никаких особенностей применения обычных поляризаторов при съёмке на цифровой фотоаппарат не существует. Надо только помнить, что почти все современные цифровые фотоаппараты замеряют экспозицию и фокусируются через объектив (как система TTL), поэтому мне остаётся присоединиться к мнению производителей фильтров и порекомендовать вам использовать только циркулярные поляризаторы.
Тут все ясно
Задачей этих фильтров, как следует из их названия, является ослабление светового потока, попадающего в объектив фотоаппарата. Обозначаются они «ND» (Neutral Density), называются «нейтрально-серыми» и выпускаются плотностями 2x, 4x, 6x, 8x и 400х. Эти фильтры не меняют цвета сцены, а просто понижают количество пропускаемого света в количество раз, обозначенное на маркировке. То есть применение фильтра 2х при прочих равных условиях, приведет к увеличению экспозиции на одно значение. Для фильтра 4x это 2 положения, 6x - 2,5 положения и 8x - 3 положения. Фильтр 400х, выпускающийся фирмой Hoya, рекомендуется для астросъёмок солнца и достижения сверхдлинных выдержек.
Градиентные фильтры, часто применяющиеся в пейзажной фотосъёмке, представляют собой частично окрашенные, условно скажем в верхней части, стёкла или пластинки из органического стекла, при этом оставшаяся часть фильтра совершенно бесцветна. Фильтры, частично окрашенные в нейтрально-серый цвет, называют нейтрально-серыми градиентными, или «оттенёнными» фильтрами, а окрашенные в любой другой цвет – цветными градиентными.
«Нейтрально-серые» - дна из половин фильтра работает в качестве светопоглощающего фильтра ND, упомянутого ранее, в то время как другая не меняет освещённость сцены. Расположив такой фильтр серой половиной вверх, мы ослабим яркость неба, при этом яркость низа останется прежней. Таким образом можно ослабить контраст сцены до трёх ступеней экспозиции.
Стоит сказать, что любые градиентные фильтры круглой формы имеют один существенный недостаток: мы не можем регулировать положение границы раздела затемнённой и неокрашенной части. Это принуждает нас делать пейзажи с линией горизонта по центру снимка, что существенно ограничивает наше творчество.
«Цветные градиентные» - Применяя эти фильтры, можно изменить цвет верхней и/или нижней части снимка, например, придать любой оттенок небу